Рузалия Ильдаровна Багаутдинова
Конспект интегрированного занятия «Весеннее путешествие» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Весеннее путешествие»
Авторы: Кузьминых Елена Николаевна (воспитатель, Багаутдинова Рузалия Ильдаровна (музыкальный руководитель) МБДОУ ЦРР - дет/сад № 35 «Сказка» с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников, г. В. Тура.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Весеннее путешествие“ в старшей группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная.
Цель: систематизировать представления детей о времени года – весна. Развивать музыкальные способности детей в основных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии.
Задачи:
- образовательные: закрепить и уточнить представления о признаках
весны, учить замечать изменения в живой и неживой природе, использовать знания в выполнении заданий, при ответах на вопросы. Познакомить детей со
способом посева крупных семян (по одному в лунку). Подвести детей к
пониманию условий, необходимых для успешного развития растений;
упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-
следственные связи.
Развивать музыкальное восприятие, способность чувствовать настроения в музыке; научить различать средства музыкальной выразительности: темп, динамику, гармонизацию. Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей посредством игр, игрового массажа, музыкотерапии.
-развивающие: Развивать интерес к явлениям живой и неживой природе,
словарный запас и разговорную речь детей. Развивать наблюдательность,
зрительное восприятие, внимание, мышление, творческие способности,
воображение, музыкально-ритмический и звуковысотный слух.
Способствовать проявлению самостоятельности и творческому
выполнению заданий.
- воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, умение
видеть и понимать красоту природы с помощью выразительных средств музыки. Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.
Оборудование: проектор, экран, мультимедийные презентации, коробочки с землёй, чудесный мешочек, лейки с водой, семена овощей, палочки для работы, с отметкой глубины посадки, цветные кубики.
Ход ООД.
Заход детей.
Выполняется логоритмическая коммуникативная игра «Ты шагай, ты шагай!»
Ты шагай, ты шагай и, смотри, не прозевай.
Ты шагай, ты шагай - себе пару выбирай.
Поздоровайся ладошкой, поздоровайся и ножкой.
Плечиком и локотком, и, конечно, язычком: «Здравствуйте!»
(Дети садятся на места)
Воспитатель.
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая,
Значит, к нам пришла весна,
Музыкальный руководитель.
Если солнце разрумянит
Наши щеки докрасна,
Нам еще приятней станет –
Значит, к нам идет весна!
Воспитатель. Мы сегодня с вами отправимся в весеннее путешествие, а на чем –догадайтесь сами.
Загадка:
За дымком, за свистком
Братья бегают бегом. (Поезд)
Воспитатель. Ребята, Паровозик из Ромашково приглашает нас на весеннюю прогулку.
Показ слайда №1-«Паровозик из Ромашково».
Воспитатель.
Паровоз везёт друзей,
Вместе ехать веселей.
Паровозом управляю,
Остановки объявляю.
Дети с песней «Хорошо на свете солнышко свети, пожелай нам ветер доброго пути…» из мультфильма «Паровозик из Ромашково» двигаются по залу и садятся на места.
Показ слайда №2 –«Солнечная полянка».
Воспитатель. Дети, паровозик привёз нас на полянку. Давайте сделаем гимнастику для глаз, чтобы они могли лучше всё рассмотреть и ничего интересного не пропустить.
Зрительная гимнастика:
Вот стоит весенний лес
В нем много сказок и чудес.
(выполняют круговые движения глазами)
Слева-сосны, справа - ели.
(глазами влево - вправо)
Дятел сверху тук да тук.
(глазами вверх- вниз)
Глазки ты закрой, открой,
И скорей беги за мной!
Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку.
В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдёт – и всех разбудит. (Солнце)
Воспитатель. Весной солнце поднимается выше и больше лучей попадает на землю. Чего не хватает у нашего солнца? (Держит в руках макет солнца без лучей)
Дети. Лучей.
Воспитатель. Прикрепить солнцу лучик (прищепку) сможет тот, кто назовёт признак весны. ( Ответы детей: тает снег, появляются первые проталины, солнце светит ярче, становится теплее, день стал длиннее, а ночь короче, появляются сосульки, прилетают птицы, текут ручьи, просыпаются животные после спячки, меняют шубки, у животных появляются детеныши, весной у деревьев начинает идти сок, они «просыпаются», набухают почки и появляются первые листочки, цветочки, весной начинают прорастать семена разных растений распускаются первые цветы, прилетают перелетные птицы, появляются насекомые, дует теплый ветер, весной облака легкие, белые; их мало и они летят высоко, весной идут редкие дожди и начинаются грозы).
Дидактическая игра: «Объясни значение слов».
( На экране мультимедийная презентация: показ слайдов с №3 по №11)
Воспитатель. Дети, рассмотрите картинки и объясните, что означают эти слова.
Воспитатель. Ручей…
Дети. Это небольшой водный поток, образованный стоком снеговых или дождевых вод.
Воспитатель. Скворечник…
Дети. Это помещение для скворцов в виде небольшой будочки, укрепленной на длинном шесте или на дереве около дома.
Воспитатель. Капель…
Дети. Это падение капель растаявшего снега во время оттепели с крыш и деревьев.
Воспитатель. Подснежник…
Дети. Это растение, обычно с белыми цветками, распускающимися сразу после таяния снега.
Воспитатель. Почки…
Дети. Это не развившийся еще побег растения, зачаток листа, стебля или цветка.
Воспитатель. Проталина…
Дети. Это место, где стаял снег, и открылась земля.
Воспитатель. Гнездо…
Дети. Это место, устраиваемое или приспосабливаемое птицами для кладки яиц и высиживания птенцов.
Воспитатель. Стая…
Дети. Это группа животных одного вида, держащихся вместе.
Воспитатель. Насекомые…
Дети. Это маленькое беспозвоночное членистоногое животное.
Музыкальный руководитель.
Многие поэты воспевали весну в своих произведениях, художники рисовали красивые, нежные полотна о весне, музыканты писали музыку, а сегодня мы с вами познакомимся с романсом, который называется «Жаворонок». Скажите мне, кто же такой жаворонок?
Дети: Птица.
Показ слайда №12.
Музыкальный руководитель. Правильно, ребята! Жаворонок- маленькая птичка, размером чуть больше воробья, но когда он начинает петь, то хочется его слушать и радоваться этой чудесной песенке. Послушайте, какое красивое стихотворение про жаворонка написал поэт В. А. Жуковский:
«ЖАВОРОНОК»
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Я здесь пою приход весны.
Здесь так легко мне, так радушно,
Так беспредельно, так воздушно;
Весь божий мир здесь вижу я.
И славит бога песнь моя!
(В. А. Жуковский)
Музыкальный руководитель. Свои произведения про эту чудесную птицу писали не только поэты, но и многие музыканты, скажите, а как называют человека, который пишет музыку?
Дети. Композитор.
Музыкальный руководитель. Правильно, музыку пишет композитор, в ней он передает свое настроение, переживания. С помощью чего композитор передает настроение в музыке?
Дети. С помощью мелодии, ритма, звуков.
Музыкальный руководитель. Сейчас мы с вами послушаем произведение великого русского композитора М. И. Глинка, который жил в 19 веке. Он написал романс «Жаворонок».
Показ слайда №13.
Звучит «Жаворонок»М. И. Глинка.
Показ слайда №14.
Музыкальный руководитель. Скажите, какая музыка по характеру?
Дети. Светлая, протяжная, мелодичная, певучая, спокойная, грустная.
Музыкальный руководитель. Как звучит музыка по динамике?
Дети. То громко, то тихо.
Музыкальный руководитель. Как вы думаете, почему?
Дети. Когда жаворонок улетает высоко в небо, то музыка звучит чуть тише, а когда он опускается ниже- музыка звучит громче.
Музыкальный руководитель. Да, романс «Жаворонок»- это очень нежное, трогательное произведение. Это гордость нашей русской музыкальной классики, а сейчас продолжаем наше путешествие.
Показ слайда № 15.
Дети с песней из м/ ф «Паровозик из Ромашково» двигаются по залу и садятся на места.
Воспитатель. Стоп. Остановка «Цветочная полянка».
Показ слайда №16- остановка «Полянка Цветочная».
Воспитатель. Дети, оглянитесь вокруг, сколько проталинок, а лишь на некоторых появились подснежники. Мы должны помочь остальным подснежникам появиться на наших проталинах.
(Детям раздаются карточки с изображением подснежника, на обороте записан пример).
Воспитатель. Ребята, вам нужно решить пример и посадить цветок на нужную проталину.
Показ слайда №17.
Воспитатель. Продолжаем наше путешествие.
Показ слайда №18 -«Паровозик из Ромашково».
Дети с песней из м/ ф «Паровозик из Ромашково» двигаются по залу и садятся на места.
Показ слайда №19 – остановка «Мир насекомых».
Воспитатель. А вот и следующая полянка, посмотрите, сколько на ней разных насекомых.
Дидактическая игра «Отгадай загадку».
Показ слайдов с №20 по №28.
Воспитатель. Длиннохвостая, изумрудная, порхающая, ненасытная, изящная.
Дети. Это стрекоза.
Воспитатель. Надоедливая, вредная, крылатая, гудящая, большеглазая.
Дети. Это муха.
Воспитатель. Трудолюбивый, умный, проворный, сильный, заботливый.
Дети. Это муравей.
Воспитатель. Маленькая, краснокрылая, пятнистая, полезная, лёгкая.
Дети. Это божья коровка.
Воспитатель. Страшный, мохнатый, усердный, терпеливый, опасный.
Дети. Это паук.
Воспитатель. Великолепная, порхающая, красивая, пестрая, разноцветная.
Дети. Это бабочка.
Воспитатель. Мохнатый, ворчливый, толстый, неуклюжий, жужжащий.
Дети. Это шмель.
Воспитатель. Нужная, полезная, трудолюбивая, жёлтая, хлопотливая.
Дети. Это пчела.
Воспитатель. Вредная, поедающая, длинная, ползущая, медлительная.
Дети. Это гусеница.
Показ слайдов с №29 по №35.
Проводится музыкально – дидактическая игра «Поющая гусеница»
Плахова Е. М //Музыкальный руководитель - 2015.- №5.-С. 23.
Музыкальный руководитель.
Наша гусеница пела и играла,
Но немножечко устала.
Полежим, отдохнем,
А потом опять пойдем.
Выполняется упражнение «Гусеница»//Нищева Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР» С. -П. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007г.
Показ слайда № 36.
Звучит Дебюсси К. «Лунный свет».
Этот странный дом без окон
У людей зовется “кокон”.
(Дети лежат на спинах; руки вдоль туловища, ногами в центр круга.)
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нем.
(Переворачиваются на левый бочок, положив ладони под щеку.)
Спит без просыпа всю зиму.
(Переворачиваются на другой бок)
Но зима промчалась мимо -
(Переворачиваются на спину,потягиваются)
Март, апрель, капель, весна.
(Медленно садятся.)
Просыпайся, соня - сонюшка!
(Потягиваются сидя.)
Под весенним ярким солнышком
(Встают, потягиваются стоя.)
Гусенице не до сна.
Стала бабочкой она!
(Бегут по кругу, машут руками, как крыльями.)
Музыкальный руководитель. Продолжаем наше путешествие.
Показ слайда №37 -«Паровозик из Ромашково».
Дети с песней из м/ ф «Паровозик из Ромашково» двигаются по залу и садятся на места.
Показ слайда №38– остановка «Пернатые друзья».
Воспитатель. Ребята, весна - полна чудес, она пробуждает природу ото сна, все вокруг зеленеет. А ещё именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях. Скажите, как называются птицы, которые прилетают с юга? (перелётные)
Дидактическая игра «Узнай и назови»
Показ слайдов с №39 по №48.
Воспитатель. Посмотрите на экран. Узнайте и назовите перелётную птицу Дети. Грачи, скворцы, жаворонки, чижи и зяблики, журавли, трясогузки, дрозды, ласточки, стрижи, соловьи, утки, гуси.
Воспитатель. Что общего у всех птиц?
Дети. У всех птиц есть крылья, хвост, туловище, голова, клюв, лапы, перья.
Воспитатель. Что происходит нового в жизни птиц весной?
Дети. Они вьют гнезда, откладывают яйца, высиживают и выкармливают птенцов.
Воспитатель. Дети, какие правила нужно соблюдать, придя в лес, по отношению к птицам?
Дети. Не ловить, не уносить с собой птенцов, не брать в руки яйца, птицы могут покинуть свое гнездо, не разорять гнезда.
(Звук дятла)
Музыкальный руководитель. Слышите, нас кто-то приветствует в лесу? Кто это?
Дети. Это дятел.
Показ слайда №49.
Музыкальный руководитель. Дятел сидит высоко на сосне, он увидел, что весна уже совсем близко, и послал своим друзьям на юг послание о том, что пришла весна.
С дятлом рядом постоим
и по спинке постучим!
Проводится игровой массаж «Дуб»
(Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют массаж спины.)
Дятел на дубу сидит и стучит, стучит, стучит,
(стучат кулачками по спине)
Ищет под корой жучков и съедобных червячков.
(слегка пощипать)
Телеграммы шлёт на юг, что растаял снег вокруг.
(«печатают» ладонями по спине)
Ну а если грянет гром, и польётся дождь потом,
(на слово «гром» хлопнуть по спинке, а затем побарабанить пальцами)
Дятел спрячется в дупло, в нём и сухо и тепло.
(круговые движения ладонями по спине)
Дятел клювом постучал,
(поглаживание по спине)
Постучал и замолчал,
(опустили руки)
Потому что он устал!
Показ слайда №50 -«Паровозик из Ромашково».
Дети с песней из м/ ф «Паровозик из Ромашково» двигаются по залу и садятся на места.
Показ слайда №51 -остановка «Мир животных».
Дидактическая игра «Кто где живет?»
Показ слайдов с №52 по №57.
На экране картинки с изображением диких животных (медведь, лиса, волк, белка, заяц, ёж) и картинки с их жилищами (берлога, нора, логово, дупло, куст, норка). Дети называют животное и соответствующее ему жилище.
Дидактическая игра «Кто чем питается?»
В мешочке находятся: мед, орехи, грибы, шишка ели, яблоко, морковь, жук, трава, ягоды…
(Дети достают пищу для зверей, угадывают, кто чем питается).
Дидактическая игра «Назови семью»
Показ слайдов с №58 по №63.
(На экране картинки с изображением семей диких животных. Дети называют взрослых животных мужского и женского рода и их детеныша).
Музыкальный руководитель.
А сейчас для всех вас шутка-
Музыкальная минутка.
Дружно, весело играем
И, конечно, подпеваем.
Показ слайда №64.
Проводится игровой самомассаж с пением (по А. Уманской) «ГусёнокТимошка»//Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду». Автор- - составитель О. Н. Арсеневская. Издательство «Учитель», 2011г.
Показ слайда №65 -«Паровозик из Ромашково».
Дети с песней из м/ ф «Паровозик из Ромашково» двигаются по залу и садятся на места.
Воспитатель. Посмотрите, ребята, пока мы с вами играли, наш паровоз привез нас на конечную станцию, а называется она «Дачная».
Показ слайда №66 – остановка «Дачная».
Воспитатель. Весной все люди трудятся на своих участках, огородах, дачах. Вот и мы сегодня с вами будем сажать семена овощей на нашем мини-огороде. Посмотрите, какие маленькие яркие конверты у меня в руках. Как вы думаете, что в них?
Дети. Семена.
Воспитатель. Сейчас мы с вами разделимся на группы. Одни будут сажать семена кабачков, другие семена огурцов.
(Дети подходят к столам, на которых заранее приготовлены ёмкости с землёй, семена овощей, ёмкости с водой, совочки)
Воспитатель. Давайте рассмотрим семена, какие они?
Дети. У огурцов семена маленькие, овальные, плоские, а у кабачков – овальные, плоские, но крупные.
Воспитатель. Давайте займёмся посевом семян.
(Показ воспитателем посева семян с пояснением)
Воспитатель. Для крупных семян делаем лунку. Как думаете, чем можно сделать лунку? (Палочкой, карандашом или пальцем.)
Воспитатель. Сколько семечек кладем в лунку? (Одно)
Воспитатель. Семена посадили, что делаем дальше? (Засыпаем землёй, поливаем).
Воспитатель. Что ещё можете предложить сделать, чтобы семена проросли быстрее? (Накрыть плёнкой, поставить в тёплое место, на свет, ухаживать). А мы будем наблюдать за тем, как будут прорастать наши семена.
Воспитатель. Знаете, ребята, что только у трудолюбивого человека вырастет хороший урожай. В народе даже есть пословицы, которые вы мне сейчас назовете.
Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Не теряй время: весна пройдёт – не воротишь.
Кто спит весной, плачет зимой.
Музыкальный руководитель. Мы славно потрудились, пора отдохнуть и песню про весну спеть.
Дети исполняют песню «Весна» музыка и слова Т. Кривовой
// Музыкальный руководитель. - 2013-№3.-с. 49.
Показ слайда № 67 -«Паровозик из Ромашково».
Дети с песней из м/ф «Паровозик из Ромашково» двигаются по залу и садятся на места.
Рефлексия.
Музыкальный руководитель. Нам тоже было очень интересно и приятно путешествовать с вами по весеннему лесу. И я надеюсь, что впечатление и заряд хорошего настроения от нашего путешествия останется не только на этот день, но и на всю весну.