Наталья Сергеевна
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Спасение исчезнувшего города»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель Капралова Наталья Сергеевна
МБДОУ детский сад «Голубок» №193 г Иваново
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Спасение исчезнувшего города». Образовательная область «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное и физическое развитие».
Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе „Спасение исчезнувшего города“» размещена в разделах
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о единицах речи: звук, буква, слог, слово, предложение.
Задачи: совершенствовать навыки звуко-слогового анализа слов; упражнять в составлении слов; подборе родственных слов, слов определений, слов, обозначающих предмет, действие предмета; продолжать учить составлять предложения, опираясь на картинку и схему предложения; закреплять навыки правильного произношения; умение читать простые слова, называть цифры и числа, определять порядковый номер. Активизировать и расширять словарный запас детей. Углубить представления детей о том, что такое алфавит. Способствовать физическому развитию детей, развитию творческой активности, обогащению эмоционально-эстетического восприятия детей через слово, живопись, музыку. Воспитывать дружественные взаимоотношения.
Материалы и оборудование: Интерактивная доска, магнитная доска. Спортивный инвентарь: тоннель, верёвка, кегли, гимнастическая скамейка. Конверты, карточки с заданиями, с изображением букв, цифр, чисел, со слогами. Предметные картинки, сюжетные картинки, алфавитные таблицы, геометрические фигуры. Аудиозапись, слайды, видеозапись.
Ход занятия.
Звучат сигналы SOS
В: Ребята, вы что-то слышите? Это сигналы SOS, кто-то просит нас о помощи! Послушаем? (вкл. аудиозапись, звучит обращение, слайд 1)
«Мы, жители большого города. Наш город разрушила колдунья Злобеда и разбросала нас по разным странам. Помогите нам, пожалуйста, вернуться домой и восстановить наш город и его название!»
В: Ребята, что же нам делать?
Ответы детей.
В: Правильно. Но, чтобы восстановить город и вернуть ему название, нужно разрушить чары злой колдуньи, выполнить все её задания и расшифровать название города. За каждое правильно выполненное задание мы получим цифру. Только, собрав все цифры, мы сможем помочь жителям города.
В: Вы готовы? Тогда в путь! А путешествие наше мы назовём «Спасение исчезнувшего города» (слайд 2). А вот и первая преграда, узкий тоннель. Вам необходимо пройти по нему. (Дети проходят сквозь тоннель).
Итак, первая остановка, прочитайте её название.
Дети читают: «Алфавит».
В: А что такое алфавит?
Д: Ответы детей.
В: Правильно, каждому звуку, который мы произносим, соответствует буква. В русском алфавите 33 буквы, все они имеют своё место и название. Сейчас вы об этом знаете, но были времена, когда ни русского алфавита, ни русской письменности не было.
А представьте себе жизнь без письменности. Кто-то из вас сейчас подумает про себя, ну и что же, вот было бы здорово: не надо писать, читать, изучать буквы. Но тогда не будет и библиотек, книг, афиш, писем и даже электронной почты и «эсэмэс».
А почему алфавит называется алфавитом? Интересна история этого слова. Алфавит. Оно родилось в древней Греции и состоит из названий двух первых букв греческого алфавита «альфа» и «бета».
Каждой букве алфавита соответствует звук. Ребята, напомните, пожалуйста, на какие две группы делятся звуки?
Ответы детей.
В: Какими бывают согласные звуки?
Ответы детей.
А вот и наше задание (открываю конверт). Выложить цепочку слов по первому и последнему звуку. (Дети рассматривают картинки, выделяют первый и последний звук в слове, составляют цепочку из слов).
В. Молодцы, первое задание вы выполнили, получайте первую цифру (вешаем на магнитную доску).
А вот ещё одна преграда - ущелье, через которое перекинут канат. Мы должны аккуратно пройти по нему. (Дети идут по верёвке). Ребята, на какую остановку мы попали?
Дети читают: «Слог»
В: Из звуков мы составляем слог. Ребята, мы с вами знаем, что слог — это один гласный звук или гласный звук в сочетании с согласным (или согласными). Интересно, какое же задание нам приготовила колдунья Злобеда? Откроем конверт (перед детьми карточки и буквы). Нужно составить слог по карточке.
В: Составьте слоги и прочитайте, что у вас получилось.
Ответы детей.
В: Молодцы, и со вторым заданием вы справились, получайте вторую цифру.
Чтобы добраться до следующего задания, вам надо преодолеть глубокий овраг. (Дети проползают по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками.) На какую же остановку мы попали на этот раз?
Дети читают: «Слово».
В: Из слогов мы составляем слово. Слово – это друг и помощник человека. Каждое слово имеет свой смысл. Если мы хотим до кого-то донести свою мысль, выразить чувства, написать книгу – без слов это сделать невозможно. Слово ранит и ободряет, даёт надежду, поддерживает, утешает. «Доброе слово и кошке приятно», — учит нас русская пословица. Откроем конверт с заданием. (Достаю слоги).
Эти слоги – вот беда,
Разлетелись кто куда,
Ри-ги-сне и жин-сне-ка,
Что за странные слова?
Место слога отыщите,
Слоги в слово соберите.
Дети собирают слова из карточек со слогами. (Снегири, снежинка, снеговик)
В: От какого слова образовались все эти слова?
Ответы детей.
В: Молодцы, задание выполнено. Получите цифру.
В: Ребята, что-то от слов, которые вы собрали, стало совсем холодно, давайте погреемся. Предлагаю подобрать родственные слова к слову снег, и определить в них количество слогов.
Мы попрыгаем немножко, пусть слова разделят ножки. (Дети называют слово, делят его на слоги). Ребята, вы так хорошо разделили слова на слоги, что заработали ещё цифру.
Вот мы и очутились на остановке, название которой необходимо отгадать.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Д: Зима.
В: Правильно, зима (на интерактивной доске - слайд 3 «Зимний пейзаж).
В: Сколько месяцев длится зима, и как называются зимние месяцы?
Д: Декабрь, январь, февраль.
В: А вы знаете пословицы о зиме?
Д: «Декабрь год кончает, зиму начинает»
«Много снега – много хлеба»
«Береги нос в большой мороз»
«Сугроб да вьюга – два друга»
«В зимний холод всякий молод»
«Холодная зима – жаркое лето»
«Январю-батюшке – морозы, февралю-метели»
В: Объясните, как вы понимаете пословицу? (После каждой пословицы).
В: Ребята, посмотрите, как по-разному зиму изображают художники
(слайды 4, 5). Скажите, пожалуйста, какими бы словами вы описали нашу зиму? Зима какая?
Д: Холодная, морозная, белая, снежная, лютая, седая, пушистая, серебристая, красивая, морозная, студёная, волшебная, сказочная, суровая, сверкающая).
В: Расскажите, что кому нравится делать зимой, начиная предложение со слов «Зимой я люблю…»(слайд 6 «Зимние забавы»)
Д: Зимой я люблю кататься на санках, …играть в снежки, веселиться на новогодней ёлке).
В: Я поняла, что вы все любите зиму. О чём зимой можно сказать?. хрустит (снег, бушует (вьюга, ударили (морозы, замёрзли… (реки, метут (метели, скрипит (снег, воет (ветер).
В: Молодцы, получите цифру. Ребята, перед нами болото. Я думаю, по кочкам мы сможем перебраться через него. (Дети прыгают по кочкам.) Прочитайте название остановки.
Дети читают: «Предложение».
В: Ребята, а что мы знаем о предложении?
Ответы детей.
В: Правильно, предложение состоит из слов. Все слова в предложении связаны между собой по смыслу. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставят вопросительный знак, точку или восклицательный знак. А что же в конверте? (достаю схемы предложений с разными знаками на конце)
Ответы детей.
В: Посмотрите, здесь несколько картинок, рассмотрите их внимательно. Давайте составим такое предложение, используя эти картинки, которое подойдёт к первой схеме.
Ответы детей.
В: В конце вашего предложения можно поставить точку. А теперь проговорите предложение так, чтобы в конце стоял вопросительный знак.
Ответы детей.
В: А теперь проговорите предложение так, чтобы в конце стоял восклицательный знак.
Ответы детей.
В: Сейчас я попрошу вас составить самое длинное предложение к нашей картинке и изобразить схему этого предложения.
В: Молодцы, и с этим заданием вы справились. Получите цифру. А к следующему заданию нам нужно пройти очень тихо. Как это можно сделать?
Ответы детей.
В: Правильно, идём на носочках, обходя все препятствия. Прочитайте название остановки.
Дети читают: «Речь».
В: Ребята, из предложений состоит наша речь – способность говорить, в отличие от животных, которые могут лишь издавать звуки. Мы должны ценить это умение и учиться говорить правильно (достаю из конверта скороговорку).
Повторите скороговорку: «Везёт Сеня Саню с Соней на санках». Какой звук здесь встречается чаще всего?
Ответы детей.
Проговорим четко каждое слово. Ускорим темп. Молодцы, получите последнюю цифру.
Ребята, посмотрите на магнитную доску, какие цифры и числа вы здесь видите?
Ответы детей: 4 18 1 14 16 20 1
В: Эти цифры надо расшифровать и только тогда вы сможете расколдовать название города и прочитать его название. А поможет нам в этом алфавит. Дети составляют и читают слово ГРАМОТА. Звучит торжественная музыка. (Слайд 7 «Салют»).
В: Ребята, вспомните названия наших остановок.
Дети: звук, слог, слово, предложение, речь.
В: Правильно, все эти остановки и составляют большой город под названием ГРАМОТА. Ребята, название городу мы вернули, но жить в этом городе нельзя, давайте поможем восстановить его, построим дома и улицы.
Дети из геометрических фигур строят город.
Звучит музыка и благодарная речь:
«Мы, жители города ГРАМОТА, благодарим вас за помощь. Спасибо, друзья! Примите от нас награду за ваше дружелюбие». (Книга).
В: Ребята, а что нам помогло выполнить все задания?
Ответы детей.
В: Правильно, это знания, смекалка и находчивость, умение работать дружно.