Ирина Гудкова
Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию «Кто был в гостях у Белки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- Способствовать расширению и закреплению знаний о родовых представителях семейства беличьих.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания детей о белке рязанского края;
- расширить представление о белках, живущих в разных климатических зонах;
- обогащать и активизировать словарный запас по теме.
Развивающие:
- развивать умение составлять мнемотаблицы;
- развивать логическое мышление;
- развивать речевую активность.
Воспитательные :
- воспитывать бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию „Кто был в гостях у Белки“ в старшей группе» размещена в разделах
- Белка, белочки
- Белка. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Словарная работа:
- белка, дупло, гайно, летяга, Сибирь, тайга, Африка, земляная белка.
Используемый материал и оборудование:
демонстрационный: кукла бибабо «Мишутка», интерактивная доска, ноутбук, запись рычания медвежонка, презентация к занятию, звукозапись рассказа земляной белки, картинка «Гости белки» на листе А-4, мяч, запись танца-игры «Самолёт» в исп. детской группы «Анималики», физическая карта мира, лоток для использованных салфеток.
раздаточный: картинка жилищ животных со следами, простые карандаши, бумажные парашютики, столики с песком, клей, клеёнки, подставки с кисточками, тряпочки, влажные салфетки, карточки с тремя пустыми квадратами, картинки: белки-летяги, пустынной белки, пищи летяги и пустынной белки, мест обитания обеих белок.
Предварительная работа:
- познавательные беседы: «Белки в рязанском краю», «Летяга – родня рязанской белки» (эколог);
- чтение художественной литературы: Т. Белозёров «Белка и шишки», «Белочка», М. Пришвин «Белка», В. Степанов «Белка», А. Прокофьев «Белка», Л. Толстой «Белка и волк»;
- изготовление альбома «Белкина семья»;
- просмотр презентации «Белки на нашей планете»;
- рассматривание иллюстраций в энциклопедии про животных;
- дидактические игры «Угадай по тени», «Кто спрятался», «Кто что ест»
- знакомство с народными приметами о белке, загадками.
Ход занятия.
Дети сидят на стульчиках в полукруге.
Воспитатель : Ребята, сегодня нас ждут увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и было замечательное настроение, а для этого надо чаще улыбаться и помогать друг другу.
Звучит запись рычания медвежонка.
Воспитатель : Кто это может быть? Что-то голос знакомый.
Дети: Это рычит наш друг Мишутка.
Воспитатель : И, правда, это наш Мишутка из Мещерского заповедника.
Затем раздаётся стук.
Воспитатель : (достаёт игрушку бибабо Мишутка) Здравствуйте.
Дети и воспитатель здороваются.
Воспитатель : Мы рады видеть тебя Мишутка. А почему ты такой задумчивый?
Мишутка: Я был в гостях у Белочки. Она познакомила меня со своими родственниками, но я сильно сомневаюсь, что она сказала мне правду. Может, вы поможете мне выяснить – родственники это или нет?
Воспитатель : Помочь то можно, наши дети много знают. А как мы увидим гостей белки?
Мишутка: Вот посмотрите, я фотографию сделал (за столом сидит белка обычная, из занавески с одной стороны видна лапка белки-летяги и мордочка, с другой стороны – хвост и мордочка пустынной белки).
СЛАЙД 1. «Гости белки».
Воспитатель : Чтобы ответить на твой вопрос о родственниках белки нам нужно отправиться в путешествие и взять фотографию с собой.
Мишутка: Я сделал и маленькую фотографию, подумал, что пригодиться. Возьмите, пожалуйста (воспитатель берёт фото). А вы сами-то много про нашу белку знаете?
Воспитатель : Думаю, дети с удовольствием расскажут тебе о нашей рязанской белке. Что ты хотел бы узнать?
Мишутка: Всё хочу знать!
СЛАЙД 2. Мнемотаблица о белке.
Воспитатель : Дети, используя эту таблицу, нужно рассказать Мишутке о белке. Кто хочет рассказать по первой картинке (внешний вид).
Дети: Белка маленькая, тело вытянутое, уши с кисточками, большой пушистый хвост, задние лапы длиннее передних, они сильные, помогают белке при прыжках, глазки черные, шубка летом у неё рыжая, а зимой серая.
Воспитатель : А сейчас, Мишутка, дети расскажут тебе, чем питается белка в нашем рязанском лесу.
Мишутка: По картинке и я смогу рассказать, а без картинки скажете?
Воспитатель : Ребята, давайте покажем свои знания. Вставайте в круг.
Игра с мячом «Это правда или нет».
Ход игры: Воспитатель стоит с мячом в кругу, бросает ребёнку мяч и называет элемент питания (ягоды, конфеты, свежие грибы, картофель, сушёные грибы, каша, семена шишек, желуди, шоколад, насекомые. Ребёнок принимая мяч, говорит: «правда» или «неправда», возвращает мяч воспитателю. Дети должны внимательно слушать ответ и, если ответ неправильный, исправить ошибку товарища.
Мишутка: Молодцы. А о чем говорит третья картинка?
Дети: О месте обитания белки.
Мишутка: А вы знаете, какие домики у белки?
Воспитатель : Сейчас покажем.
Практическое упражнение «Найди домик белки по следу».
Воспитатель подводит детей к столам, где на каждого ребёнка картинка с изображением жилищ диких животных наших лесов и следов к ним, простые карандаши. Дети должны догадаться соединить следы белки к дуплу и гайно. По окончании работы детям предлагается проверить результат друг у друга.
Воспитатель : Все справились, а как догадались?
Дети: По следам белки.
Мишутка: Хитрые какие. А как называется домик в дереве?
Дети: Дупло.
Мишутка: А как называется домик на ветках?
Дети: Гайно.
Мишутка: Да в таких домиках наверно холодно жить?
Воспитатель : Кто хочет рассказать Мишутке о том, холодно ли белке в домике и почему?
Дети: Белке тепло в домике, потому что она выкладывает его мхом, пухом, а когда сидит в домике, то ещё укрывается хвостом, как одеялом.
Воспитатель : Ты всё выяснил, что хотел, Мишутка?
Мишутка: Да!
Воспитатель : (показывает мнемотаблицу на листе бумаги) Тогда возьмём с собой табличку про нашу белку и пора в путешествие (кладет в пакет). Дети, посмотрите на фотографию (показывает, кого вам напоминает вот этот гость?
Дети: Летягу.
Воспитатель : А где она живёт?
Дети: Далеко, в Сибири, в тайге.
Работа с картой.
Воспитатель : Подойдите к карте, найдите на ней место, куда нужно отправляться.
Дети с воспитателем находят Сибирь, тайгу.
Воспитатель : Предлагаю полететь на самолёте, ведь путь далёкий. Проходим в салон самолёта (дети встают в колонну).
Слайд 3. Самолёт.
Физминутка «Самолёт» под музыку.
Дети выполняют движения по ходу слов.
Воспитатель : Мы прилетели по назначению, выходим из самолёта.
Слайд 4. Тайга. Хвойный лес.
Мишутка: А чем тайга отличается от рязанского леса?
Воспитатель : Может кто из вас, дети, может рассказать?
Если дети затрудняются, то воспитатель рассказывает сама : слово «тайга» переводится, как «дремучий лес», здесь в основном растут хвойные деревья, но они больше и выше, чем в нашем лесу.
Воспитатель : В тайге есть и лиственные леса, но деревья растут так густо, что через их верхушки почти не проникает свет.
СЛАЙД 5. Лиственная тайга с изображением летяги.
Мишутка: Вот она, одна из гостей моей подруги белки!
Воспитатель : Дети, присядьте вот на это «брёвнышко» (достав мнемотаблицу про белку, ставит её на мольберт) Предлагаю сравнить нашу белку и летягу.
(Воспитатель сравнивает белок по трё м признакам: внешний вид, питание, место жительства).
Воспитатель : Что общего во внешнем виде летяги и белки, и в чем отличие?
Дети: (если не говорят, то воспитатель подводит наводящими вопросами к сравнению) У нашей белки кисточки на ушах, а у летяги уши небольшие и без кисточек. У обеих белок пушистые хвосты, лапки с пятью коготками, но у летяги коготки короткие и сильно изогнутые. Самое главное отличие летяги – перепонка между задними и передними лапками, которая служит своеобразным парашютом при перемещении летяги.
Сюрпризный момент»Игра с парашютиком».
Воспитатель : У меня есть для вас сюрприз (показывает парашютик из бумаги). Возьмите себе по одному парашютику, подбросьте его и посмотрите, как он опускается.
Дети играют с парашютом 0,5 мин., отдают воспитателю. Садятся на «бревно».
Воспитатель : Вот так, Мишутка, действует и перепонка у летяги, помогая ей перелетать и планировать среди деревьев.
Мишутка: А где же в таком густом лесу живут эти белки.
Воспитатель : Дети, кто знает и может сказать?
Дети: Летяги живут в дуплах деревьев, как и наши белки. А гнёзд не строят. Занимают старые сорочьи гнёзда.
Мишутка: Какие вы всезнайки! А что общего в питании белки-летяги и нашей белки?
Дети: Они любят семена шишек, грибы, ягоды, семена деревьев.
Мишутка: У белок столько общего. А почему летяга не живёт в нашем лесу?
Дети: Потому что любит жить в тайге, где её трудно различить среди деревьев. Шубку она почти не меняет, всегда серенькая, и в нашем лесу летом она будет заметна хищникам. В нашем лесу ей будет опасно жить.
Мишутка: Очень интересная родня у нашей белки.
Воспитатель : (показывая фотографию гостей белки) А теперь я думаю, нам предстоит полёт в Африку. Помогите найти её на карте.
Дети с воспитателем находят Африку на карте.
Воспитатель : Заходите в самолёт и полетели.
Дети встают в колонну.
Физминутка «Самолёт» под музыку.
Дети выполняют движения по ходу слов.
Воспитатель : Вот и жаркая Африка, выходим из самолёта.
Слайд 6. Африканская пустыня. Земляная белка.
Воспитатель : Где это мы приземлились?
Дети: В пустыне.
Мишутка: А я вон вижу знакомую, которая у нашей белки была в гостях.
Разве она родня белки? Совсем не похожа.
Воспитатель : Давайте, спросим у неё, она родня белке или нет? (обращаясь к белке) Здравствуйте, скажите, пожалуйста, вы родня рязанской белке из России?
Звукозапись ответа белки.
Белка : Да, я белка, родня рязанской белки, только живу в Африке, рою норку себе для жилья в земле, поэтому называют меня ещё земляной белкой. Я питаюсь луковицами растений, плодами, злаками, листьями кустарников, а иногда и насекомыми, как и вся моя родня. А вот воду вообще не пью, мне её хватает в пище.
Воспитатель : Спасибо за рассказ (достает мнемотаблицу про белку на мольберт) Дети, присаживайтесь на «камушки» (стульчики, посмотрите, как по внешнему виду земляная белка отличается от нашей белки.
Дети: Очень маленькие ушки, плоский хвост, цвет шубки коричневый.
Воспитатель : А чем они похожи внешне?
Дети: Вытянутая мордочка, длинные хвосты, задние лапки длиннее передних, на лапках по пять коготков.
Воспитатель : А как вы думаете, почему у земляной белки заостренная мордочка и ушки такие маленькие?
Дети высказывают свои соображения.
Воспитатель : (подводит итог) Они удобны при рытье норки.
Опытническая деятельность.
Воспитатель : Предлагаю вам проверить наше предположение. Подойдите к столам с песком. Рядом лежат кубик и конус. Попробуйте, чем легче рыть в песке?
Дети проводят опыт с песком и предметами, делают выводы, рассказывают Мишутке своё мнение, обмениваются впечатлениями друг с другом, с воспитателем.
Воспитатель : Протрите руки влажной салфеткой, а салфетку положите в этот лоток. Присаживайтесь (дети садятся на стулья). Давайте подумаем, почему у земляной белки хвост плоский, но пушистый и нарядный?
Воспитатель выслушивает предположения детей, затем констатирует вывод.
Воспитатель : Плоский, чтобы удобно было залезать в норку, а пушистый и нарядный – потому что с помощью хвоста белки «общаются», передают друг другу информацию, например, предупреждают о появлении врага или другой опасности.
Мишутка: Я убедился, что и эта гостья – родня нашей белке.
Воспитатель : Нам пора возвращаться домой. Покажите на карте нашу страну и место, куда мы полетим.
Вызванный ребёнок показывает место примерно около Москвы. Другие дети следят за правильностью ответа.
Воспитатель : Заходите в самолёт и полетели.
Дети встают в колонну.
Физминутка «Самолёт» под музыку.
Дети выполняют движения по ходу слов.
Воспитатель : Вот мы вернулись в Рязань. Выходите из самолёта.
Мишутка: Я сегодня так много узнал, спасибо вам, дети. Пойду к белке, расскажу про нашу с вами встречу. До свидания!
Дети прощаются с медвежонком. Воспитатель убирает игрушку.
Воспитатель : Интересное у нас получилось путешествие. Что запомнилось тебе, Саша? А тебе, Влада? А в какой стране можно встретить земляную белку? Где проживает летяга? Можно ли белку брать домой и почему? А вы хотели бы узнать о других белках? В заключении я хочу предложить вам самим создать таблицу о понравившейся вам белке и вечером рассказать про неё родителям. Подойдите к столам, выберите необходимый материал, соответствующий задуманной белке и приступайте к работе по плану: первая картинка – изображение белки, вторая картинка – питание белки, третья картинка – местообитание белки. Кто выполнит свою работу, может помочь товарищу, если это нужно.
Дети выполняют работу по созданию мнемотаблицы. По окончании работы дети плавно переходят в игру, а дежурные по занятию помогают воспитателю убрать материал.