Позднякова Елена Юрьевна
Конспект интегрированного занятия «Волшебница вода» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать обеспечивать развитие познавательного интереса.
Задачи
Образовательные:
• Расширять знания детей о воде.
• Развитие образной речи на примере устного творчества – загадок пословиц, сказок.
• Активизировать словарь детей словами: молекулы, фильтр.
Развивающие:
• Развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
• Развивать любознательность детей.
• Поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.
Воспитательные:
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Волшебница вода“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
• Воспитывать умение работать в группе, учитывать мнение партнёра, а так же отстаивать своё мнение.
Интеграция образовательных областей:
• речевое развитие
• познавательное развитие
• социально – коммуникативное развитие
• физическое развитие
Материалы для занятия :
• Карточки с загадками
• карточка с пословицей
• Соль, кусочки сахара, масло растительное, на каждого ребё нка: 3 тарелки, 4стакана, одноразовые ложки, ватные диски, вода.
• Презентация с отгадками загадок.
• Буратино игрушка.
• Ракушки.
• Глобус.
• Проектор.
• Воронки.
• Фартуки
Предварительная работа: чтение сказок, беседа, просмотр презентации об атмосферных осадков (снег, лёд, иней, град,пар) проведение опытов.
Ход. Дети входят в зал и встают полукругом.
В. Ребята! Сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними, улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение.
В: А сейчас ребята отгадайте загадку:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без.
Ответ: Воды
В: Догадались о чём мы сегодня будем говорить (Ответы детей (о воде)
Сегодня к нам на занятие пришел наш друг Буратино. Ему в школе дали задание подготовить рассказ о воде, но он не знает что о ней можно рассказать. Поможем ему, ребята? (Ответы детей)
В: - Давайте вспомним, что вы знаете о воде? Какая она? (Ответы детей (без цветная, без запаха, без вкуса)
- Кому нужна вода -O-(Ответы детей (животным, людям, растениям)
- Зачем вода нужна растениям? (Ответы детей (расти, цвести, не засохнуть)
- Почему животные не могут жить без воды? (Ответы детей (для утоления жажды, т. к. живое существо не сможет жить без воды.)
- Ребята, а людям нужна вода?
(Дети объясняют, делают выводы)
В: Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется.
Игра «Загадки – отгадки»
Я загадаю вам загадки, а вы отгадайте, во что может превращаться волшебница – вода.
1. В белом бархате деревня –
И заборы и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет. (иней)
2. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем. (роса)
3. Надо мной, над тобой
Пролетел мешок с водой.
Наскочил на дальний лес
Прохудился и исчез. (туча)
4. Я нужен зеленым лугам,
Я нужен полям и лесам,
Я нужен цветам и кустам.
И если я вдруг опоздаю,
Все вянет вокруг, засыхает. (дождь)
5. Во дворе переполох –
С неба сыплется горох.
Шесть горошин съела Нина
У нее теперь ангина. (град)
6. На реке блестит стекло,
очень тонкое оно,
солнца лучик припечет,
ручейком стекло стечет. (Лед)
7. Он пушистый, серебристый.
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (снег)
В: - Ребята, скажите, а почему же вода – волшебница?
(Ответы детей. (вода может быть в разных состояниях)
В: - Да, она может быть в разных состояниях: в жидком – вода, в твердом – лед, в газообразном – пар. И всё это - вода.
- Ребята, скажите, можем мы из воды получить лед? (Ответы детей. (налить воду в стакан и поставить если зима то за окно или в морозильную камеру)
- Как получить пар? (Ответы детей. (вскипятить воду до самой высокой температуры, вода начнёт бурлить, образуется пар)
- Как изо льда получить воду? (Ответы детей. (лёд поместить в тёплое место он начнёт таить)
В: - Молодцы.
В: - Ребята, вы знаете, что вода состоит из мельчайших частичек-капелек, они называются молекулы. Во льду, в воде и в паре молекулы соединены по разному.
Если возьмем лед, то там они находятся очень близко, плотно друг к другу; если возьмем воду, то молекулы находятся друг от друга подальше; а если возьмем пар, то они находятся далеко друг от друга.
В: Сейчас, поиграем в игру которая называется: "Лед-вода-пар. "
Я называю слово : лёд, вода, пар- любое, а вы должны своими движениями показать.
"лед" - дети должны встать плотно друг к другу,
"вода" - на небольшом расстоянии друг от друга,
"пар" - легко на носочках бегают.
Игра проводится 2-3 раза.
В: Молодцы. - Ребята, знаете ли вы сказки, где встречается вода в разных состояниях : снег, град, лед. ?
(Ответы детей. ("Снежная королева", "Лисичка-сестричка и серый волк", "Снегурочка", "Мороз Иванович".)
В:Отлично, с этим вы справились. Продолжаем наше занятие. Я для вас приготовила ещё одну игру. Которая называется : "Где же вода?"
Сейчас я буду называть разные слова. Если вы услышите слово, которое имеет отношение к воде, вы хлопните в ладоши.
Дерево, снег, дождь, камень, ручей, машина, болото, град, море, песок, водопад, туман, ветер, пар, мяч, иней, бумага, лед, роса, одеяло, стол, кормушка, туча, радуга, телефон, река.
В: - А сейчас вместе с Буратино я приглашаю вас в лабораторию. Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких ученых и проверим еще некоторые свойства воды
- Одевайте фартучки и занимайте свои рабочие места.
В: Сейчас мы проведём опыт с водой. Он называется:
«Вода – растворитель»
В: Ребята, у вас на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.
Слушайте первую загадку:
1. Белый камень в воде тает.
(сахар).
Дети поднимают салфетку (№1, и проверяют, правильно ли они отгадали загадку.
В: Теперь вторая загадка.
2. В воде родиться,
Воды боится.
(соль).
Убираем салфетку (№ 2) с блюдца.
В: И, наконец, третья, последняя загадка.
3. Желтое, а не солнце,
Льется, а не вода,
На сковороде - пенится,
Брызгается и шипит.
(масло).
В: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды. (ответы детей (соль и сахар в воде растворяются)
В: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите два стакана с водой.
В первый стакан положите сахар. Размешайте его. Что случилось с сахаром? (Сахар исчез.) Почему (ответы детей) (Сахар растворился в воде)
В: Возьмите другой стакан и насыпьте в него ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло (ответы детей) (Соль растворилась в воде.)
В: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль. Добавьте в ваши стаканы с водой несколько капель масла. (ответы детей) ( Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.)
В: Молодцы, ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились. (ответы детей) (Вода одни вещества может растворять, а другие нет.)
В: Правильно дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Сейчас мы с вами сделаем ещё один опыт. Который называется: "Очистка воды".
В: Ребята, посмотрите еще раз на тот стакан, куда мы наливали масло.
Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему -O-(ответы детей) (Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.)
В: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой -O-(ответы детей) (Её нужно очистить от масла.)
В: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.
Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Положите салфетку на пустой стакан придерживайте его и лейте воду с маслом.
В: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала (ответы детей (Вода стала чистой.)
В: Куда же делось масло? (ответы детей (Все масло осталось на фильтре.)
В: Ребята. Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.
В: Сейчас снимите все фартуки и подойдите ко мне.
В:-Посмотрите, что это такое? (ответы детей) (глобус). Правильно, это глобус.
Глобус – это модель Земли. А что обозначают эти разноцветные пятна на глобусе? (ответы детей (вода и земля).
– Вот посмотрите на глобус, какого цвета на нем больше, голубого или коричневого? (ответы детей (синего)
– Если всю землю условно поделить на 4 части, то 3 из них – вода : океаны, моря, реки и озёра.
-Ребята, если воды так много на нашей планете, то почему мы всегда говорим о том, что воду надо беречь? (Ответы детей.)
В: Давайте поиграем в игру: «Что было бы, если бы не было воды» Вы будете передавать капельку воды по кругу, и у кого оказывается капелька тот и отвечает:
- земля была бы сухая;
- не выросли бы растения;
- не было бы насекомых;
- не было бы рыб;
- не было бы животных;
- не было бы жизни на Земле;
- наша планета погибла бы
- нечего было бы пить
- не замесить тесто, чтобы испечь хлеб
- не сделать бумагу для книг
-не сделать лекарство
- не сделать резину
- не сделать конфеты
- не сварить суп
- не какой личной гигиены
В: В народе существует много пословиц и поговорок о воде. Давайте вспомним их.
1. Где вода-там и жизнь.
2. Много воды – много травы.
3. Вода пришла- беда прошла.
4. Вода всему госпожа : воды и огонь боится.
В: - Ребята, а сейчас представьте, что вы на берегу моря - светит солнышко, плещутся волны, кричат чайки.
Давайте возьмем раковины ракушки, прислоним к уху, закроем глаза и послушаем шум морского прибоя.
В: - А сейчас я расскажу вам сказку " О рыбаке и рыбке" на современный лад.
«Старик закинул в море невод, но вылавливает то консервные банки, то рваный башмак, пакеты. На третий раз поймал золотую рыбку. Как вы думаете, о чем она просила (Ответы детей.)
В: - Нет, ребята, она просила чтобы старик поселил ее в аквариум. Почему?
Загрязняются реки, моря и океаны. Со всех кораблей в воду бросают мусор. А ведь вода и речная, и морская - это дом для животных.
Погибают рыбы, звери, птицы. И так не должно продолжаться.
В:- Дети, как вы думаете как мы может помочь природе?
Ответы детей.
В: Ежегодно, 22 марта отмечается Всемирный день воды. Чтобы люди во всех странах бережно относились к воде, берегли ее!
В: Ну Буратино, я думаю, что ты сегодня много нового узнал о воде и теперь сможешь легко справится со своим школьным заданием.
А вам ребята понравилось наше занятие? Что вам запомнилось больше всего?
(ответы детей)
Давайте попрощаемся с Буратино и нашими гостями.
(Позднякова Елена Юрьевна- Elena .Pozdnyakova