Наталия Селицкая
Конспект интегрированного занятия в разновозрастной группе по ознакомлению с природой с экспериментальной деятельностью
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зимние явления в природе».
Интегрируемые образовательные области: Социально-коммуникативное
развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель: создание условий для расширения представления детей о зимних явлениях в природе.
Задачи: Закрепить с детьми признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом; упражнять в подборе определений к заданному слову.
Активизировать словарный запас (метель, иней, снегопад и др.).
Публикация «Конспект интегрированного занятия в разновозрастной группе по ознакомлению с природой с экспериментальной деятельностью» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Учить получать знания о свойствах снега и льда в процессе экспериментальной деятельности.
Развивать умение детей давать развёрнутые ответы, развивать навыки воображения детей. Развивать познавательную активность, творчество.
Воспитывающая: Воспитывать любовь к природе, интерес к изучению природы.
Материалы: тарелочки со снегом, стаканчики со льдом, воронка, ватные тампоны. прозрачные пластиковые стаканчики, картинки с изображением снежинок, белая бумага в виде розеток, голубые карандаши.
Предварительная работа: наблюдения за зимней погодой, рисование зимних картинок,
чтение сказок о зиме. Разучивание загадок о зиме и зимних месяцах.
Ход НОД: 1. Мотивационно - побудительный этап. Дети стоят около воспитателя.
- Ребята, вы любите отгадывать загадки? Слушайте внимательно:
Что за чудо-покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек —
Их укрыл пушистый. (снег).
Выпала из белой тучки
И попала к нам на ручки.
Эта снежная пушинка,
Серебристая. (снежинка).
Снег от холода стал синий,
На деревьях — белый иней.
Даже Бобик прячет нос,
Ведь на улице. (мороз).
Заморозил чародей
И озера, и ручей.
Холодом дышал, и вот —
Не вода в ручье, а. (лед)
Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла. (зима).
- Правильно все эти загадки о зиме. Зима – это волшебное, сказочное время года.
Подойдите к окну и полюбуйтесь, как красиво на улице. Деревья как в сказке в пушистом снежном уборе. Что это на ветках? Иней.
- Иней образуется в морозную погоду из водяного пара. Он окутывает предметы и деревья тонким слоем иголочек – это замерзшая влага.
- Посмотрите на стекло окна, что вы видите на нем? Мелкие капельки воды. Они образуются, когда с одной стороны окна теплый воздух, а с другой – холодный.
Такое явление происходит зимой.
2. Основная часть. Организационно-поисковый этап. Сидя на ковре.
Чтение рассказа из книги Н. Виноградовой «Рассказы-загадки о природе»
«Зимние братья».
- Ребята, вы знаете, что у матушки Зимы три сыны – месяца. Сейчас я расскажу вам о зимних братьях. Их трое. Они очень похожи и все же не одинаковые.
Второй, средний, зимний брат начинает новый год. По его команда лютует стужа, трещат морозы, скрипит под ногами снег. Он разрисовывает окна разными узорами. Торопятся прохожие, боятся его проказ — он может обморозить щеки, нос, уши. Когда приходит второй брат, стоит ясная погода, на небе ни облачка, а в морозном воздухе сверкают колючие иголки сухих снежинок. Третий, младший, зимний брат любит метели, бураны, сильные ветры. Крепкие морозы бывают только ночью, а днем начинает пригревать солнце. На солнечной стороне снег подтаивает, покрывается блестящей корочкой. Третий брат тоже любит снег, но его снег не такой, как у второго брата: мелькает, кружится пушистый снежок, будто летят одуванчики.
- Угадайте, о каких братьях-месяцах говорится в рассказе? Как их называют?
Загадки о зимних месяцах:
*Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке.
Дни его – всех дней короче, всех ночей - длиннее ночи.
На поля и на луга до весны легли снега.
Только месяц наш пройдет - мы встречаем Новый год. (Декабрь)
*Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет не вода уже, а лед.
Даже птице не летится: от мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету, что, скажи, за месяц это? (Январь)
Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели на деревню налетели.
По ночам мороз силен, днем капели слышен звон.
День прибавился заметно, ну, так что за месяц это? (Февраль)
- Молодцы, правильно угадали!
Рассказ о зимних месяцах: декабрь, январь и февраль.
В старину месяц декабрь называли «студень». Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, а сосна и ель остаются по-прежнему зелеными. В декабре дни короткие, ночи длинные, темнеет рано, а иногда бывает сильный мороз. В самом конце декабря дети и взрослые готовятся к встрече Нового года.
Январь. Месяц январь называли «Лютень». «Месяц январь - зимы государь» - так в народе его называли. В январе сугробы высокие, мороз на стеклах рисует удивительные узоры. В январе отмечают праздник Рождества Христова. У детей много забав веселых в этом месяце.
Февраль – последний зимний месяц. В этом месяце дуют сильные ветры, метели и вьюги наметают высокие сугробы. В старину февраль называли «Снеговеем». В феврале дни становятся длиннее, и начинает пригревать солнышко. В этом месяце бывают оттепели, снег подтаивает и становится липким. Из такого липкого снега можно лепить снежные фигуры, играть в снежки. В конце февраля люди прощаются с зимой и отмечают праздник Масленицы. Это праздник встречи с солнышком. В этот день все пекут блины, ведь они похожи на солнышки, такие же круглые и румяные.
Физкультминутка.
1,2,3,4,5 мы во двор пришли гулять (дети шагают на месте).
Бабу снежную лепили (имитируют, лепят снежную бабу).
Птичек крошками кормили (показываем пальцами крошащие движения).
С горки мы потом катались (махи руками вверх-вниз).
А еще в снегу валялись (приседание).
Все в снегу домой пришли («отряхиваются» правой и левой ладошками)
Съели суп и спать легли (движения воображаемой ложкой и руки под щеку).
Дидактическая игра «Подбери слово-признак»
- Ребята, зимние месяцы предлагают вам интересную игру. Нужно назвать как можно больше слов, которые отвечают на вопросы: Какой? Какая?
- Зима, какая? - Снежная, морозная, холодная
- Снежинка, какая? - Красивая, легкая, пушистая
- Зимний веете, какой? - С сильный, страшный, холодный
- Снегопад, какой? - Сильный, красивый, легкий
- Метель, какая? - Снежная, страшная, свирепая, завывающая.
- Иней, какой? - Серебристый, острый, колючий, белый, блестящий.
- Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием!
3. Часть. Уточнение знаний детей в процессе экспериментальной деятельности,
осуществляемой в тесном контакте со взрослым.
На столах: снег в стакане и в тарелке, маленькая льдинка в тарелке, большая в стакане.
Опыт 1.
Воспитатель: Рассмотрим большую и маленькую льдинки. Поместите льдинки в стакан с
водой. Что произойдет с льдинками в воде? Понаблюдайте за ними. Какая льдинка растает быстрее?
Ответы детей: маленькая льдинка растаяла быстрее.
Воспитатель: Сделаем вывод: лед тает в воде. Маленький кусочек тает быстрее, чем
большой.
Опыт 2.
Воспитатель: Рассмотрите кубики льда. Почему лед имеет форму кубика? Ответы детей:
воду залили в кубическую форму и заморозили. Сделаем вывод: вода принимает форму, в которую ее помещают.
Опыт 3.
Воспитатель: Насыпьте на середину одного кубика немного соли. Что произойдет с
кубиком, посыпанным солью и с кубиком, не посыпанным солью?
Ответы детей: Ледяной кубик, посыпанный солью, будет иметь отверстие. А ледяной
кубик не посыпанный солью останется прежним.
Воспитатель: Сделаем вывод: с солью лед быстрее тает.
Опыт 4.
Воспитатель: - Ребята, в стакане снег плотно набит, а в тарелочке насыпан. Где быстрее снег растает? В тарелочке. Какая стала вода?
Вывод: Снег быстрее тает в тарелочке от тепла, он рыхлый. Вода стала грязной.
Опыт 5.
Воспитатель при помощи лейки и ватного тампона процеживает воду, она становится чистой, а мусор остается на тампоне.
Вывод: воду можно очистить.
3. Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Людям надо осторожно обходиться со льдом. Подумайте, почему?
Ответы детей: Лед и снег нельзя брать в рот, а то заболеешь. Нельзя ходить под крышами- могут упасть сосульки. Во время гололедицы надо смотреть под ноги, а то можно упасть и
сломать себе руку или ногу.
Рисование карандашами «Снежинка».
Цель: Учить рисовать по память на основе наблюдений.
Подвижная игра «Снежная баба» - бег с увертыванием.
Чтение сказки «Мороз Иванович».
Используемая литература:
Соломенникова О. А. ФГОС «Ознакомление с природой в детском саду».