Екатерина Гаврилова
Конспект интегрированной деятельности «Осенние музыкальные пейзажи» с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной деятельности с детьми подготовительной группы.
Тема : «Осенние музыкальные пейзажи».
Цель: развивать музыкальное восприятие, эмоциональность детей, их способность чувствовать настроения в музыке и их смену.
Задачи:
1. Работать над чистотой интонирования чистой кварты, выразительным исполнением знакомых песен;
Публикация «Конспект интегрированной деятельности „Осенние музыкальные пейзажи“ с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Осенний пейзаж. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Развивать умение вслушиваться в звучащее произведение и знакомить детей с тембрами виолончели и арфы, соотносить их с художественным образом произведения (виолончель – лебедь, арфа - вода).
3. Обогащать словарный запас детей новыми словами.
4. Развивать слуховое внимание, способствовать формированию навыков выполнения ритмичных движений в соответствии с текстом и темпом музыки.
5. Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве зала: равномерно расходиться по всей площади, перестраиваться в круг и в пары; выполнять музыкальные движения с предметом в руках, учить доброжелательному отношению детей друг к другу.
6. Побуждать детей передавать свои музыкальные впечатления, их настроение, эмоциональное состояние через слово, и художественную деятельность.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Предшествующая работа.
- Разучивание песен и танцев.
- Слушание музыки и проведение бесед о сюите Сен-Санса «Карнавал животных» : «Королевский марш льва», «Куры и петухи»;
- Наблюдение за осенними явлениями в природе, составление календаря погоды.
Материал и оборудование к занятию.
- Музыкальный зал оформлен в виде осеннего леса.
- Стол с готовыми разноцветными картинками для изображения музыкальных пейзажей.
- Репродукции картин с осенними пейзажами, разными по колориту и настроению.
- Листочки для танца.
- Детские музыкальные инструменты : ксилофоны, колокольчики, маракасы, румбы, ложки, «шум моря».
- Музыкальный центр.
- Фортепиано.
- Телевизор.
Музыкальный репертуар :
Моцарт «Менуэт»;
К. Сен-Санс «Лебедь»;
Танец «Листик-листопад»;
Попевка «Осень;
Песня про осень по выбору детей;
Игра на детских музыкальных инструментах «Виноватая тучка».
Музыкальная игра «Тучка-сердючка».
Музыкально-ритмические движения «Паровоз-букашка».
Содержание организованной интегрированной деятельности с детьми.
Дети заходят в зал под музыку Моцарт «Менуэт»;
Мальчики – рука на пояс, девочки – на платье. Строятся полукругом на ковре.
Приветствие:
Я рада приветствовать вас в нашем зале, ведь музыкальный зал – это волшебная страна музыки и красоты. Давайте поздороваемся.
-Здравствуйте, ребята!
-Здравствуйте!
Отгадайте мою загадку и скажите, о чем мы сегодня будем говорить?
Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (Осень)
Да, мы будем беседовать об осени в музыке, о музыкальных пейзажах, т. е. об изображении природы. Сегодня перед нами сложная задача – понять, может ли музыка «рисовать» природу? И как музыка может изображать осенние пейзажи?
Погода осенью очень разная. Скажите мне, пожалуйста, какая погода бывает осенью? (хмурая, переменная, солнечная.) Правильно, а сейчас отметим погоду в нашем календаре. Каким кружочком? Можно ли назвать эти кружочки пейзажем? (Нет, это все лишь схема.)
Тогда подберем слова, чтобы описать сегодняшний осенний день.
Итак, начнем наше исследование.
Где мы с вами можем увидеть осенние пейзажи? (на улице) Конечно, в природе. Тогда я приглашаю вас в осенний лес. Хотите отправиться в путешествие?
Садимся в поезд, и поехали.
Музыкально-ритмические движения «Паровоз-букашка».
Вот мы и оказались с вами в осеннем лесу. Посмотрите-ка, перед нами лесное озеро.
Подходим к Озеру, которое прикреплено к занавеске.
Мы видим, как птицы готовятся к отлету. Каких перелетных водоплавающих птиц вы знаете?
Сейчас мы послушаем с вами музыку французского композитора из известной вам сюиты «Карнавал животных». Кто помнит, кто написал эту сюиту? (Камиль Сен-Санс. (ПОКАЗАТЬ ПОРТРЕТ).
Что такое сюита? (несколько пьес, объединенных одной темой – темой животных). Мы уже послушали некоторые пьесы из этой сюиты. Какие? («Королевский марш льва», «Куры и петухи»).
А сейчас послушаем фрагмент произведения, которое называется «Лебедь». Для нас его сыграют два инструмента: виолончель и арфа. Они подружились и решили сыграть для нас красивую музыку. Прислушайтесь, пожалуйста, и скажите, какой инструмент изображает лебедя – гордую, спокойную птицу, плывущую по волнам. А какой инструмент показывает нам, как плещется вода в озере. После прослушивания поговорим с вами о том, какое настроение у этой музыки. Итак, садитесь поудобнее, слушаем.
СЛУШАНИЕ.
Какой инструмент изобразил лебедя?
Образ лебедя нам изобразила своим спокойным, певучим, низким голосом виолончель. (показываю инструмент на телевизоре.) а арфа? – водные струи. Какое настроение у музыки? (спокойное, плавное, серьезное)
Ребята, если бы мы с вами были художниками, какие цвета взяли, чтобы нарисовать лебедя, плывущему по лесному озеру? Белые, голубые, синие, серебристые. Все верно, ведь ранней осенью много солнечного света, вода в реках и озерах голубая. А небо чистое, с легкими облачками. И хочется больше гулять и наслаждаться красотой природы. Тогда пойдемте дальше гулять по нашему лесу.
Подходим к желто-зеленому фону.
Меняем пейзаж на телевизоре «Листопад».
Ребята, посмотрите, что мы здесь видим? Другой пейзаж, который можно назвать «Листопад». здесь лежат разноцветные листочки. Осень постаралась и раскрасила листья в разные цвета. Какие же?
Берите листики в руки, станцуем с ними. Как кружатся листья осенью? Легко, весело.
ТАНЕЦ «ЛИСТИК-ЛИСТОПАД»
Молодцы! Мне очень понравилось, как вы танцевали. Я как будто побывала в лесу.
Подходим к сиреневому фону. Меняем картину на телевизоре.
Ну, а что же тут, ребята? Посмотрите, кажется, на этой полянке наступили уже первые заморозки. Цвет нашей картины (на телевизоре) поменялся. Какие краски использовал художник? Серые, сиреневые. Наверно, началась уже поздняя осень. Чувствуете, какой морозный, бодрящий свежий воздух? Давайте передохнем и подышим.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
Итак, дышим лесным воздухом: вдох носиком, выдох через рот.
А теперь выдох очень длинный со звуком [а]. приготовим наши пальчики-одуванчики и будем на них дуть, чтобы ни один парашютик не слетел.
Споем попевку «Осень» так, чтобы нам хватало дыхания на каждую музыкальную фразу.
ПОПЕВКА «ОСЕНЬ».
Ребята, какую мы споем песню, в которой поется о всех периодах осени?
ПЕСНЯ ПО ВЫБОРУ ДЕТЕЙ.
Поменять изображение на телевизоре на тучу.
Посмотрите, тяжелая и темная налетела туча, и закапал дождик.
Как вы думаете, какие цвета подберет художник, чтобы изобразить такой пейзаж? (черные, серые, фиолетовые).
Сейчас мы с вами подыграем песенке про виноватую тучку. Берите аккуратно инструменты, вставайте на свои места, будьте внимательны, слушайте друг друга, следите за ритмом.
ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ «ВИНОВАТАЯ ТУЧКА»
Дождь прошел и туча полетела дальше, а нам пора отдохнуть и немного поиграть. Давайте по считалке выберем тучу.
Не забудьте, с каким настроением мы будем петь песенку? (печальное, сердитое, унылое, хмурое.)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «ТУЧКА-СЕРДЮЧКА»
Молодцы!
Ну, что, в лесу мы многое увидели, многое услышали. теперь пора возвращаться в детский сад.
Музыкально-ритмические движения «Паровоз-букашка».
Ребята, скажите, пожалуйста, смогла нам музыка помочь представить разную осень? что мы слышали с вами сегодня в лесу? Как плещется вода в озере, как плывет лебедь, как кружатся листочки и гуляет по небу туча. И настроение у музыки было разное : на озере - спокойное, где кружились и танцевали листья – веселое. Когда набежала туча – сердитое.
Молодцы! Вы все правильно поняли.
Значит, музыка может рисовать разные осенние пейзажи.
А сейчас я предлагаю вас стать художниками и нарисовать осень. У меня у одной ничего не получилось. Посмотрите. Здесь чего-то не хватает. Помогите мне закончить эту картину. Мы дадим ей название «Разноцветная Осень».
Здесь, на столе, разложены капли, листочки, птички, солнечные лучи. Вспоминайте, куда мы с вами сегодня ходили, что видели и слышали. Я включу вам красивую музыку, а вы начинайте рисовать.
Итак, картина получилась очень яркая. Такая же, как музыка, которую мы слышали сегодня и такая же разная как осенние пейзажи. Значит, музыка – это воплощение нашей жизни, наших чувств.
Значит, музыка умеет рисовать! Сегодня я хочу подарить вам наклейки, потому что мне было с вами сегодня очень интересно. Спасибо вам. А теперь пора прощаться. я буду вас очень ждать. До свидания.