Екатерина Цибизова
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по лексической теме «Поздняя осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе.
Лексическая тема : «Поздняя осень».
Воспитатель МАДОУ д / с "Солнышко", г. Светлогорск
Цибизова Е. В.
Цель: формировать связную монологическую речь дошкольников.
Воспитательно-образовательные задачи:
Продолжать учить детей:
• отвечать на вопросы полным предложением;
• логично и последовательно рассказывать о приметах осени;
Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по лексической теме „Поздняя осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
• активизировать имеющиеся знания и представления об этом времени года;
• закреплять названия осенних месяцев, времён года, их названия и последовательности;
• продолжать знакомить детей с пейзажами выдающихся русских художников;
• учить понимать содержимое картины;
• развивать общую и мелкую моторику, помять, внимание, умение сочетать речь с движениями;
• закреплять знания детей о перелётных и зимующих птицах;
• побуждать детей к активной работе на занятии, сосредоточенности, умению слушать и понимать информацию воспитателя.
Дети должны знать:
— названия осенних месяцев;
— основные приметы осени;
— что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»;
— что делают осенью животные и птицы
— почему об осени говорят «золотая».
Расширение словарного запаса детей:
названия : осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт;
признаки : ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелетные, зимующие;
действия: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит.
Предварительная работа: Знакомство с приметами осени, перелетными и зимующими птицами. Разучивание физкультминутки, дидактическая игра.
Демонстрационный материал: иллюстрации осени.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес. А вот в какой лес, вы узнаете, послушав стихотворение :
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
-Воспитатель: О каком времени года идет речь?
-Дети: В стихотворении описывается осень.
2. Основная часть
-Воспитатель: Верно. Назовите осенние месяцы. И сейчас мы с вами отправимся в осенний лес. (вкл. 1 слайд с ранней осенью).
-Воспитатель:Ребята,что мы видим на картине?
-Дети: Листья на деревьях еще зеленые, трава зеленая и сочная, яркие солнечные лучи, небо ясное.
-Воспитатель: Ребята перед нами лес ранней осенью. Наступил сентябрь, осень только вступила в свои права, еще тепло, солнце светит ласково. Какие события происходят в начале осени?
Дети: Дети идут в школу, на полях и огородах убирают урожай.
Воспитатель (вкл 2 слайд- Золотая осень) : Что же изменилось?
Дети:Листья на деревьях пожелтели, листва лежит ковром на земле.
Воспитатель: Это «Золотая осень». Почему так говорят? - деревья надевают свой пестрый разноцветный наряд- желто-оранжевые,красные - багряные листья, как- будто в золоте. Эта часть осени приходится на октябрь- второй месяц осени. Это ее середина.
С каждым днем становится холоднее, день убавляется (становится короче, а ночь -длиннее), птицы готовятся к отлету. Погода чаще хмурится и идут дожди. Но несмотря на это- «Золотая осень» самый красивый период осени. Поэтому ее так любят поэты и художники. А какое настроение, вам ребята, передает эта картина?
Дети: Приятное впечатление, радостное, уютное, светлое. Природа как-будто бы улыбается.
Воспитатель:А еще для этого времени характерно такое явление, когда с деревьев очень обильно опадает листва и она так красиво кружится в воздухе и падает на землю- Как это явление называется? (Ответ детей-листопад).
3. Физкуль-мин. «Листопад» (слушая слова, дети двигаются)
Мы листики осенние
На веточках висели
Ветер дунул-полетели!
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
Повертел их, покружил
И на землю опустил
Воспитатель: Показывая второй слайд. Что же мы видим на этой картине? Опишите как изменилась природа?
Дети:С деревьев опала листва, лес стоит голый, трава сухая, пожухлая, небо покрыто серыми тучами.
Воспитатель: Если мы посмотрим за окно, похожая ли будет картина?
Дети: Да
Воспит: Это поздняя осень, она приходится на ноябрь- третий и заключительный месяц осени.
-Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
(Подходит ли это стихотворение данной картине? А в каких тонах написана картина? В серых, коричневых, мрачных, хмурых:природа как -будто бы умирает). Удалось ли художнику передать настроение поздней осени? А какое настроение вызывает у вас картина? (ответы детей- Грустное, мрачное настроение,печальное, тоскливое, скучное).
А что еще бывает поздней осенью? Какими становятся дни и ночи? (ответ детей)
Вот послушайте, что народная мудрость гласит: (пословицы о ноябре) «В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается. Ноябрьские ночи до снега темны.» (Ноябрь самый темный месяц в году) А какая погода стоит в ноябре?
Дети: Погода холодная, дождливая, слякотная.
Воспитатель: 4. Загадки о явлениях погоды поздней осенью :
1. Льется он косой стеной
И стучит по нашим окнам.
Сам холодный, проливной,
А в саду беседки мокнут.
(Осенний дождь)
2. Молоко над речкой плыло
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (Туман)
3. Носится,свищет, мечется, рыщет
Где пробежит-листик дрожит
Где пронесется-дерево гнется. (Ветер)
4. Белый-а не сахар
Холодный-а не лед. (Изморозь)
5 Пословицы.
Так народ говорил в пословицах : «Холоденек октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил; Ноябрь- ворота зимы; В ноябре зима с осенью борются». (Т. е. ноябрь- это месяц смены сезонов осени и зимы).
Воспитатель: Продолжаем наш поход в осенний лес. Ребята, поздней осенью не только людям становится холодно, холодно насекомым, зверям и птицам. Давайте вспомним, как они к зиме готовятся? Выходите ко мне, предлагаю в диких зверей и птиц превратиться
«Ребята, по часовой стрелочке покружились, повертелись…. в птиц и зверей превратились!» (раздаю карточки с изображением зверей и птиц)
Осень холоду напустила в лес. Что вы птицы делать станете?
Дети : Соберемся в стаи и улетим на юг-перелетные птицы, а те, что не улетят- зимовать останутся –зимующие, из лесов ближе к человеку держатся. Так легче кормиться.
Перелетных и зимующих в две стопочки разложить вместе с ребятами.
Воспитатель: А теперь дикие лесные звери расскажите, как к зиме поздней осенью готовитесь?
Медведь- наедается, запасает подкожный жир на зиму, готовит теплую берлогу. Так как он проспит в ней всю зиму. А в конце зимы у медведицы появляются медвежата.
Белка-обустраивает дупло, утепляет его. Запасает на зиму орехи, шишки. Сушит грибы на веточках. Так как ей нужно пропитание на всю зиму.
Мышь-полевка- тоже запасает в кладовых зерно, семена, сухую траву.
Еж- находит укрытие в корнях деревьев и пней. Из сухих осенних листьев и травы делает себе постель. Сворачивается и спит всю зиму до апреля. Запасов еж не делает. Он впадает в спячку.
Заяц- Меняет свою шубку с серой на белую. Такого зайца, который белую шубку надевает- называют беляк. Он всю зиму по лесу от хищников бегает. А питается корой, молодыми веточками и почками деревьев.
Волк забежит погреться в логово, а лиса в нору.
Воспитатель: Ну что же, мы послушали, кто как зимует, можно снова в ребят превращаться. Против часовой стрелки покружились, повертелись и в ребят превратились!
6. Дидактические и речевые игры:
Давайте с вами поиграем :
1. Как красиво и поэтично можно назвать осень, каким словами можно заменить это значение?
Дети: Золотая сезон, Унылая пора, грибная пора, дождливая пора, время увядания природы.
Плохая погода -ненастье, непогода.
2. Что делает дождь? Предлагайте варианты ответов. (Моросит, идет, льет, хлещет, капает)
Листья осенью.. продолжите (Желтеют, краснеют, опадают, засыхают, увядают)
А что умеет делать ветер осенью (гудеть, дуть,завывать,выть, сбивать с ног, бушевать)
3. Поздней осенью.
Небо –хмурое, пасмурное, беспросветное,угрюмое
Тучи-серые, большие, темные, дождевые,низкие.
Деревья-голые,грустные
Листья-опавшие,мокрые,грязные.
Ветер- сильный, пронизывающий, холодный, резкий, колючий
Лужи-большие,глубокие, холодные,грязные.
4. Закончите предложение: Наступила поздняя осень, поэтому…
7. Создание коллажа: (Совместная работа)
Воспитатель: А теперь ребята подойдите и выберете только то,что соответствует понятию- Поздняя осень.
Дети выбирают картинки и приклеивают их. Делаем коллаж «Природа поздней осенью».
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее занятие? О каком времени года мы с вами сегодня говорили (Об осени) А какой поре уделили больше всего времени? (Поздней осени) А репродукция какой картины вам понравилась больше всего и почему? Спасибо за занятие ребята! (Дети прощаются с гостями.)