Ирина Сабля
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по рассказу В. Сухомлинского «Человек принес жизнь»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие в старшей группе по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и природой по рассказу В. Сухомлинского «Человек принес жизнь».
Цель: формирование целостной картины мира и роли человека в природе и обществе.
Задачи: 1. дать детям представление о роли человека в существовании всего живого на земле (как, животворящую так и разрушительную).
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе по рассказу В, Сухомлинского „Человек принес жизнь“» размещена в разделах
2. Расширять знания детей о воде и плодородной земле, их качествах и свойствах; их значении для жизни растений, животных, деятельности человека.
3. Показать на конкретных примерах позитивное и негативное влияние человека на природное окружение.
4. Совершенствовать умение детей рассказывать, формулировать свои мысли, передавать свои впечатления.
5. Продолжать учить понимать слова с переносным значением, употреблять в своей речи эпитеты, сравнения. Познакомить с пословицами о труде.
6. Вызвать желание заботиться о родной природе, воспитывать уважение к людям, творящим добро, вызвать желание подражать им, самим делать добрые дела.
Материал: Рассказ В. Сухомлинского «Человек принес жизнь». Иллюстрации к сказкам «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Белоснежка и семь гномов», «Василиса премудрая». Пословицы о труде. Сюжетные картинки к игре «Спаси своим трудом».
Ход ООД:
Сюрпризный момент: В гости к детям приходит Знайка. Он спрашивает детей, знают ли они сказки.
Воспитатель читает отрывки из сказок, в которых говорится об оживлении главных героинь. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Белоснежка и семь гномов», «Василиса премудрая».
Знайка спрашивает у детей из каких сказок эти отрывки, кто в этих сказках оживает и с помощь чего они возвращаются к жизни.
Ответы детей.
Воспит. : В сказках бывает живая и мертвая вода. А в природе бывает такая вода?
Ответы детей.
Воспит. : живая вода в реках, озерах, морях, потому что там живут морские животные, рыбы, водоросли, в теплых морях растут целые колонии коралов. (показ слайдов).
Какую же воду называют мертвой? В природе есть мертвые озера и моря, которые или высохли, или настолько перенасыщены солью, что ничего живого в них не может обитать. Но такие водоемы могут быть целебными и использоваться для лечения людей. (показ слайдов)
Но мертвыми могут стать водоемы загрязненные разными отходами, химикатами. Это разные изделия из пластика (бутылки, пляжная обувь, пакеты, бытовой мусор. Все, что человек выбрасывает после употребления. (показ слайдов)
А бывает мертвой земля? В каких случаях?
Дети: после жары, засухи, на месте свалки.
Воспит. : Правильно, еще когда отравлена химическими отходами, сильно засолена, как некоторые районы у нас на побережье Черного моря в Крыму. (показ слайдов)
Сейчас я вам прочитаю рассказ Василия Сухомлинского «Человек приносит жизнь».
(воспитатель читает первую часть рассказа). Беседа по содержанию.
Дети, как выдумаете, кто и как может спасти, изменить землю, чтобы она стала не мертвой а живой?
Дети: волшебная палочка, фея, живая вода.
Воспит. : Это в сказках так бывает, а в жизни? Послушайте, что было дальше, кому же под силу такое преображение. (читает окончание рассказа) Беседа по содержанию.
Вот вы и узнали, что сильнее всего на свете – труд человека.
Послушайте пословицы о руде.
Терпенье и труд все перетрут.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Дело мастера боится.
Мала пчелка, да и та работает.
Землю красит солнце, а человека — труд.
Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Люби дело — мастером будешь.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Обсуждение пословиц. Дети высказывают свои мысли, как они поняли смысл пословиц.
Физкультминутка.
Повар варит кашу. (Имитация с вращением кистей рук)
Плащ портниха шьет. (Махи руками)
Доктор лечит Машу (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)
Сталь кузнец кует. (Хлопки)
Дровосеки рубят. (Махи с наклонами)
Строят мастера. (Имитация с прыжками вверх)
Что же делать будет наша детвора? (Поднимание плеч)
Воспит. : Ребята, как выдумаете, что значит выражение «У него золотые руки».
(Ответы детей). (показ слайдов людей разных профессий)
Проводится Дидактическая игра «Спаси своим трудом»
(Показываются слайды с испорченными вещами, дети должны назвать кто может их починить)
Испорченные часы - часовщик
Разбитая машина - автослесарь
Больной человек - доктор
Рваная одежда - швея
Воспит. : Ребята, а мы с вами можем как то помочь природе, чтобы не было мертвой земли?
(Ответы детей).
Воспит. : Правильно ребята мы тоже можем сделать нашу Землю чище, красивее, зеленее, если будем соблюдать правила хорошего человека. (Дети вспоминают правила поведения в природе). Сегодня вы убедились, что труд человека способен творить чудеса. Главное, не быть равнодушным, любить свой родной край и его природу, иметь желание творить добрые дела.