Деева Марина Михайловна
Конспект интегрированного занятия «Экспериментирование с водой и воздухом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создать условия для систематизации накопленной детьми информации использованием логических операций (анализ, синтез, обобщение) о природе
отдаленных материков мира.
Задачи:
1. Развивающие:
-Развивать речевую культуру ребенка, расширять пассивный словарь детей -Развивать эмоциональную сферу детей, совершенствовать психические
процессы: воображение, мышление, внимание. -Развивать способность наблюдать, сравнивать, устанавливать простейшие причинно -следственные связи (значение воды, воздуха, растительности, почвы в жизни людей).
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Экспериментирование с водой и воздухом“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
- Формировать интерес к исследовательской деятельности
2. Обучающие:
-Учить принимать участие в простейших экспериментах с песком, водой, делать выводы.
- Учить рассказывать о своем эмоциональном состоянии
Расширять представление детей о характерных признаках жизни на других
материках нашей планеты, особенностях окружающего мира.
3. Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношения к явлениям природы, самостоятельность принятии решений доброту, отзывчивость.
-Формировать умение видеть красоту природы других материков нашей
планеты.
Ключевые понятия: материк, фильтр, пресная вода, раскаленный песок.
Материал: карта, сундук с монетами, оборудование для проведения опытов. атрибуты одежды для путешествия, макет корабля.
Прогнозируемый результат:
- Использование в речи образных выражений.
- Умение эмоционально передавать отношение к природе других материков
нашей планеты. - Проявление интереса и посильное участие в экспериментальной деятельности,умение делать выводы.
Ход занятия.
Дети входят в зал под музыку «Мы идем сегодня в порт». В зале стоит корабль, на корабле сидит капитан.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда мы попали (в порт). Да,правильно, в порт. Посмотрите, ребята,какой корабль. А кого вы видите на корабле (капитан). Капитан: Здравствуйте, ребята. Очень приятно познакомиться капитан Дальнего плаванья Врунгель Христофор Бонифатьевич. Воспитатель: Скажите, капитан, а вы много плавали?
Капитан: Да, я много плавал, в разные страны, на разные материки, и даже
однажды совершил кругосветный поход на Яхте. Много было и занятного и
поучительного в тех походах.
Воспитатель: А сейчас, Христофор Бонифатьевич, чем вы занимаетесь? Капитан: Я собираюсь отправиться в путешествие на поиски клада. Но к сожалению пока не набрал команду матросов.
Воспитатель: А какими должны быть матросы? Капитан: Матросы должны быть сильными, ловкими, сообразительными,смелыми.
Воспитатель: Христофор Бонифатьевич, а наши ребята Вам подойдут?
Капитан: Ребята, вы мне нравитесь, отвечаете бодро, пожалуй, я принял бы вас в свою команду. Хотите стать матросами на моей Яхте и отправиться со мной в путешествие? (предлагает детям одеть морские воротники). Ну, юные моряки, а теперь скажите, что нужно для путешествия морякам, чтобы не заблудиться (карта). Да, правильно, смотрите ребята, у меня есть карта, на ней указан маршрут, по которому мы можем попасть на остров, где находится клад.
Дети рассматривают карту.
Воспитатель: Отправляемся с какогоматерика? (Евразия).
А потом куда плывём? (В Африку).
Капитан: Итак, отправляемся. Сколько непередаваемых картин, сколько неизгладимых впечатлений ждут нас впереди! Дети «садятся» на корабль, исполняют песню «Капитан».
Воспитатель: Дети, что это там впереди? (земля). Капитан: Да, действительно земля. Давайте посмотрим карту. Это остров Кипр. Отдать концы. Причаливаем к берегу.
Дети выходят на остров.
Воспитатель: Капитан Врунгель, ребята очень хотят пить. Можно ли пить вод из моря, она такая чистая и прозрачная?
Капитан: Ребята, а как вы думаете, можно пить воду из моря? Почему? (солёная, грязная, невкусная).
Воспитатель: Ребята, можно ли сделать солёную воду не солёной? (ответы
детей). Давайте попробуем.
Опыт № 1.
Дети подходят к столу. На столе- стаканы, ложки, фильтры по количеству детей, соль.
Вопросы к детям:
- Какая на вкус вода в море? (соленая)
. - Как можно получить морскую воду? (добавить соль в воду и размешать)
- Что происходит с солью? (растворяется).
Что происходит с водой? (осталась прозрачной, но стала солёной предложить детям попробовать воду на вкус). • Можно ли сделать наоборот морскую воду пресной? Вспомните, ка вы очищали воду от глины, песка? Как это сделать? (профильтровать)
Работа детей: Дети пропускают воду через фильтр пробуют на вкус.
Выводы: Что можно сказать о морской воде? (морскую воду нельзя сделать пресной, не солёной, её нельзя пить). Можно пить только пресную, чистую, не солёную воду).
Капитан: Ребята, не переживайте, у нас есть запас обычной, питьевой,
пресной воды, она утолит вашу жажду (поит детей водой). Воспитатель: Ребята, может ли человек прожить без воды? Для чего нужнавода человеку? (пьёт, готовит еду, купается, стирает.).
Человек частично состоит из воды, поэтому жить без воды он не может. Как вы думаете на нашей планете какой воды больше солёной или пресной? Правильно, поэтому очень важно бережно относиться к воде, бережно её расходовать.
Капитан: Ну что, плывём дальше? Воспитатель: Опять вижу впереди землю.
Капитан: Это целый материк. Посмотрите карту. (детипричаливают к берегу).
читают "Африка"
Капитан: Будьте осторожны мы в Африке. Какое солнце в Африке? (солнце
светит прямо над головой, очень жаркое). Можно ли без обуви ходить по песку? (нет). Почему нельзя? (песок раскалённый)
Однажды со мной приключилась такая история. Я со своими матросами приплыл в Африку. Все очень проголодались, а из еды на корабле остались только яйца. Печка на корабле сломалась, и я решил пожарить яйца прямо на песке.
Воспитатель: И у вас получилось?
Капитан: Да, яйца пожарили, команду накормили.
Воспитатель: Что-то нам не верится, то яйца можно пожарить на песке.
Хотелось бы проверить. Мы же в Африке. Капитан: Хорошо, принесите-ка мне песка с берега. (воспитатель приносит горячий песок).
Опыт № 2.
Дети подходят к столу.
Условия проведения:
Ребята, попробуйте поднести руку, что вы ощущаете? (тепло).
Капитан разбивает несколько яиц в песок, предварительно подложив фольгу. Яйца жарятся.
Вопросы:
Как вы думаете,почему жарились яйца (песок горячий)
Почему песок горячий? (солнце нагрело).
Воспитатель: Спасибо, Христофор Бонифатьевич, что показали, как можно жарить яйца на раскалённом от Солнца песке. Мы обязательно воспользуемся вашим советом и теперь у нас есть не только запас воды, но и еды.
Выводы: Солнце источник тепла и света. Что было бы на Земле, если бы Солнце стало холодным? (Земля погрузилась бы в темноту, и от холода и темноты погибли бы все растения, животные и люди).
Физминутка «Солнышко».
Капитан: Отправляемся дальше. Впереди остров Куба. Причаливаем к берегу. Ребята, этот остров я хорошо помню. Однажды на этом острове со мной и моими друзьями произошла загадочная история. Хотите узнать, какая?
Просмотр отрывка из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля» о
том, как перевернулся корабль, а люди остались под ним и смогли дышать
Воспитатель: Как же они там дышали? Ребята, человек может дышать без воздуха? Давайте проведём эксперимент пальчиками закройте нос, и одновременно ладонью другой руки закройте рот (нам нечем дышать). Да ребята, без воздуха нет жизни. Я предлагаю провести такой опыт:
Опыт № 3.
• Дети подходят к столу. На столе стакан, наполненный водой, листы плотной бумаги размером 10 х 10см, внутри стакана поплавок.
Работа детей: (ко дну стакана кусочком пластилина прикреплена
сложенная вчетверо бумажная салфетка) переворачивают стакан и, удерживая его прямо, опускают в миску с водой.
Вопросы: В стакане остался воздух, он удерживает воду.
Работа воспитателя: Воспитатель кладёт лист бумаги на стакан.
Затем быстро переворачивает стакан вверх дном, крепко прижимая лист бумаги к стакану, чтобы вода не вылилась. Осторожно отнимает руку от листа бумаги.
Вопросы: Что произошло? (вода не вылилась, лист бумаги словно приклеился кстакану)
Почему? (корабль перевернулся, воздух переместился наверх).
Капитан: Отправляемся дальше. А вот, наконец, остров Ямайка, на котором спрятан клад.
Дети выходят на берег, навстречу им направляется пират Сильвер.
Пират: Вы кто такие и зачем сюда приплыли?
Дети: Здравствуйте, мы моряки, вместе с капитаном ищем клад.
Пират: Я пират Сильвер, хозяин острова и не позволю вам ничего унести с этого острова, пока вы не ответите на мои вопросы. Согласны?
Загадки:
• Неведимка озорной, Всё играет он с травой, Листья в воздухе кружит И куда-то всё спешит. (BETEP)
• Большой подсолнух в небе, Цветёт он много лет. Цветёт зимой и летом, А семечек всё нет. (СОЛНЦЕ)
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без (ВОДЫ)
Пират. Ну, что ж, молодцы, ответили на все вопросы. Я, как и обещал. разрешаю вам искать свой клад. Капитан: Ребята, смотрите, на карте указано, что клад находится под пальмой.
Дети находят пальму и клад. Прощаются с пиратом и дарят ему на прощанье самую большую монету.
Капитан и дети отправляются в обратный путь. Воспитатель: Ну, вот и подходит к концу наше путешествие. Вампонравилось?
Что интересного узнали?
В море вода солёная и её нельзя очистить и сделать питьевой.
Солнце нагревает песок в Африке так, что можно жарить яйца.
Если перевернётся яхта, и люди останутся под ней, они смогут дышать, потому что под яхтой останется воздух.
Дети «приплыли» в детский сад.
Воспитатель: Спасибо, Христофор Бонифатьевич, нам очень понравилось путешествие. Мы получили много незабываемых впечатлений. В знак благодарности дети дарят вам рисунок (нарисованный молоком).
Капитан разворачивает рисунок и удивляется.
Капитан: На бумаге ничего не нарисовано! Воспитатель: Христофор Бонифатьевич, это необычный рисунок. Ребята, расскажите капитану, в чём секрет этого рисунка (изображение сделано молоком, при нагревании молоко поджаривается и темнеет, что нужно сделать, чтобы увидеть, что изображено на бумаге (поднести к свечке и немного чтобы увидеть, что изображено на бумаге (поднести к свечке и немного нагреть).
Капитан благодарит детей, прощается.