Марина Кузьмичева
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы «Фотоальбом «Сын Рязани, поэт России»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей старшего дошкольного возраста с биографией Сергея Есенина посредством литературного наследия поэта, способствовать передаче полученных впечатлений через изобразительную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с семьёй С. Есенина, используя творчество поэта;
- учить украшать фоторамку декоративным узором из элементов городецкой росписи.
Развивающие:
- развивать интерес к жизни и творчеству поэта;
Публикация «Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы „Фотоальбом „Сын Рязани, поэт России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Рязанская область, Рязань
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- развивать речь детей, помочь прочувствовать красоту и образность стихотворений С. Есенина;
- развивать творческие способности детей при создании декоративного узора.
Воспитательные:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к родной земле - как малой Родине, чуткое и бережное отношение к природе, к окружающему миру.
Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов детей, чтение и разучивание стихотворенй С. Есенина, проведение народных игр, хороводов; рассматривание альбома с городецкими предметами и узорами; беседа о жизни и творчестве поэта; поездки детей в Константиново с родителями.
Материал и оборудование: проектор, ноутбук; презентация фотоальбома "Семья С. Есенина"; 1 / 2 альбомного листа с изображением портрета С. Есенина в центре, гуашевые краски, кисти в подставках, салфетки, стаканчики с водой; аудиозаписи песен на стихи С. Есенина - "Отговорила роща золотая", "Письмо матери", " Закружилась листва золотая".
Ход мероприятия:
Группа украшена осенними листьями. Стулья стоят полукругом перед экраном. Дети свободно перемещаются по группе.
Воспитатель: Дети, подойдите ко мне. Я очень рада видеть вас в хорошем настроении!
Воспитатель включает тихую музыку на стихи С. А. Есенина "Отговорила роща золотая", выводит на экран изображение фотоальбома.
Слайд №1 (титульный лист фотоальбома)
Посмотрите на экран и скажите что это? (Ответы детей).
Воспитатель Правильно, это фотоальбом. А у вас дома есть фотоальбом? (ответы детей).
Воспитатель: А кто пополняет фотоальбом снимками? (родители).
Воспитатель: Родители создают фотоальбом, где хранятся фотографии значимых событий для всех членов семьи. Вам хотелось бы узнать, кому принадлежит этот фотоальбом? Давайте откроем и посмотрим. Присаживайтесь на стульчики.
Дети садятся на стульчики.
Слайд №2 (портрет С. А. Есенина).
Воспитатель: Кто изображен на этой фотографии?
Дети: С. А. Есенин.
Воспитатель: А кто это?
Дети: Этот наш земляк - поэт С. А. Есенин.
Воспитатель: Сегодня мы с вами рассмотрим фотоальбом, посвящённый Сергею Есенину, и почитаем его стихи, посвящённые близким.
Сергей Есенин! - это имя
В лесах родной моей России,
В березах нежных и осинах,
В сережках желтовато - синих,
В лучах твоих, из зелени весенней,
В стихах твоих, Сергей Есенин.
Слайд №3 (детский портрет С. Есенина)
Воспитатель:
Далеким днем осенним
Родился наш Есенин.
В губернии рязанской.
3 октября 1895 года на рязанской земле, в небольшом селе Константиново родился белокурый мальчик Сережа Есенин.
Слайд №4 (родители С. Есенина).
Воспитатель: Познакомьтесь - это родители Сергея Есенина. Маму звали Татьяна Фёдоровна, а папу - Александр Никитич. Есенин очень любил свою маму и когда стал знаменитым поэтом - посвятил ей много стихов, некоторые из них переложили на музыку. Послушайте отрывок песни на стихи Сергея Есенина "Письмо матери".
Звучит аудиозапись "Письмо матери".
Воспитатель: В деревне в те годы было очень трудно, и родители маленького Серёжи уехали работать в город. А как же Серёжа?
Серёжу жизнь ждала крестьянская.
Среди степей, полей, берез,
Есенин в доме деда рос.
Мальчик с двух лет жил с дедушкой и бабушкой и воспитывался ими.
Слайд №5 (дедушка и бабушка С. Есенина).
Воспитатель: Бабушку звали Наталья Евтихиевна, она была добрая, знала много сказок, песен, частушек. Серёжа очень её любил. Повзрослев, свои детские впечатления он передал в стихах, вот послушайте отрывок из стихотворения "Бабушкины сказки".
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идём, бредём домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
Воспитатель: Дедушка Фёдор Андреевич был строгим, воспитывал Серёжу в уважении к взрослым и семье. Это он учил маленького Серёжу читать и заинтересовал его книгами. У маленького Серёжи было много друзей.
Слайд №6 (С. Есенин с деревенскими детьми).
Воспитатель: На этой фотографии вы видите Сергея с друзьями, с которыми он играл в разные народные игры. Давайте и мы поиграем в русскую народную игру "Капуста".
Народная игра "Капуста".
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе.
Описание: Рисуется круг-"огород". На середину круга складываются шапки, пояса, платки и пр. Это-"капуста". Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с "капустой". "Хозяин" изображает движениями то, о чем поё т:
Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу,
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибежали
Волк и лисица, бобёр и курица,
Заяц усатый, медведь косолапый.
Играющие стараются быстро забежать в "огород", схватить "капусту" и убежать. Кого хозяин поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесёт "капусты", объявляется победителем.
Правила игры: Бежать можно только после слов "медведь косолапый.
Воспитатель проводит игру, после игры дети остаются в кругу.
Воспитатель: Серёжа был озорным мальчуганом, дедушка часто его наказывал, а он убегал на улицу. Любил ходить с друзьями в лес по грибы да ягоды. Он очень любил осеннюю природу. Вот и я предлагаю вам поиграть с осенними листьями (дети берут осенние листья).
Дети плавно движутся под песню на стихи С. Есенина "Закружилась листва золотая" в исполнении О. Стельмах. По окончании мелодии устраивают "листопад" и садятся на стулья.
Воспитатель: Стихи Сергей Есенин начал писать мальчишкой. На это вдохновляла его природа малой Родины.
Слайд №7 (село Константиново).
Воспитатель: Это фотография села Константиново, родины Есенина. Дети, а кто знает какое-нибудь стихотворение о природе С. Есенина (пригласить 2 детей).
Воспитатель: Спасибо, молодцы. Дети, а кто услышал красивые необычные сочетания в стихах, прочитанных детьми (если дети не скажут, воспитатель проговаривает сама) :
- мой край задумчивый и нежный;
- задремали звёзды золотые;
- улыбнулись сонные берёзки, растрепали шелковые косы.
Воспитатель: Дети, давайте попробуем на время стать поэтами и подберём к словам определения, чтобы получилось красиво.
Упражнение "Подбери красивое определение" :
край - родной, любимый, милый;
берёза - белая, кудрявая, тонкая;
осень - золотая, грустная, дождливая;
Русь - родная, дорогая, светлая;
солнце - рыжее, золотое, ясное.
Слайд №8 (портрет взрослого С. Есенина)
Воспитатель: А вот и последняя страница альбома. О ком мы сегодня смотрели фотоальбом?
Дети: О Сергее Есенине.
Воспитатель: Кто запомнил, как зовут родителей С. Есенина? (ответы детей).
Воспитатель: Чьи сказки любил слушать маленький Серёжа? А кто учил Серёжу читать? С кем любил Есенин играть в народные игры? (ответы детей).
Воспитатель: Много выдающихся людей подарила Рязанская земля. Сергей Есенин оставил яркий след не только в истории Рязани, но и во всей России. Перед вами фотография поэта Сергея Есенина. Я хочу вам подарить на память портрет поэта, которому вы украсите рамку по своему желанию городецким узором (воспитатель раздаёт детям портреты).
Воспитатель: Берите стульчики и присаживайтесь за столы.
Слайд № 9 (городецкие узоры)
Воспитатель: Давайте вспомним элементы городецкой росписи.
Дети: Розан, ромашка, купавка, листья.
Воспитатель: Очень хорошо. Продумайте узор вашего рисунка и приступайте к работе.
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель: У вас получились очень красивые рамки. Я предлагаю вам показать портрет Сергея Есенина родителям и рассказать всё, что вы сегодня узнали о поэте.