Оксана Доблер
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Домашние птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать активный словарь и грамматический строй речи по теме «Домашние птицы»
Задачи:
Образовательные:
• Обогащать словарь по теме: “Домашние птицы”.
• Формировать желание высказать свое мнение при обсуждении.
• Упражнять в использовании в самостоятельной речи предлогов;
• Упражнять в словообразовании (существительных за счет стечения основ, с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, притяжательных прилагательных)
Темочки:
- Домашние птицы. Птичий двор
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
• Упражнять в словоизменении (называние сущ-х в творительном падеже множественном).
• Уточнять представления детей о многозначности слов;
• Развивать внимание, зрительныйгнозис и мнезис;
• Автоматизировать в самостоятельной речи поставленные звуки;
Развивающие:
• Развивать память, воображение мышление, творческое воображение, интерес к проведению опытов;
• Развивать у детей коммуникативные качества и воображение.
• Развивать произвольное внимание.
• Развитие дружеских взаимоотношений через игру, развитие эмпатии.
• Работа по развитию самоконтроля.
Воспитывающие:
• Воспитывать умение выслушивать ответ собеседника, не перебивать, не выкрикивать свой ответ;
• Воспитывать бережное и ответственное отношение к домашним птицам.
• Воспитывать умение работать в коллективе;
• Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, умение работать в коллективе.
Педагогический замысел
В области «Познавательное развитие» :
- Упражнять в понимании многозначности слов,
- Учить делать выводы по результатам проведенного опыта,
- Развитие мышления в д/и «Четвертый лишний».
В области «Речевое развитие» :
Упражнять в словообразовании (с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; за счет слияния основ;) и образовании притяжательных прилагательных, совершенствовать навык подачи ответа полным предложением.
В области «Социализации – коммуникативное развитие» :
Формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия, отвечать, прислушиваться к мнению других, обосновывать свой ответ.
В области «Художественно-эстетическое развитие»
Упражнять детей в перенесении графического образа на песок, используя различный природный или бросовый материал
В области «Физическое развитие» :
Развитие кинезиологических умений и мелкой моторики
Форма организации: подгрупповое занятие
Категория возраста: 6 лет (ОНР III - IV уровень речевого развития,
стертая дизартрия, ЭВН, Дефицит внимания)
Формы работы:игровая, беседы, слушание, обсуждение,
Оборудование:
- Аудио-записи (песенка «Мои цыплятки», «детский плач», «голоса домашних птиц», «Песенка цыплят», «Воспи-пи-пи-питание»,
- Слайд-шоу «Птичьи семейки»,
- Презентации(«4 лишний»,«Многозначное слово»)
- Демонстрационные иллюстрации с домашними птицами,
- Психотерапевтическая юнгианская песочница,
- Фигурки домашних птиц и животных, домик из конструктора «Курятник»
- Кукла-перчатка «Девочка Катюша»,
- Маленькие песочницы с кинетическим песком,
- Материал для работы в песочнице (декоративные камушки, фасоль, природный и бросовый материал,
- Контурное точечное изображение цыпленка,
- Оборудование к эксперименту (бумажные перья, растительное масло, жесткие кисти,досочки (клееночки)для работы с масломемкости с водой – по количеству детей,
- Цветные фрагменты заборчика (по Люшеру,
- Парные карточки,
- Иллюстрации домашние птицы.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Дети играют в группе. Звучит фонограмма «Детский плач»
На столе психотерапевтическая юнгианская песочница. В ней 1 домик (птиц, ширма, кукла-перчатка (девочка, игрушечные фигурки домашних птиц и животных.
Психолог и дети становятся вокруг песочницы:
- Ребята, как вы думаете, кто это плачет? (девочка)
- Посмотрите на животных и на птиц и попробуйте догадаться, из-за чего она расстроена?
Логопед. Фонограмма – шум птичьего двора
Дети: ….потому что, птицы и животные перепутались.
Психолог
- Безопасно или маленьким домашним птицам гулять среди больших домашних животных? (опасно)
Логопед.
- Как вы думаете, что надо сделать? (отогнать)
Психолог
- Так от чего Катюша ты птиц не отгоняешь?
Психолог наклоняется к кукле, как будто куколка шепчет.
- Ребята, оказывается Катюша, не знает названия домашних птиц. Поможем Катюше?
Логопед.
- Ребята, в какое безопасное место на птичьем дворе мы можем спрятать домашних птиц (в домик, курятник)
- А чтобы птички не боялись, позовем их в домик ласково?
1.«Назови ласково»(словообразование)
Дети выполняют задание, называя птицу ласково, ставят ее в домик.
Логопед:
- Молодцы, вы справились с этим заданием. Отправили всех птичек в дом, а там ждали их семейки.
- А теперь давайте их назовем.
На магнитную доску с проговариванием помещаются иллюстрации птиц.
1. Словообразование (называние птенцов и притяжательных прилагательных)
Утка и селезень с … утятами
- У утки семья чья? (утиная)
Гусь и гусыня, с ….гусятами
- У гуся семья чья? (гусиная)
Индюк и индюшка с …. индюшатами
- У индюка семья чья? (индюшиная)
Курица и петух с …. цыплятами
- У петуха семья? (петушиная)
Психолог:
- Какие вы молодцы, знаете названия птиц. Катюша вас слушает и все запоминает. Вот вам следующее задание: Стоя на одном месте найдите, где спрятался петушок. (петушок стоит на интерактивном столе).
2. «4-й лишний»
- Посмотрите внимательно, какая картинка не подходит.
Логопед
- Молодцы, давайте отдохнем, возьмем подушечки и поиграем с язычком
3. Артикуляционная гимнастика
Тянем клювики вперед
Пусть никто не отстает. (улыбка - трубочка)
За забором мы сидим (показывают зубы)
Во все стороны глядим. (Часики)
Наш индюк громко балбочет
Напугать, наверно, хочет. (похлопывание верхней губы языком)
Индюшатам толстеньким
Живется очень простенько. («Толстушки»)
А утятки-малыши
Пьют водичку от души («Худышки» втягивают щеки)
Психолог:
- Давайте поиграем с пальчиками и еще раз вспомним название домашних птиц (дети продолжают сидеть на подушечках).
4. Пальчиковая гимнастика
Большой палец касается по очереди остальных.
Есть у курицы цыпленок,
У гусыни есть гусенок,
У индюшки — индюшонок,
А у утки есть утенок.
Большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца.
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши!
Сжимают и разжимают кулачки.
Психолог:
5. Игра с кинетическим песком, фасолью, декоративными камушками «Кто играет в песке»
- Птенчики очень любят играть в песке. А вы? Кто внимательный, кто заметил, где находятся наши песочницы?
- Работать в песочницах мы сегодня будем парами. Возьмите картинки и найдите себе пару и крепко возьмитесь за руки. (Дети ищут друг друга по парным карточкам)
- Давайте подойдем к Маленьким песочницам. Работать мы будем,не разрывая рук. Посмотрите, рядом с песочницами находятся очень необычные картинки. Как вы думаете, кто на них изображен?
(на столе небольшие песочницы, рассчитанные на совместную работу двух детей, а т. ж. контурное точечное изображение цыплят, декоративный и бросовый материал для выкладывания контурных изображений в песке).
- Возьмите ту картинку и тот материал, который вам больше нравится.
Дети с помощью фасоли, декоративных камушков выкладывают картинку по образцу. Логопед включает музыку (Детские песни о цыплятках)
Логопед:
- Вот какие чудесные цыплятки у вас получились! А теперь давайте придумаем красивые слова, чтобы описать какие они.
6. Словообразование за счет сложения основ
У цыпленка острый клюв, значит он … (остроклювый)
У цыпленка звонкий голос …. (звонкоголосый)
У цыпленка громкий голос ….
У цыпленка короткий хвост …
У цыпленка короткая шея ….
У цыпленка короткие лапы ….
У цыпленка и яркий и желтый пух….
Пока дети доделывают работу, логопед включает презентацию «Многозначное слово»
7. Работа с многозначными словами
- Какие же все птенчики красивые и разные. Давайте вспомним названия частей тела у птиц… (последними называют крылья)
- Давайте вспомним, а только ли у птиц бывают крылья? (самолет, крыло велосипеда, крылья носа)
- Хотите увидеть, что еще модно назвать словом «крыло» или «крылья». (да)
- тогда подойдите туда, где увидите огромное крыло (на проекторе)
Презентация
- Ребята, как называются слова, у которых много значений? (Многозначные)
8. Эксперимент с перьями
Психолог:
- Ой мне кажется Катюша опять захныкала. («шепчет» психологу на ушко)
Катюша у нас спрашивает, что означает поговорка «Как с гуся вода» и предлагает нам посмотреть, как гуси плавают
Логопед включает видео ролик
Психолог
- Мокрым ли гусь выходит из воды? (сухим)
Смачивает водой перо, выясняют, что вода на перьях вода не задерживается.
- Что происходит с водой? (скатывается)
- А почему вода скатывается
- Чтобы понять эту пословицу, давайте проведем эксперимент. А вы хотите в нем поучаствовать?
Дети подходят к столу и рассматривают перья (гусиные, куриные)
Логопед
- У водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают перья. Вот поэтому и говорят «Как с гуся вода»
- Как вы думаете, что нужно сделать с бумажными перьями, чтобы они стали жирными? (надо смочить растительным маслом)
Дети наносят на бумагу растительное масло, смачивают лист водой, смотрят, что произошло (вода скатилась, бумага осталась сухой) (рассуждения детей)
Вывод:
Психолог
- Ребята, а вы запомнили, почему говорят «Как с гуся вода»?
- Вот и Катюша говорит вам Спасибо, за то, что помогли понять поговорку. И многому научили. Теперь Катюша плакать не будет.
Логопед:
- Чему мы научили Катюшу говорить? (называть ласково, называть птенцов и т. д)
Психолог:
- А как же сделать так, чтоб домашние птицы у Катюши больше не убегали к домашним животным? (нужно построить забор)
Психолог:
- Правильно. Нужно построить забор. Возьмите тот фрагмент заборчика, цвет, которого вам нравится больше всего.
9. Забор по Люшеру.
- Посмотрите, какой яркий заборчик у вас получился? Это значит, что с этого занятия вы уходите в хорошем настроении…