Марьям Максутова
Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию для детей с ЗПР «Уроки безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия по познавательно-речевому развитию для детей с задержкой психического развития «Уроки безопасности»
Цель: формирование знаний о правилах безопасности в различных ситуациях.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
обучать основам личной безопасности;
Закреплять знания детей о правилах поведения в транспорте, дома, на дороге;
формировать понятие «можно - нельзя» к различным ситуациям на улице и дома.
Коррекционно-развивающие :
Публикация «Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию для детей с ЗПР „Уроки безопасности“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
развивать слуховое внимание, восприятие и мышление, способствовать развитию любознательности;
совершенствовать речь детей, учить отвечать на вопросы полным предложением, участвовать в беседе, развивать способность делать выводы;
развивать двигательную активность.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать культуру безопасного поведения в социуме;
воспитывать ответственность за себя и за других;
дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе.
Структура представленного занятия включает в себя следующие этапы:
1. Организационный этап: определение мотивации занятия;
2. Основной этап - нацелен на развитие :
- зрительного, слухового восприятия, внимания, мышления;
- речевого развития;
- координации речи с движением;
- мелкой моторики рук;
3. Итоговый этап: рефлексия.
Методические приё мы: сюрпризный момент; артикуляционная гимнастика; физминутка на координацию речи с движением, упражнение «Вопрос-ответ», дидактическая игра «Опасно - не опасно»; дидактическая игра «Можно – нельзя»; проблемная ситуация по правилам дорожного движения.
Материалы и оборудование: домик-ширма, зеленая и красная коробка, опасные предметы (утюг, свечка, спички, таблетки, отвертка, шило, молоток, игрушки, стульчики-автобус, подарочная коробка. Картинки для игры «Можно-нельзя», ватман с нарисованными кругами (красным и зеленым, ножницы, клей, тряпочка.
Музыкальное сопровождение: И. Мирославский «По дороге домой», «Мы в автобусе сидим»
Предварительная работа:
рассматривание альбомов по безопасности;
беседы по безопасности, в быту, в саду, на улице;
д/и «Азбука безопасности», «Опасно — не опасно»;
чтение художественной литературы;
просмотр мультфильмов.
По завершению занятия были отмечены некоторые трудности: детям трудно отвечать на вопросы полным, развернутым ответом, а также формулировать умозаключения и выводы. Несмотря на трудности, интерес к выполнению заданий сохранялся у детей на протяжении всего занятия.
В целом, дети хорошо усвоили материал, запомнили все изученные правила безопасности, правильно применяли свои знания в различных проблемных ситуациях во время занятия.
Ход занятия:
Учитель-логопед: Ребята, сегодня нам позвонил Медведь, герой мультфильма «Маша и медведь», он просит ему помочь. Маша пришла к нему в гости и раскидала все игрушки и разные предметы, потом убежала гулять около дороги и никак не хочет возвращаться. Ведь это так опасно! Мишка очень волнуется и не знает как научить Машу правилам безопасности.
- Ну что, поможем Медведю? Тогда мы предлагаем вам отправиться в небольшое путешествие в гости к Маше и Медведю.
- Как вы думаете, может нас поджидать что-то опасное на пути? (Да) Где нас может поджидать опасность?
Дети: Дома, на улице, в лесу.
Учитель-логопед: В мире полно неожиданностей, которые могут быть опасными для нашего здоровья.
- Как распознать опасность и уберечь себя? Какое нужно принять решение, чтобы не случилось беды? На все эти вопросы мы с вами и постараемся сегодня ответить.
- Давайте вспомним, на чем можно путешествовать?
Дети: на машине, поезде, самолете, автобусе…
Учитель-логопед: Молодцы, а мы с вами отправимся путешествовать на автобусе. А кто же будет им управлять?
Дети: Водитель.
Учитель-логопед: Но у нас нет водителя. Давайте с помощью считалки выберем его.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Учитель-логопед: Водителя мы выбрали, он занимает своё место, а мы с вами будем пассажирами. Пассажиры покупают билеты, а у нас вместо билетов будут вопросы. Я задаю вопрос, вы поднимаете руку и отвечаете, если мы ответим на все вопросы правильно, то сможем занять свои места.
Вопросы:
Где пассажиры ждут автобуса?
Нужно ли пристегиваться водителю и пассажирам ремнями безопасности?
Почему нельзя высовываться в окно или выставлять руку?
Можно ли выбрасывать что-либо через открытое окно транспорта?
Можно ли бегать в автобусе во время движения?
Может ли автобус продолжать движение на красный цвет светофора?
Учитель-логопед: Вы правильно ответили на все вопросы, значит можно занимать места и отправляться в путь. Все сели?
Дети: Да.
Учитель-логопед: А теперь все заводим мотор.
Артикуляционная гимнастика «Мотор»
По шоссе автобус мчит,
Во все стороны рычит.
За рулем лихой шофер, Сжать кисти рук в кулак. Положить один кулак сверху другого и выполнять вращающие движения (заводим мотор).
«Дын-дын-дын» - гудит мотор. Открыть рот, язык поднять вверх к альвеолам. Быстро, ритмично произнести. Повторить несколько раз.
Едут в автобусе под музыкальное сопровождение «Мы в автобусе сидим»
Учитель-дефектолог: Приехали. Остановка «Лесная»! Все выходим. А вот и дом Медведя, но что-то его не видно.
- Давайте позовем его! Крикнем «АУ» (дети зовут Медведя).
- Не отзывается Мишка. Попробуем крикнуть громче! «АУ».
- Он, наверное, дома и не слышит.
- Давайте подойдем поближе (подходим к домику, стучимся в дверь, она открыта, заходим, на ковре в комнате сидит Маша (воспитатель, вокруг разбросаны игрушки и разные бытовые предметы (утюг, свечка, спички, таблетки, отвертка, шило, молоток).
Учитель-дефектолог: Маша, здравствуй!
Маша: Здравствуйте.
Учитель-дефектолог: Почему у тебя открыта дверь? Где Медведь и почему ты осталась одна дома?
Маша: Мишка ушел в магазин.
Учитель-дефектолог: А ты не боишься находиться дома одна? И с открытой дверью?
Маша: Нет.
Учитель-дефектолог: Но это же очень опасно. Дверь нужно обязательно закрывать. Если вдруг позвонят в дверь незнакомые люди, что ты будешь делать?
Маша: Наверное, открою дверь.
Учитель-дефектолог: Ребята, а вы как бы поступили в этом случае?
(Дети вспоминают правила безопасности.)
Учитель-дефектолог: Ребята, нельзя доверять незнакомым людям. Они могут притвориться ласковыми, приветливыми, любящими и забрать вас из вашего дома.
Осторожней будьте,
Милые ребята:
Незнакомым людям
Доверять не надо!
Учитель-дефектолог: Что же, Маша, у тебя такой беспорядок? (Педагог обращает внимание на беспорядок в комнате).
Маша: Ну, я же играю!
Учитель-дефектолог: Ребята, а разве можно играть с разными опасными предметами? Посмотрите, это разве игрушки?
Дети: Тут спички, утюг, таблетки, молоток….
Учитель-дефектолог: А давайте поможем Маше навести порядок. Опасные предметы мы будем собирать в красную коробку, а не опасные, с которыми можно играть детям, в зеленую коробку
Д/и «Опасно – не опасно»
(Дети раскладывают предметы по коробкам. В красную кладут опасные предметы, в зеленую - игрушки).
Учитель-дефектолог: А теперь давайте проверим все ли вы правильно сделали.
- Скажите, а почему нельзя играть предметами из красной коробки? Что может произойти?
Дети: обжечься, уколоться, порезаться….
(Рассматриваем с детьми каждый опасный предмет, и обсуждает, в чем их опасность)
Учитель-дефектолог: Вот Маша посмотри в зеленую коробку, и только этими игрушками можно играть детям.
Маша: Теперь я буду знать, во что можно играть, а какие предметы лучше не трогать. Спасибо, что научили меня
Учитель-дефектолог: Дети, а нам пора возвращаться в детский сад. И ты Маша с нами собирайся, ведь дети не должны быть дома одни.
(Педагоги и дети выходят из домика Маши и медведя).
Учитель-дефектолог: Ой, а куда подевался наш автобус? Не дождался нас. Не беда, мы с вами отправимся в детский сад пешком.
Физминутка «По дорожке мы идем»
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке,
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До полянки добежим.
На полянке, на полянке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем,
И теперь пешком пойдем. Выполняют движения согласно тексту
(Дети строятся парами и идут друг за другом).
Маша: Посмотрите, посмотрите какая красивая коробочка.
(Вдруг Маша замечает красивую коробку на дороге и бежит к ней, но педагог ее останавливает).
Учитель-дефектолог: Маша, нельзя подходить к незнакомым предметам и открывать их.
Неизвестные предметы
В руки не бери!
Ни коробки, ни пакеты
Даже не смотри,
А зови на помощь взрослых,
Чтобы выяснять,
Делать что с такой находкой,
Что же предпринять?
Может быть опасным очень
Вот такой пакет…
Если ты не осторожен,
Жди проблем и бед!
Учитель-дефектолог: Ребята, давайте объясним Маше, что нельзя делать с неизвестными коробками, пакетами.
Дети: Нельзя, трогать, открывать, пинать. Там могут быть опасные предметы.
Маша: А я и не знала, что такой подарок может быть опасным. Теперь я знаю, что брать пакеты и коробки на улице нельзя.
Учитель-дефектолог: Ну а мы продолжаем путь.
(отрывок из песни И. Мирославского «По дороге домой»)
Учитель-дефектолог: Смотри Маша, на другой стороне дороги наш детский сад.
Маша: Так давайте скорей перейдем дорогу.
Учитель-дефектолог: Ребята, а разве можно переходить дорогу где угодно?
Дети: Нет.
Учитель-дефектолог: А как правильно надо переходить дорогу.
Учитель-дефектолог: Только там, где есть светофор или пешеходный переход.
Учитель-дефектолог: Хорошо, вот мы подошли к светофору, а там горит красный цвет, можно идти?
Дети: Нет, мы ждем, когда загорится зеленый цвет.
Учитель-дефектолог: Молодцы ребята. Правильно. А ты Маша запомнила?
Маша: Да.
Учитель-дефектолог: Вот мы и вернулись в нашу группу Мы с вами сегодня вспомнили много правил и рассказали Маше, как можно поступать, а как нет.
Рефлексия.
Воспитатель: Ты помни правила всегда,
Чтоб не случилась вдруг беда,
И неприятность не пришла,
И где – то вдруг тебя нашла.
И надо их не только знать,
А постоянно выполнять.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Можно - нельзя»
(дети садятся за большой стол, на котором приготовлены картинки, клей, ножницы.)
- Перед вами картинки (2шт. на каждого ребенка, вам нужно вырезать их, подойти к нашему плакату и наклеить картинку. Если так поступать нельзя, то клеим картинку на красную сторону плаката, а если можно, то на зеленую.
(Перед тем как наклеить картинку ребенок еще раз проговаривает правила.)
Воспитатель Вы все молодцы, справились со всеми заданиями, помогли Маше узнать о правилах безопасности.
Маша: Спасибо ребята! Теперь я знаю как нужно вести себя на улице, дома, на дороге. Узнала, что нельзя играть с опасными предметами. Я обязательно расскажу Мишке чему научилась и больше не буду его расстраивать.
Воспитатель: Сегодня мы с вами рассмотрели ситуации, при которых может возникнуть опасность в повседневной жизни. А также повторили правила поведения дома, на улице и обращения с опасными предметами, а также правила дорожного движения. А что вам сегодня запомнилось и понравилось?
Ответы детей.