Ирина Булычева
Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием ИКТ «Путешествие в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать у детей художественные представления путём целостного восприятия зимней природы.
Задачи:
1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликаться на предложение общения.
2. Познавательное развитие: Закрепить и обобщить знания детей о зимнем времени года, систематизировать знания детей о характерных признаках зимы; закрепить знания детей о жизни птиц зимой, расширять элементарные представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках диких животных и приспособлении их к среде обитания зимой; способствовать развитию логического мышления, памяти.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием ИКТ „Путешествие в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
3. Речевое развитие: развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса детей
4. Художественно-эстетическое развитие: развивать творческие способности детей, воображение, развивать интерес к процессу и результату аппликации, вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.
5. Физическое развитие: отрабатывать координацию движения детей, развивать мелкую моторику рук.
Предварительная работа:
Наблюдения за зимними явлениями природы, цветовыми проявлениями сезона, поведением людей; беседы о зиме, какие изменения происходят в природе, как это отражается на жизни животных и птиц, рассматривание иллюстраций «зимний лес», «зимующие птицы», «зимние забавы», чтение художественной литературы о зиме.
рисование зимних пейзажей, проведение дидактических и подвижных игр по теме «Зима» и др.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
- Ребята, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
(Воспитатель под музыку читает стихотворение И. З. Сурикова "Белый снег пушистый…")
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И наутро снегом поле забелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес – что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно
Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении?
(В стихотворении говорится о зиме.)
Воспитатель: Ребята, а сейчас мне хотелось бы вам предложить поиграть в игру «Рукавичка»! (Дети встают в круг, под музыку передают рукавичку друг другу, музыка останавливается, у кого оказалась в руках рукавичка должен назвать признак времени года – зима: зима - самое холодное время года; зимой выпадает снег; всюду лежит снежный покров; благодаря морозу снег не тает, зимой бывают метель, вьюга, снегопад; реки, озера, покрыты льдом; люди носят зимнюю одежду, зайчик и белочка поменяли свои шубки; медведь, еж, барсук спят в берлоге и норах и т. п.)
Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль).
Как в природе называют месяц декабрь и почему?
(«Хмурель» - хмурый, бессолнечный. В начале зимы солнце редко выглядывает из- за туч, не греет, оно не яркое).
Как называют в народе второй зимний месяц январь?
(«Лютень» - лютует стужа, трещат морозы).
Как называют последний месяц февраль?
(«Снеговей» - часто идет снег, метели и вьюги наметают высокие сугробы).
(раздается стук в дверь, входит почтальон Печкин)
Печкин: Здравствуйте, ребята. К вам в детский сад пришло письмо.
(отдает письмо и уходит)
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, от кого пришло нам письмо.
«Здравствуйте, ребята, я приглашаю вас в путешествие по зимнему лесу.
Зимушка-Зима».
Воспитатель: Ну что ребята, вам хочется побыть путешественниками? (Да.)
Воспитатель: Тогда мы отправляемся путешествовать в зимний лес. Возьмём с собой рюкзак с гостинцами для животных, вдруг мы там их встретим. А на чем мы доберемся в лес, на чем доедем? (На лыжах, на санках.)
Воспитатель: Хорошо, поедем на лыжах! Ребята в лесу очень холодно, поэтому нам нужно потеплее одеться – одеваем шапки, теплые куртки, варежки, застегиваем лыжи и отправляемся в зимний лес.
(Дети имитируют движения и ходьбу на лыжах и под музыку отправляются в зимний лес).
Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в зимнем лесу. Ребята послушайте, зимний лес тих и спокоен. Зима укрыла лес пушистым снегом. А что же происходит с деревьями и кустарниками? (все деревья и кустарники без листьев, зимой они не растут, погружаются в сон, потому что зимой мало воды, света и тепла). Давайте закроем глазки и послушаем звуки зимнего леса. Ребята, вы ничего не замечаете? (не слышно птичьего пения). Зима много принесла птицам хлопот. Многим пришлось улететь в тёплые края. Как мы их называем? (Перелётные). Ребята назовите каких птиц вы знаете, которые улетели в тёплые края. Почему они улетели? (Нет корма; насекомые попрятались под кору деревьев, в землю; нет семян; речки замёрзли). Ребята, а какие птицы остались на зиму у нас? Как мы их называем? (Зимующие). Слышите, что-то хрустнуло (Звучит хруст снега). Это птички прилетели на нашу зимнюю полянку. А какие птички прилетели, вы узнаете если отгадаете мои загадки.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её.
(Cорока)
Корку хлебную таскает,
Птиц других не подпускает.
Крепко держит оборону,
Громко каркая?
(Ворона)
Не страшны ему метели,
Гнезда вьет зимой на ели,
Крик его отрывист, прост,
Кривоносый красный.
(Клёст)
Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — … .
(Свиристели)
(Дети отгадывают загадки, в это время воспитатель вешает картинки птичек на дерево)
Воспитатель: Ребята, а почему эти птички не улетают в теплые края? (они не боятся холода). А что самое страшное для птичек холод или голод? (голод). А что еще вы знаете о жизни птичек зимой? (Птицам холодно зимой, они перебираются из леса поближе к жилью людей. В сильные морозы прячутся под крышу. Зимой им трудно найти пищу). Ребята, а как мы с вами можем помочь птичкам? (повесить кормушку, и насыпать корм – семечки, крошки хлеба, ягоды рябины, пшено и др.). Давайте с вами тоже повесим кормушку. Теперь наши птички будут сытые и довольные.
А мы с вами отправляемся дальше. Ой, ребята, посмотрите чьи-то следы? Как вы думаете кто же это пробегал? (зайчик).
(Выходит Заяц – ребенок)
Заяц – ребенок: Я, зайчик, расскажу, как живётся мне в лесу.
К зиме, ребята, побелел, шубу новую надел.
Под кусточком я присяду, спрячусь под сосной,
Не увидит, не узнает, зверь меня лесной.
Воспитатель: Ребята, а почему заяц белую шубку надел?
А где зимой прячется зайка? Почему? (Под кустиком)
Чем питается зайка? (корой, веточками, сухой травой.)
Воспитатель: Давайте мы угостим зайчика морковкой. (Угощаем зайчика).
-А теперь пойдём дальше
Воспитатель: Посмотрите сколько скорлупы. Кто же здесь обедал? (Белка. Дети подходят к ёлочке, там сидит белка).
Воспитатель: Правильно это белочка.
(Выходит Белочка – ребенок)
Белочка – ребенок:
Я белка, веселый зверек,
По деревьям скок да скок. Но зимой я меняюсь,
В шубку серую переодеваюсь.
Всю осень дупло утепляла,
Пуха, соломки туда натаскала.
К зиме готовила запас: грибы, ягоды, орехи…
Чтоб зимой не голодать.
Где ж еду в мороз достать?
Трудно белке зимовать
Воспитатель: Какие припасы себе готовит на зиму белочка? (Орешки, грибы, яблоки).
Куда прячет белка свои припасы? (В дупло).
Воспитатель: Ай да белочка, ай да хлопотунья! Ребята, давайте посмотрим в нашу корзинку и подумаем, чем мы можем угостить белку. (Орешки, грибы)
Воспитатель: А что это за огонь горит между ёлок? Кто это там притаился? (Лиса)
(Выходит Лиса – ребенок):
Лиса – ребенок:
Я зимы не боюсь, в шубу теплую ряжусь.
Хвост красивый какой – мне он нравится самой!
Живу в норе. Там сплю, отдыхаю, а затем охотится начинаю.
Ищу мышку полевую или живность какую.
Хочу зайца поймать, но мне его не догнать!
Воспитатель: А какая лиса? (Хитрая, рыжая, красивая, плутовка).
А что любит кушать лиса? (кур, рыбку, зайчат и мышек). Давайте посмотрим, какое угощенье у нас есть для лисички. (Рыбка).
Воспитатель: Продолжим наш путь. Что это за горка? Дети, а я слышу — кто-то там похрапывает.
(Слышится голос медведя из берлоги):
Я в берлоге крепко сплю
И меня нельзя будить.
С осени свой жир копил,
Много ел и много пил.
У меня зимой одна работа –
Крепко спать и ждать весны.
Воспитатель: Не будем мешать мишке. Ребята, где спит зимой медведь? (в берлоге).
А что любит есть медведь? (Мёд, малину, рыбку).
Давайте оставим здесь мёд, чтобы медведю было чем полакомиться, если вдруг он проснётся.
Воспитатель: Ну что, ребята, птичек и зверюшек мы покормили. Теперь пора нам отправляться дальше в путь дорогу. Ой, ребята, посмотрите волшебный сундучок стоит, интересно что же в нем лежит. Здесь снежки, давайте с вами поиграем.
Физкультминутка «Игра в снежки».
Воспитатель: Ну, что немножко отдохнули, продолжим наше путешествие. Ребята, посмотрите, какой красивый, сказочный домик стоит? Кто же в нем живет? Давайте постучим и узнаем.
(Звучит музыка «Вьюга» (звуковой эффект). Выходит ЗИМА).
Зима: Здравствуйте мои друзья! Я Зимушка-зима, хожу по полям, по лесам, по сёлам и городам. Где пройду, там мороз трещит, снег падает.
Ребята! Вам нравится зимнее время года?
(Ответы детей)
Зима: А вы можете рассказать мне о своих любимых зимних забавах? Чем вы любите заниматься зимой на улице?
(Ответы детей)
Воспитатель: Зимушка — зима! Нам с ребятами очень понравилось путешествовать в твоем лесном зимнем царстве.
Зима: Я очень рада и хочу пригласить вас в свою снежную мастерскую. Вы хотите там побывать?
(Ответы детей).
Зима: У меня есть волшебная снежинка, которая поможет нам быстро добраться до мастерской. Но для этого нужно сказать такие «волшебные» слова:
«Ты лети, лети, снежинка,
Покружи вокруг Земли,
Покружи вокруг Земли,
В мастерскую приведи!»
(Дети вместе с Зимушкой-зимой произносят волшебные слова тихим, загадочным голосом, делают поворот вокруг себя и оказываются в «мастерской Зимушки — Зимы»).
Зима: Вот мы и пришли!
Проходите, пожалуйста! Присаживайтесь за столы.
Ко мне в мастерскую часто приходят дети. Они создают прекрасные картины и, некоторые из них, дарят мне на память.
Воспитатель: Ребята, давайте и мы с вами порадуем Зимушку-Зиму, и подарим ей картину. Сегодня каждый из вас создаст своё зимнее дерево. А когда мы соединим все ваши работы, у нас получится красивый зимний лес. (воспитатель показывает прием изготовления аппликации дерева елочки с использованием манной крупы и аппликации дерева с использованием салфеток, помогает детям, испытывающим затруднения).
А сейчас давайте разомнем наши пальчики:
Пальчиковая гимнастика «Прогулка».
Раз, два, три, четыре, пять - Загибаем пальчики по одному
Мы во двор пришли гулять. - «Идём» по столу указательным и
средним пальчиками
Бабу снежную лепили, - «Лепим» комок двумя ладонями
Птичек крошками кормили, - «Крошим хлеб»
С горки мы потом катались, - Проводим указательным пальцем
правой руки по ладони левой руки
А ещё в снегу валялись. - Кладём ладошки на стол то одной
стороной, то - другой
И снежками мы кидались - Имитируем движения по тексту
Все в снегу домой пришли. - Отряхиваем ладошки
Съели суп - Движения воображаемой ложкой
И спать легли. - Кладём ладошки под щёчку.
(Дети выполняют коллективную работу под музыку Штрауса «Сказка зимнего леса».
В конце занятия из работ детей составляется коллективная композиция «Зимний лес»).
Воспитатель: Посмотрите, какая чудесная картина зимнего леса у нас получилась!
Дети рассматривают свои работы и работы других детей. Делятся своими впечатлениями. Предложить 2-3 детям выбрать понравившуюся им дерево и объяснить свой выбор.
Зима: Молодцы ребята! Порадовали меня своими работами. У каждого из вас получилась свое зимняя дерево, не похожее на другие.
А теперь вам пора возвращаться в детский сад. На память о том, что вы были у меня в гостях, я хочу вас угостить. А я прощаюсь с вами. До свидания! До новых встреч!
(ЗИМА уходит).
Воспитатель: Ребята! И нам пора отправляться в путь-дорогу.
(Воспитатель с детьми и «возвращаются» в группу под песню «Зима-красавица» сл. С. Савенкова, муз. Т. Тарасовой).