Анна Внукова
Творческая лаборатория для детей подготовительной группы и родителей «Такая разная осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать творческие способности, возможности детей, создавая необходимые условия для их реализации; создавать условия для совместного творчества детей и их родителей.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с эстетическими и искусствоведческими терминами, соответствующими сенсорным ощущениям детей;
познакомить детей и родителей с нетрадиционной техникой рисования;
побуждать в детях интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту;
активизировать словарь детей, обогатить его словами, обозначающими эмоциональное состояние;
Развивающие:
Публикация «Творческая лаборатория для детей подготовительной группы и родителей „Такая разная осень“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
развивать у детей понимание классической музыки, обогащать словарь музыкальных терминов;
развивать у детей и родителей творческое мышление, воображение;
формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми через использование нетрадиционных техник рисования;
развивать чувственно-двигательную координацию;
Воспитательные:
воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества со сверстниками и взрослыми;
поддерживать у детей интерес к художественному творчеству.
активизировать словарь детей, обогатить его словами, обозначающими эмоциональное состояние;
Оборудование:
- мультимедийная установка, музыкальный центр; презентация «Осень такая разная»;
- разноцветные платочки, шарфики, ленты, осенние листья;
- репродукции картин русских художников;
- для приготовления «волшебных красок»: мука, соль, растительное масло, клей ПВА, стаканчики, одноразовые тарелки, салфетки, пластмассовые ложки, акварельная бумага А3, гуашь, вода, кисти, клеенка
Музыкальный репертуар:
- А. Вивальди. «Времена года», «Осень», 1 ч., 2 ч. ;
- П. И. Чайковский. «Времена года», «Осенняя песнь»;
- П. И. Чайковский. «Вальс» из Серенады для струнного оркестра;
- С. С. Прокофьев, «Фея Осени» из балета «Золушка».
Художественный репертуар:
- И. Левитан «Ранняя осень»;
- портреты А. Вивальди П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева;
- И. Левитан «Золотая осень», И. Остроухов «Золотая осень», В. Поленов «Золотая осень»;
- Е. Волков «Октябрь»;
- И. Левитан «Поздняя осень», «Осень. Туман», И. Бродский «Поздняя осень»;
- фотографии осенних пейзажей (интернет).
Литературный репертуар:
- стихи русских поэтов (А. С. Пушкин, И. Бунин, А. Плещеев, А. Фет);
- стихи современных поэтов (М. Познанский, Е Трутнева, Ю. Капустина, Е. Шаламонова).
Видеорепертуар:
- видеоролик «Времена года. Осень» (муз. А. Вивальди);
- видеоролик «Времена года. Осенняя песнь» (муз. П. И. Чайковского)
- видеофрагмент «Фея Осени» из балета «Золушка»;
- видео «Танец с осенними листьями» (муз. П. И. Чайковского).
Предварительная работа:
1. Проведение с детьми цикла музыкально-тематических занятий «Времена года».
2. Беседы в группе о сезонных явлениях и рассматривание иллюстраций по теме «Времена года».
3. Слушание классической музыки А. Вивальди, П. И. Чайковского.
4. Разучивание музыкального, литературного и игрового репертуара с детьми.
5. Знакомство с искусством – с творчеством русских художников (И. Левитан, И. Остроухов, И. Шишкина, Е. Волкова).
6. Продуктивная деятельность детей (в группе).
7. Создание альбома «Времена года».
Дети заходят под спокойную музыку в украшенный «осенними» декорациями зал и после приветствия рассаживаются на свои места (СЛАЙД 1)
Педагог- Ребята, посмотрите, как много гостей в нашем зале - это ваши родители. Давайте поздороваемся с ними. (дети здороваются)
(к родителям) Мы пригласили вас принять участие вместе с вашими детьми в нашей творческой лаборатории «Времена года». Наша природа всегда прекрасна, но есть одно время года, которое дарит людям особенную красоту.
Природа, словно отдавая нам жар своего сердца, вспыхивает ярко, загорается в последний раз, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном. Какое это время года? (дети и родители отвечают)
Правильно, осень. Вспомните особенные запахи осени: терпкий запах нагретой коры деревьев, душистый запах сухой травы, горьковатый привкус дыма осенних костров, удивительный запах грибов… Именно осенью мы слушали голоса улетающих птиц в дальние края (звучат голоса птиц, наслаждались последними тёплыми лучами солнышка, ярким, нарядным убором деревьев и кустов. Какая же ты, осень?
СТИХИ
1) Реб. - Ходит осень по лесам
С красками и кистью,
Чтоб деревьям и кустам
Дать окраску лисью.
Клён высокий порыжел,
Рыжие осины,
И багряные уже
Ягоды рябины.
2) Реб. - Пожелтела вся трава,
В золоте берёзы.
Мокнет рыжая тропа –
Дождики да росы.
Осень, красок не жалей,
Радуй ярким цветом!
Мы под музыку дождей
Провожаем лето!
3) Реб. - Моросит осенний дождик,
Но не время унывать;
Мы берём корзинку, ножик.
Чтоб опята собирать.
Вот и лес. Зовут тропинки,
Манят запахом грибов.
Гнутся жёлтые травинки,
Вьются пчёлы у цветов.
4) Реб. - Под деревьями, в тенёчке,
Стайка маленьких опят
На берёзовых пенёчках,
Словно братики, сидят.
Вмиг наполнилось лукошко,
Жаль из леса уходить!
Погуляем здесь немножко.
Хорошо у леса жить!
Педагог- Спасибо, ребята! Читая стихи об осени, вы помогли нам понять, какая осень
бывает разная. Так давайте попробуем определить, какая же бывает осень. Посмотрите на экран.
Дети и родители рассматривают слайды (2 – 10) - фотографии, демонстрируемые на экране и перечисляют: ранняя, фруктовая, грибная, разноцветная, нарядная, дождливая, прощальная, поздняя, ранний снег.
Педагог-Вы дали много определений осени, и все они правильные, интересные и
необычные.
Тема природы издавна привлекала поэтов, композиторови художников. Они тоже любили это прекрасное время года и многие посвящали осени свои произведения.
СЛАЙД 11- И. Левитан «Ранняя осень».
Педагог-Перед вами репродукция картиныхудожника Исаака Левитана.
Как вы думаете, какая осень изображена на картине?
Ответы детей и родителей: ранняя осень.
Педагог-Почему вы так решили?
Ответы детей и родителей: осень ещё не полностью наступила, на деревьях много зелени; много зелёной краски, хотя уже появилась жёлтая, оранжевая; листья ещё не опадают, хотя уже некоторые изменили окраску, пожелтели.
Педагог-Правильно, оба художника использовали зелёные, жёлтые, оранжевые,
тона. Как эти цвета можно охарактеризовать - это тёплые или холодные краски?
Ответ: тёплые.
Педагог-Облетают листья с клёнов,
Их всё больше с каждым днём.
По траве, ещё зелёной,
Меж деревьев мы идём. (М. Познанский)
Педагог-Скажите, а о какой осени говорится в этом стихотворении?
В золотой карете, С неба сонный месяц
Что с конём игривым, Чуду удивляется.
Проскакала осень Всё кругом искрится,
По лесам и нивам. Всё переливается. (Ю. Капустина)
Добрая волшебница
Всё переиначила:
Ярко-жёлтым цветом
Землю разукрасила.
Ответы: о разноцветной, золотой осени (СЛАЙД 12)
Педагоги и родители читаютстихи русских поэтов.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса… (А. С. Пушкин)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
(И. Бунин)
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… (Е. Трутнева)
Педагог-Замечательные стихи! Изамечательная музыка сейчас прозвучит…
Звучит «Осень» 1 ч. А. Вивальди из цикла «Времена года» (трек 2).
На экране – портрет А. Вивальди (СЛАЙД 13)
Педагог- Скажите, ребята, какое произведение, посвящённое осени сейчас
прозвучало? Кто его сочинил?
Ответы детей: А. Вивальди, концерт для струнных инструментов из цикла «Времена года».
Педагог-Какой характер у этого произведения?
Ответы детей: яркий, торжественный, праздничный, величественный, горделивый, светлый, радостный, ликующий.
Педагог-Что вы представляли, когда слушали музыку?
Ответы детей и родителей: деревья, одетые в разноцветные наряды; хоровод из листьев, который кружится на ветру; Фею Осени.
Педагог-А теперь давайте посмотрим, какие картины подходят к произведению
Антонио Вивальди.
СЛАЙД 14 - «Золотая осень» И. Левитана
СЛАЙД 15 - «Золотая осень» И. Остроухова
СЛАЙД 16 – «Золотая осень» В. Поленова
Педагог-Какие прелестные пейзажи! Какое настроение у вас они вызывают?
Ответы: радостное, тёплое, ликующее.
Педагог-Как вы думаете, почему, именно такое настроение?
Ответы: потому что художники использовали тёплые краски - жёлтые, оранжевые, бордовые, красные, зелёные.
Педагог- Это краски тёплые или холодные? (тёплые, нарядные) Тихие или громкие?
(громкие, звучные) Правильно, молодцы! Художники почувствовали необыкновенный жар пылающей нарядной осени, желающей порадовать нас, и нашли такие краски, которые и нам передали их удивление, радость от увиденного в природе, восторг перед красотой, как будто Фея Осень прошла по земле и как художник разукрасила всё вокруг.
Но посмотрите и послушайте, как Фею Осени изобразил русский композитор С. С. Прокофьев в своё в балете «Золушка». Вы увидите, как могут сочетаться движения танца балерины с характером музыки.
СЛАЙД 17 – портрет С. С. Прокофьева и видео «Фея осени)
Видеопросмотр «Фея Осени»
(фрагмент)
Педагог - Неожиданная Фея Осени, правда? какая музыка у этой Феи Осени? (ответы детей) А вам понравилось, как танцевала балерина? (ответы детей)
Вы хотите попробовать себя в роли балерины? (ответы детей)
Предлагаю девочкам и их мамам взять в руки осенние листья, разноцветные платочки, ленты, шёлковые шарфы и пофантазировать под чудесную музыку
П. И. Чайковского (СЛАЙД 18 - портрет П. И. Чайковского, которая знакома вам по предыдущим занятиям, и передать в пластике, в движении танца характер музыки.
Педагог- А ещё вы назвали осень прощальной. Почему?
Ответы: листья прощаются с деревьями, птицы улетают.
Педагог-Посмотрите на экран. Вы знаете стихи про такую печальную осень?
Стихи могут прочитать дети, родители и воспитатели.
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да, как есть мелькали
Вон над той горой.
С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно. (А. Фет)
Педагог-Послушайте, как поэт А. Плещеев выразил своё настроение в
стихотворении «Осень наступила»:
Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Воды зашумели быстрого ручья,
Птички улетели дальние края.
- Какое настроение передали поэты в этих стихах?
Ответы: грустное, печальное, тоскливое от того, что природа увядает, засыпает.
Педагог-Такое же настроение мы видим в картине Е. Волкова «Октябрь»
СЛАЙД 19) и слышим и в пьесе П. И. Чайковского «Осенняя песнь», которую он посвятил месяцу октябрю.
Видеоролик «Октябрь»
(муз. П. И. Чайковского, «Осенняя песнь», слайд 19)
На фоне видеоролика педагог читает стихотворение А. Плещеева.
Скучная картина! Что ты рано в гости,
Тучи без конца, Осень, к нам пришла?
Дождик так и льётся, Ещё просит сердце
Лужи у крыльца. Света и тепла! (А. Плещеев)
Чахлая рябина
Мокнет под окном.
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Педагог-Конечно, не только раннюю и золотую осень воспевали художники,
композиторы и поэты в своих произведениях, но и ту, которую в народе называют «поздней» - с мелким надоедливым дождиком, с криками улетающих журавлей, серебристым инеем по утрам.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало.
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман…
Звучит «Осень» 2 ч. А. Вивальди из цикла «Времена года» (трек 4)
Педагог-Ребята, вы узнаёте эту музыку? (ответы детей)
Что можно сказать о характере этой музыки? О темпе?
Ответы детей: музыка тягучая, неторопливая, обволакивающая, будто повеяло холодом, по вечерам ложится серый туман.
Педагог-Я предлагаю мальчикам и их мамам попробовать изобразить такой свой
«туман»… (СЛАЙД 20, 21)
Пластическая импровизация «Туманы»
(А. Вивальди)
Педагог- Давайте ещё раз обратимся к художникам.
СЛАЙД 22, 23- И. Левитан «Поздняя осень», И. Бродский «Поздняя осень».
Вот как художник изобразил эту осеннюю пору: природа потеряла свои краски и как бы затихла, замерла. Она ждёт не дождётся, когда снежное покрывало укроет землю от зимней стужи. Какие тона преобладают в картине?
Ответы: серые, тёмные, коричневые, синие, холодные.
Педагог- Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как красиво нам
рассказали поэты, художники и композиторы о своём настроении, навеянной красотой осени. Мы увидели, как чудесно перекликаются произведения поэзии, музыки и живописи.
И мы предлагаем вам подумать и передать в своих совместных работах тот период осени, который вы любите больше всего или, может быть, то осеннее время, которое вам навеяла сегодняшняя атмосфера нашей встречи с прекрасным - музыкой, поэзией, живописью.
А творить мы будем "Волшебными красками"
Чудесный рецепт принадлежит автору книги «Путь к волшебству» Татьяне Зинкевич-Евстигнеевой.
Процесс приготовления красок похож на то, как хорошая хозяйка готовит тесто - она «на глаз» кладет все необходимые ингредиенты, не пользуясь мерной посудой. Так и здесь, попробовав один раз, можно постоянно изменять и совершенствовать рецепт на свой «вкус» и «цвет».
Для приготовления 5-6 цветов необходимо 1 стаканчик муки, 1-2 ст. ложки соли, 1-2 ст. ложки растительного масла (любого, 1,5 ст. ложки клея ПВА. Муку смешать с солью и наливать воду тонкой струйкой, сразу размешивая, чтобы не образовывались комочки. Затем добавить соль и масло. Теперь добавляем гуашь. Как приятно размешивать краску - это похоже на «волшебство». Краски готовы! Можно приступать к рисованию. Детям и их родителям предлагаются листы бумаги для совместного творчества.
Дерзайте, творите, фантазируйте!
Звучит музыка и демонстрируется видеоролик «Времена года. Осень», музыка А. Вивальди (СЛАЙД 23).
По завершении творческой работы создаётся альбом «Осень такая разная». Участники обсуждают творческие находки и делятся впечатлениями. Дети и взрослые фотографируются на общую фотографию.
Педагоги благодарят всех участников Творческой лаборатории.