Швецова Марина
Конспект интегрированного занятия «Краски музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обогащение чувственно – эмоциональной сферы детей.
Задачи:
Образовательные: Знакомить детей со средством музыкальной выразительности - тембром. Уточнить и закрепить восприятие таких средств музыкальной выразительности, как динамика, ритм, регистр, мажорный и минорный лад. Учить детей петь выразительно, передавая ладовые изменения в музыке, слышать темповые изменения в музыке, отражать их в движении.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Краски музыки“» размещена в разделах
Развивающие: Развивать воображение, творческую фантазию, самостоятельность при оркестровке произведений, в поиске песенной интонации на заданный текст и в выборе имитационных движений. Расширять словарный запас детей новыми понятиями: анданте, аллегро, мажор, минор, темп, тембр. Продолжать знакомить с творчеством Э. Грига.
Воспитательные: Воспитывать эмоционально- эстетическое отношение к музыке.
Музыкально- литературный материал.
Зимина А. Н. Образные упражнения и игры в музыкально- ритмическом развитии детей 4-8 лет. - м., 1998.
Дворжак А. Юмореска.
Шостакович «Полька»
Григ Э. В пещере горного короля (аудиозапись)
Королёва Е. А. Музыка в сказках, стихах и картинках. - М. : Просвещение, 1994.
Струве г., Соловьёва Н. Нотный бал.
Предварительная работа.
Разучивание движений танца «музыкальная планета», музыка и слова О. Юдахиной
Разучивание ритмической игры
Упражнение с кубиками, музыка С. Соснина// Музыка и движение/ Сост. С. И. Бекина и др. - Просвещение, 1983.
Музыкальная игра «Оркестр»
Разучивание песен: «Песня про ноты» муз. Еремеевой, «Отчего плачет осень» сл. и муз. Соколовой, «Мы с тобой друзья, музыка!»
Оборудование
Музыкальный центр, CD с фонограммой
Экран, видеопроектор
Цветные султанчики для обозначения динамических оттенков
Ленты для развития движений
Детские музыкально- шумовые инструменты
Кубики для упражнений, развивающих чувство ритма
Картины местных художников
Ход занятия
Дети заходят в зал под спокойную инструментальную музыку.
М. р. : Дети, вы любите наш родной город? (ответы детей) Я тоже его очень люблю. В нашем городе живёт много талантливых людей. Посмотрите. Какие красивые картины висят на стене. Их написали наши местные художники. (Дети рассматривают картины) Какие яркие краски использовали художники в своих работах? (Ответы детей) В музыке тоже нужны краски, чтобы она удивляла, радовала, заставляла прислушиваться.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходи волшебство
Осторожно, осторожно,
Не спугнуть бы нам его. (Р. Панков)
Сегодня на занятии я хочу выступить в роли Феи и рассказать вам о красках музыки. (М. Р. берёт «волшебную палочку» в форме скрипичного ключа, надевает корону с нотами.)
Фея: Музыка не всегда звучит одинаково, у неё тоже есть свои краски. Она может звучать высоко и низко, отрывисто и плавно, громко и тихо. Громко и тихо - это динамические краски или динамические оттенки. Вспомните, какими словами музыканты обозначают громкую и тихую музыку? (ответы детей). Правильно, «форте» и «пиано». Теперь самое время пригласить вас в сказку, и поможет это сделать моя «волшебная палочка». Видите, на ней главный музыкальный знак. Как он называется? (ответы детей). Правильно, это - скрипичный ключ.
Дети рассматривают слайд №1 (картинки сказочных гномов)
Фея: Во мгле поднялась средь деревьев гора
Пещерой под землю уходит она.
Горбатый король в той пещере живёт,
Со свитой своей сюда он идёт.
Вы догадались, о какой сказочной музыке идёт речь? Вспомните, кто её написал? (ответы детей). Правильно, её написал композитор Э. Григ.
Дети рассматривают слайд №2 (портрет Грига)
Фея: Сейчас вы будете слушать музыку, и выполнять задание. Вы должны обозначить цветом краски музыки - её динамические оттенки. Помогут вам в этом волшебные султанчики. Возьмите их в руки, присаживайтесь на ковре. Когда будет звучать тихая музыка - будут махать дети, у которых жёлтые султанчики, громкая музыка - будут махать дети, у которых синие султанчики, очень громкая музыка - будут махать дети, у которых красные султанчики. По взмаху «волшебной палочки» начинает звучать пьеса Э. Грига «В пещере горного короля»
Дети выполняют задание.
Фея: Дети, а это музыка инструментальная или вокальная? (ответы детей)
Каждый инструмент, да и голос человека имеет свою окраску- тембр. (Дети повторяют слово «Тембр») Угадайте по тембру, какой инструмент звучит? (звучат скрипка, флейта, барабан.
Дети рассматривают слайд №3 (музыкальные инструменты)
Проводится игра «Оркестр» муз. «Юмореска» Дворжак А.
Фея: Дети, а кто руководит оркестром? (ответы детей)
Дирижёр (ребёнок) : Я назначен дирижёром,
Весь оркестр в руках держу
За моей рукой следите,
Всё, что нужно покажу!
Без меня не начинайте,
Палочку возьму - вступайте!
Фея: А скажите, в музыке игры в «Оркестр» какая краска главная? (Ответы детей) Правильно, ритм. Если вы будете внимательно слушать музыку, то сможете прохлопать этот ритм.
Проводятся ритмические игры «Прохлопай своё имя», «Составь ритмический рисунок на картинке»
Фея: А как назовём краску, когда музыка звучит, то медленно, то быстро. (Ответы детей) Правильно, темп. Ну, а сейчас мы отправимся на нотный бал. В пути нас будет сопровождать танцевальная музыка. Будьте внимательны, слушайте, когда музыка звучит медленно, когда быстрее. Все изменения вы должны показать в своих движениях
Звучит «Полька» из «Танцев кукол» Д. Шостаковича. Дети импровизируют.
Фея: Молодцы! Вы услышали изменения темпа музыки. А сейчас я хочу, чтобы вы вспомнили, какими словами музыканты обозначают умеренный и быстрый темп. (Ответы детей) Правильно, анданте и аллегро. Дорогие мои друзья! Мы попали с вами на нотный бал! Кого можно встретить на таком балу? (ответы детей) Правильно, ноты.
Дети рассматривают слайд №4 (изображение нот на нотном стане, вспоминают ноты.
Фея: На нотном балу мы должны обязательно выступить, исполнить любимую песню.
Дети исполняют «Песенку про ноты» муз Ермолаевой.
Фея: Самые главные гости на нотном балу - мажор и минор! Вот сейчас мы распоёмся и споём одну песню для мажора, другую для минора.
Дети поют в мажорном ладу на мелодию восходящего и нисходящего звукоряда следующие строки:
Вот мы дружно встали в ряд,
Получили звукоряд,
Светлый и просторный-
Это лад мажорный.
Дети поют в минорном ладу на мелодию восходящего и нисходящего звукоряда следующие строки:
Мы - минорный звукоряд,
Грустных звуков длинный ряд,
Песню грустную поём,
Погрустим с тобой вдвоём.
Фея: Ну, а теперь можно и песню спеть.
Дети исполняют песню «Отчего плачет осень» (1 куплет - в миноре, 2 куплет - в мажоре)
Фея: А сейчас музыка приглашает на танцевать на нотном балу!
Дети ритмично танцуют под музыку О. Юдахиной «Моя планета».
Фея: Вот и подошло к концу наше сказочное путешествие, но знакомство с музыкальными красками мы будем продолжать при каждой встрече с музыкой.
Ребё нок: Есть у радости семь красок,
А у музыки семь нот.
На земле для нашей радости
Вечно музыка живёт!
Дети исполняют песню «Мы с тобой друзья, музыка!»