Марина Симанова
Конспект интегрированного занятия по восприятию классической музыки М. П. Мусоргского «Картинки с выставки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по восприятию классической музыки М. П. Мусоргского "Картинки с выставки"
(подготовительная группа)
Цель:
Содействовать формированию музыкального вкуса детей.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей выражать своё отношение к музыке, делиться переживаниями, впечатлениями, возникшими в процессе восприятия.
2. Различать изобразительность в музыке, связывать её с характером музыкальных пьес.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по восприятию классической музыки М, П, Мусоргского „Картинки с выставки“» размещена в разделах
- Мусоргский М.П. Композитор
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
3. Учить выделять средства музыкальной выразительности; производить анализ музыкальной формы.
4. Познакомить с профессией архитектор.
Развивающие:
1. Развивать эмоционально-образное мышление.
2. Способствовать развитию и закреплению связной речи посредством описания своих чувств, возникающих при восприятии музыки.
3. Совершенствовать двигательные навыки.
Воспитательные:
1. Воспитывать социально-коммуникативные качества в процессе музыкальной деятельности; культуру поведения, уважительное отношение друг к другу.
Ход занятия:
1. Дети заходят в зал.
Муз. рук: (поёт). Здравствуйте ребята.
Дети: (поют). Здравствуйте!
Дети здороваются с гостями.
Муз. рук: Друг на друга посмотрите
И улыбку подарите!
Как хорош сегодня день –
Заниматься нам не лень!
Ребята, сегодня мы с вами посетим академию художеств и увидим картины художника – архитектора Виктора Александровича Гартмана, а поведёт нас туда музыка Модеста Петровича Мусоргского «Прогулка».
С нами на выставку захотела пойти Фея Мелодия со своей волшебной палочкой.
(Дети под музыку «Прогулка» рассаживаются на стульчики. Перед ними портрет В. А. Гартмана и его 3 картинки с выставки:
1. «Костюм цыплёнка». Открыта картинка.
2. «Гном». Перевёрнута картинка обратной стороной наружу.
3. «Избушка на курьих ножках». Перевёрнута картинка обратной стороной наружу).
И портрет М. П. Мусоргского.
Ребята, мы с вами пришли на выставку, а картина открыта только одна. Кто-то здесь уже побывал вперёд нас.
Я догадалась кто. В королевстве Феи Мелодии есть вредная старушка – Щаb (ща бемоль) – эта фальшивая нота. Она всегда вредит: то расстроит красивую мелодию, то перепутает все инструменты оркестра; вот и сейчас она закрыла две картины на выставке, но, ничего, с нами же Фея Мелодии со своей волшебной палочкой.
Фея Мелодия: Своей палочкой взмахну и картинки оживлю.
Муз. рук: Спасибо, Феюшка. Мы знаем, что ты всё можешь. Но у нас здесь столько умных ребят. Я думаю, что они по характеру музыки, могут определить какая картинка от нас «отвернулась».
Но, … давайте все по порядку.
Ребята, мы с вами пришли на выставку художника – архитектора В. П. Гартмана. Кого называют художником? (ответы детей).
А кто же такой архитектор? (дети затрудняются с ответом).
Музыкальный руководитель знакомит детей с профессией архитектора. Согласно тематического плана ДОО.
В своё время выставку В. А. Гартмана посетил его друг – композитор М. П. Мусоргский. Он увидел замечательные работы своего друга, а это были картинки, наброски и эскизы костюмов артистов оперы; а так же наброски ёлочных игрушек и другие, и ему, глядя на эти картины, пришла в голову идея – написать музыкальные картинки. Которые он позже объединил в цикл пьес «Картинки с выставки».
Первая картинка открыта для нас – что изображено на ней? (ответ детей).
Да, это костюм цыплёнка.
М. П. Мусоргский, глядя на эту картину, пришла идея написать музыкальную пьесу «Балет невылупившихся птенцов»:
Дети слушают «Балет невылупившихся птенцов» в исполнении симфонического оркестра.
Какое настроение вызвало у вас эта пьеса?
Каким цветом можно было бы обозначить характер этой пьесы (показываю несколько карточек: чёрную, коричневую, жёлтую)
Дети выбирают жёлтую.
Муз. рук: Почему?
Дети: Потому что характер музыки весёлый, шутливый, беззаботный, игривый.
Муз. рук: Композитор изобразил маленьких невылупившихся цыплят.
Что делают цыплята?
Дети: Танцуют.
Муз. рук: С каким китом мы встретились?
Дети: С китом «Танец».
Муз. рук: М. П. Мусоргский назвал свою муз. пьесу «Балет». Балет – это танец (балет – вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах)
Разные киты мы знаем.
Дружно все под марш шагаем,
Танцев много разучили,
И про песни не забыли.
Подрастая день за днём
Весело в саду живём.
А теперь с балетом нас
Познакомлю в первый раз!
Я в восторге от балета:
Балерины в пуантах белых
На носочках ходят смело,
грациозно ввысь взлетают,
Словно бабочки порхают.
Помогают им партнёры,
Фуэте так крутят скоро.
Декорации меняют,
Представленье продолжают.
Мне понятен ход сюжета-
Ведь написано либретто. — 1
Не свожу я глаз с артистов!
Время пролетело быстро.
Вот уже Финал, Поклон,
Крики «Бис!» со всех сторон,
Публика с цветами мчится,
Плавно занавес струится.
Мне понравился балет.
В нём есть ВСЁ!
. Лишь песен нет.
В настоящем балете танцуют балерины со своими партнёрами по танцу (показываю иллюстрацию).
Фея Мелодия: Своей палочкой взмахну и картинку оживлю.
Муз. рук: Спасибо, Феюшка, но мы с ребятами постараемся. По характеру музыки сами, определить какая картинка нам откроется.
Звучит пьеса «Гном» (в исп. Симф. Оркестра)
Муз. рук: Знакома ли вам эта музыка? Как называется?
Дети: «Гном»
(Открываю картинку).
Муз. рук: кто композитор?
Какое чувство вызвала у вас эта музыка?
Дети: Чувство страха, тревоги.
Муз. рук: Какой характер гнома?
Дети: Злой.
Муз. рук: Почему вы думаете, что гном злой? Всегда ли он злой?
Дети: Характер музыки страшный, злобный, зловещий. Иногда он печальный, так как музыка как будто ноет.
Муз. рук: Что делает гном?
Дети: По темпу музыки слышно, что он то бежит, то останавливается.
Муз. рук: Если бы мы отметили характер музыки цветом, то какой бы цвет выбрали?
Дети: Чёрный, так как характер музыки злой страшный; коричневый – музыка осторожная, опасливая, тревожная.
Повторное слушание пьесы «Гном».
Муз. рук: С помощью каких средств музыкальной выразительности удалось М, П, Мусоргскому изобразить злого гнома?
Дети: С помощью низкого регистра, динамики, темпа, тембра муз. инструментов, акцентов.
Физкультминутка.
Муз. рук: Ребята, гном в музыкальной пьесе М. П. Мусоргского злой. Но ведь гномы бывают и добрые. Например те, которые приходят на новогодний праздник, освещают Деду Морозу дорогу в детский сад своими фонариками. Давайте подбодрим нашего гнома и споём ему нашу песенку:
Мы построим дом, дом.
Будем жить мы в нем, в нём.
Самый добрый гном, гном.
Бережёт наш дом, дом.
Муз. рук: Ребята, осталась закрытой последняя картина.
Слушают музыкальную пьесу «Избушка на курьих ножках»
Муз. рук: Как называется пьеса?
Кто композитор?
Какой характер?
Меняется ли характер музыки?
Дети: Да. Сначала зловещий, страшный, затем музыка звучит осторожно (Баба Яга будто притаилась); затем снова злой, страшный.
Муз. рук: Сколько частей в этой пьесе?
Дети: В пьесе три части. (рассказывают о характере каждой части)
Муз. рук: Значит, скольки частная форма этого муз. произведения?
Дети: Трёхчастная.
Муз. рук: В каком исполнении звучит эта пьеса? Один инструмент звучит или много?
Дети: Много.
Муз. рук: Если играют двенадцать и больше музыкантов вместе, как называется такой коллектив?
Дети: Оркестр.
Муз. рук: Ребята, посмотрите фальшивая нота ЩАb и сюда пробралась и перепутала все муз. инструменты симфонического оркестра. Давайте разберемся, к каким группам они относятся, и расположим их правильно.
(Дети выходят к магнитной доске и выкладывают инструменты симфонического оркестра по группам)
1. Струнные смычковые: а) Скрипка.
б) Альт.
в) Виолончель
г) Контрабас.
2. Медные духовые: а) Туба.
б) Труба.
в) Тромбон.
г) Валторна.
3. Деревянные духовые: а) Фагот.
б) Габой.
в) Кларнет.
г) Флейта.
4. Ударные: а) Литавры.
б) Тарелки.
в) Барабан.
Муз. рук: Ребята, а рояль (пианино) и арфа относятся к инструментам симф. Оркестра?
Дети: Да. Это дополнительные инструменты симф. Оркестра.
Муз. рук: Давайте попросимся в сказочное королевство Феи Мелодии и поиграем в игру «Баба Яга»
Игра «Баба Яга»
Итог:
[/b]
Муз. рук: Ребята, где мы сегодня с вами побывали?
С картинами какого художника познакомились?
Какие муз. картинки мы слышали?
Кто их композитор?
Сегодня вечером мы с вами посмотрим интересные мультфильмы «Баба Яга» и «Балет невылупившихся птенцов», в которых вы услышите знакомые вам пьесы М. П. Мусоргского.