Антонина Олеговна Левченко
Конспект занятия по формированию основ толерантного сознания «Спасение друзей из города Доброжеланска»
▼ Скачать +Заказ
Конспект образовательной деятельности воспитателя с детьми
Разработан: Левченко Антонина Олеговна, воспитатель МКДОУ д/с №1 «Золотой ключик»
Тема: Спасение друзей из города Доброжеланска.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Цель: формирование основ толерантного сознания у детей дошкольного возраста
Задачи:
Образовательные:
1. Конкретизировать знания детей о том, что у людей есть сходства и различия.
Публикация «Конспект занятия по формированию основ толерантного сознания „Спасение друзей из города Доброжеланска“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
2. Формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, гибкость, терпимость, умение владеть собой, умение слушать).
Развивающие:
1. Развивать способности понимать и различать позитивные и негативные социальные отношения.
Воспитательные:
1. Воспитание дружелюбия, сопереживания, доброжелательного отношения друг к другу и готовность прийти на помощь в трудную минуту
Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие
Приоритетная: социально-коммуникативное развитие
В интеграции: со всеми образовательными областями
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослым и сверстниками, познавательная, изобразительная, музыкальная и двигательная.
Оборудование: аудиозапись (голос злого волшебника, песня о дружбе, музыкальная физминутка, мнемотаблица к стихотворению «Дружба», ребусы, модели «Хорошо, плохо», серия сюжетных картинок для составления творческого рассказа, текст стихотворения «Разные дети живут на планете», фломастеры
Предварительная работа:
- психогимнастика, направленная на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы («Мое настроение», «Веселый-грустный»);
- упражнения на воспитание уважения к людям разной национальности «Хоровод дружбы», «Спиной друг к другу»;
- изодеятельность «Я и мое настроение»;
- использование художественного слова (пословицы, поговорки, сказки разных народов мира, стихотворения).
Этапы
деятельности Содержание Задача, решаемая на данном этапе Деятельность
ребенка Деятельность взрослого Результат
1 часть орг. момент (2-3 мин)
Настройка на предстоящую деятельность Воспитатель приглашает детей собраться вместе в круг.
- Ребята, давайте будем вежливы и поздороваемся. Для этого возьмемся за руки и без слов, поприветствуем друг друга.
- Я вижу у вас хорошее, радостное настроение и это замечательно. У меня для вас есть сюрприз, волшебный мешочек. Предлагаю вам по очереди взять то, что лежит в мешочке (дети достают грецкий орех, и внимательно рассмотреть предмет.
- А сейчас, снова складываем орешки в мешочек и поудобнее усаживаемся на ковре в кружок.
(Воспитатель перемешивает содержимое мешочка и высыпает в середину круга).
- Теперь, ребята, попробуйте найти свой орех (дети делают выбор). После того как все орехи нашли своих владельцев, воспитатель приступает к обсуждению. В процессе общения дети рассказывают как запомнили свой орех, чтобы потом его найти (запоминал его особенности или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный).
Воспитатель подводит итог:
- На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться внимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, “неровности”, своя красота и привлекательность. Нужно только ее почувствовать и понять.
Воспитатель читает стихотворение
На огромной на планете очень разные есть дети: тихие и шумные, глупые и умные, есть худые, есть толстушки, молчуны и хохотушки. Кто-то слабый ученик.
У одних - большие ушки,
У других – кругом веснушки.
Кто-то рыж, а кто-то бел
Кто-то в играх неумел.
Ни над кем нельзя смеяться,
Никого нельзя дразнить.
Нужно очень постараться,
Словно братья всех любить.
И тогда на белом свете
Так чудесно будет жить! Обеспечить мобилизацию внимания детей. Подвести детей к тому, что все люди имеют сходства и различия, каждый человек индивидуален и это нужно уважать. Некоторое время детям предлагается внимательно рассматривать свой орешек, изучать его структуру, особенности строения, постараться запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешок, перемешиваются и снова высыпаются в центре круга. Задача каждого – найти свой орех. Педагог использует прием «включения» детей на предстоящую деятельность с помощью игрового упражнения “Грецкий орех” Цель: осознание каждым ребенком своей индивидуальности.
Дети проявляют интерес и заинтересован-ность к предстоящей деятельности.
Осознание каждым ребенком своей индивидуаль-ности.
2 часть Основная (15 мин)
Создание
проблемной
ситуации Неожиданно звучит голос злого волшебника:
«Ха-ха-ха! Эй, вы, маленькие детишки! Я злой из злейших колдунов во всем мире. Мне надоело смотреть на эти веселые лица маленьких людишек из города Доброжеланска и слушать их любимую веселую песню. Ненавижу веселье и смех! Я украл у них способность понимать друг друга, любознательность, умение слушать и владеть собой. Теперь они все одинаковые: никто не смеется и не здоровается. Ха-ха-ха! Больше они никогда не услышат свою любимую песню, потому что никто не сможет найти мои задания, а тем более выполнить их. Ха-ха-ха! Учить детей рассматривать проблему. Дети слушают сообщение от злого волшебника. Визуальные, эмоциональные посылы детям для большей заинтересованности.
Мотивирова-
ние к
деятельности
Воспитатель:
-Что теперь будет с людьми из города Доброжеланска? Да., надо срочно что-то делать. Ребята, мы поможем? Справимся? А что для этого надо сделать?
Учить детей формулировать цель и ход предстоящей работы; Активизировать мышление и способность к совместному выполнению заданий. Дети предлагают свою помощь. С помощью наводящих проблемных вопросов, педагог подводит детей к воспроизведению информации, необходимой для успешного разрешения проблемной ситуации. Детьми делается вывод, что необходимо подумать, как помочь, в результате, дети умеют формулировать цель и ход предстоящей деятельности.
Выполнение
действий.
Непосредствен-ная
детская
деятельность - Прежде чем приступить к поиску, давайте немного разомнемся и зарядимся силой, энергией и хорошим настроением.
Проводится музыкальная физкультминутка.
Дети делятся на группы и приступают к поиску задания. Воспитатель наблюдает за деятельностью детей и при необходимости оказывает помощь.
Задания для групп детей:
1 группа - разгадывание ребусов с именами людей;
2 группа - разгадать с помощью мнемотаблицы какое стихотворение зашифровано и рассказать его;
3 группа – по модели на которой изображено действие ребенка как нежелательно поступать, нужно схематично изобразить противоположное действие и рассказать об этом;
4 группа - составление рассказа по серии сюжетных картинок. Развивать логическое мышление, умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и формулировать умозаключения. Формировать умения детей взаимодействовать со сверстниками в ходе интеллектуальной деятельности.
Дети выполняют задания на тренировку мыслительных операций и деятельностных способностей. Деятельность педагога заключается в организации практической деятельности детей, оказании необходимой помощи, организации взаимодействия в достижении результата Происходит актуализация имеющихся у детей представлений, знаний.
3 часть Итоговая (2-3 мин)
Анализ результатов
деятельности,
рефлексия Каждая группа представляет свое выполненное задание.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, мы помогли жителям города Доброжеланска, освободили от колдовства злого колдуна? Какие качества мы помогли вернуть жителям сказочного города? (дети перечисляют качества).
Неожиданно звучит запись песни «О дружбе». Дети веселятся, поют и танцуют. Формирование элементарных навыков самооценки.
Подведение итогов НОД. Дети представляют результаты своей деятельности.
Дети подпевают и танцуют. Воспитатель совместно с детьми фиксирует результат совместной деятельности в устной речи и осмысление этого результата. Умение представлять результаты в свободном общении со взрослым и сверстниками; учить выражать положительное эмоциональное состояние, как результат оказанной помощи другим людям.