Светлана Голубева
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с неживой природой в средней группе детского сада «Чудесные капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с неживой природой в средней группе детского сада, тема: «Чудесные капельки».
Цели занятия :
Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды.
Совершенствовать навыки проведения опытов и экспериментов.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с неживой природой в средней группе детского сада „Чудесные капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Формировать умение работать в паре, договариваться друг с другом.
Ввести в активный словарь детей слова : круговорот, фильтр.
Формировать умение делать элементарные выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.
Вызвать интерес к экспериментальной деятельности.
Совершенствовать умение равномерно закрашивать изображение кисточкой.
Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.
Оборудование:
Облако из пенопласта с прикрепленными к нему на леске капельками.
Глобус.
Картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи.
Ведро. Кувшины.
Ножницы.
Термос с кипятком. Зеркальце.
Аудиозаписи и картинки: «Ручей», «Море», «Дождь», музыка-фон для рисования.
Водные раскраски, кисти, непроливайки с водой.
Стаканы с водой и песком, пустые стаканы с тканью.
Предварительная работа:
Проведение опытов «Узнаем, какая вода», «Агрегатные состояния воды», «Растворимость веществ в воде».
Чтение сказки «Два ручья».
Рисование в технике «по-мокрому».
Наблюдение за водой в природе (дождь, туман, снег, лед, иней, сосульки, лужи, море).
Рассматривание картин «Наводнение», «Град», «Пустыня» из серии «Расскажем детям о природе».
Ход занятия:
Раз ладошка, два ладошка.
Подружились мы немножко.
Мы ребята дружные,
Дружные, послушные.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!».
Приветствие гостей.
- Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Игра-приветствие «Наши умные головки».
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки поработают,
Ножки потопают.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
- Ребята, послушайте загадку и скажите, о чем мы сегодня будем говорить.
С горы сбегая без труда,
Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда —
Руби хоть топором!
Нагрей ее — и к небесам
Она взлетит тогда.
Теперь любой ответит нам:
Зовут ее —. (вода).
Сюрпризный момент «Тучка с капельками».
- Правильно это вода.
Ребята, у нас сегодня необычный гость. Посмотрите, это облако с капельками.
- Сегодня чудесные капельки поиграют с нами, научат нас новому и интересному.
Далее по ходу занятия каждую капельку срезаем и кладем в пустой графин.
1. Капелька бережливая
- Капелька первая — капелька бережливая. Она принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус — так выглядит наша планета Земля, уменьшенная во много-много раз.
- Синий цвет на глобусе означает … что? Воду. Как, по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета — покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит, какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья.
- Не соленой воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь.
Сейчас мы пойдем в умывальную комнату и подготовим все для эксперимента «Берегите воду».
Эксперимент «Берегите воду»
Дети открывают кран с водой, а затем закрывают его не до конца.
- Много ли воды льется сейчас из крана напрасно? Мало. Давайте подставим ведерко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберется в ведре к концу нашей игры.
2. Капелька ученая
Капелька вторая — ученая капелька хочет познакомить вас с тем, как вода путешествует.
Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе».
- Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду?
Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения. Много воды нужно для этого? Много. Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам ученая капелька.
Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку.
- Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.
Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой.
Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар.
- Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх.
Термос закрывается.
- Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако.
- На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.
- Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду.
Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо — с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю.
- Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваясь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается — круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».
3. Капелька звучащая.
Дидактическая игра и гимнастика для глаз «Песни воды».
-Капелька предлагает поиграть и угадать, где она спряталась. Прослушайте песню воды и найдите глазами, где капелька спряталась.
Под потолком в углах комнаты висят картинки «Ручей», «Море», «Дождь». Дети слушают аудиозаписи со звучанием воды в ручье, море, дожде и, поворачивая голову, отыскивают глазами, картинку, соответствующую звукам.
- Молодцы, ребята, нашли капельку.
4. Капелька игривая
Динамическая пауза «Тучка и капельки».
Я ваша мама-тучка,
А вы мои – капельки-детки,
Пусть облако вас подружит,
А ветер веселый закружит.
В хоровод скорей вставайте,
И со мною повторяйте:
Мы будем весело шагать и улыбаться!
Руками солнышку махать и наклоняться,
Чтоб растения полить и животных напоить!
Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.
5. Капелька живительная
- Есть такая поговорка: «Где вода — там жизнь». Вода нужна для жизни всем.
Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья - деревья. Пить и купаться должны звери и птицы. Человеку не прожить без воды.
- Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать? Завянут и погибнут. А какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды, чтобы вымыть пол? Комната станет грязной. А если мы перестанем мыть руки? Можем заболеть от грязных рук. А если человек не будет пить,то не сможет прожить без воды больше трех дней.
Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!
Вы запомнили поговорку? «Где вода - там жизнь!»
6. Капелька чистюля
Наблюдение за фильтрами
- К сожалению в трубах, которые несут нам воду, вода не очень чистая. Но люди придумали, как очистить воду. Посмотрите, у меня в руках фильтр для очистки воды. А есть ли фильтры у вас дома? Дома у многих из вас есть фильтры. Вот такие, например. (Показ кувшинного фильтра). Вода попадает в этот кувшин, проходит через этот сосуд с фильтрами и вытекает очищенная. А вся грязь остается внутри этого сосуда. Когда он загрязняется, его меняют на новый, чистый.
Опыт «Фильтрование воды»
- Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.
- В стакан с водой добавлен песок. Какая стала вода? Вода стала мутной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра — тряпочки из ткани. Перелейте в пустой стакан через ткань мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная.
Вывод: песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.
7. Капелька художница
- Капелька художница хочет, чтобы вы порисовали без краски — обычной водой закрасили волшебные картинки, которые она принесла вам. А волшебные они потому, что от обычной воды станут цветными.
Рисование водой
Дети закрашивают мокрой кистью водную раскраску.
- Ребята, посмотрите, сколько капелек мы собрали в графин. Они нам напоминают, что пора посмотреть, много ли воды набралось в ведерке? (Дети идут в умывальную комнату).
- Посмотрите, из маленьких капелек набралось целое ведро воды. Вот сколько воды пропало бы зря.
- Конечно, эта вода в ведре не пропадет. Для чего ее можно использовать? Предлагайте. Для полива комнатных растений, отдать няне для уборки или мытья посуды, использовать для рисования.
Дегустация чистой воды
Пока дети разглядывали ведро с набежавшей водой, графин с капельками меняют на графин с чистой питьевой водой. Детям предлагается попить воды.
- Ребята, посмотрите, что произошло с капельками в графине. Они превратились в чистую питьевую воду. Я предлагаю попить.