Татьяна Шашкова
Конспект интегрированного занятия «Береза — символ России» в старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия «Береза – символ России» в старшей группе детского сада.
Цель: формировать представления детей о том, что наряду с государственными символами, существует народный символ – древо береза.
Задачи: рассказать о дереве березе, рассмотреть иллюстрации, спросить у детей, почему, по их мнению, именно березу считают символом России; рассказать о целительных свойствах дерева; береза в русском фольклоре, береза в произведениях русских поэтов.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Береза — символ России“ в старшей группе детского сада» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
Методы: наблюдение (на прогулке, показ, объяснение, игра.
Материалы: иллюстрации с изображением березы в разное время года, гербарий – листья деревьев, бумага разных цветов для изготовления аппликации «Береза осенью» и «Береза летом», клей, кисти, салфетки, клеенки.
Ход занятия:
В-ль: - Ребята, что мы считаем символами России? (Ответы детей). Еще есть дерево, которое тоже является символом нашей Родины. Догадались что это за дерево? (Ответы детей).
В-ль: - Рассмотрим иллюстрации, как вы думаете, почему именно береза выбрана символом России? (Ответы детей); (красивая, стройная, приметная, белый ствол, похожа на красавицу из сказки).
Да, действительно, существуют другие березы – с коричневым и даже с черным стволом, много видов берез, но у нас, в России растут только белоствольные березы. Растут березы очень быстро, любят солнечные места, но ствол березы даже в жаркий день остается прохладным. Цветы березы называют – сережки.
В-ль: А теперь время загадок.
Игра «С чьей ветки детки?» дети по листьям определяют дерево и называют его.
В-ль: - Береза - не только красивое дерево, но и целебное. Раньше, когда еще не было бумаги. Писали на бересте, из бересты изготавливали кухонную утварь, так необходимую в быту; даже сейчас, когда в магазине можно купить любую посуду, люди с удовольствием покупают у умельцев изделия из бересты : солонки, сахарницы, туески – в этой посуде продукты не отсыревают, береста впитывает влагу. Используют листья, почки и кору. Весной собирают березовый сок, в котором содержится много полезных веществ. Заготавливают березовые веники для бани, это хорошее лекарственное средство. Березовые дрова долго горят и они ароматны; из березы делают лыжи, так как береза – дерево прочное.
Также с березой связано много обычаев. Ее высаживали около дома, если рождался ребенок; плели венки на голову, украшали ею дома, церкви в праздник Святой Троицу или русской Березки.
В устном народном творчестве мы встречаем приметы, пословицы, поговорки, загадки про березу.
Загадки:
Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос. (Береза)
Зимой и летом – одним цветом. (Елка)
Клейкие почки, зеленые листочки, с белой корой, стоит под горой. (Береза)
В шубе летом, а зимой раздеты. (Деревья)
Стоит Аленка: платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан. (Береза)
Осенью первыми листья, как слезы, тихо на землю роняют (Березы)
Пословицы:
Сломать березку – секунда, вырастить - года.
Кто с березы кору снимает, тот ее убивает.
Приметы:
Иней на березах - к морозу.
Из березы течет много соку – к дождливому лету.
Физминутка. Приглашаю в березовую рощу.
В-ль: А ну, честной народ. Становись-ка в хоровод! (Раздать платочки). Разошлись ребята и пошли гулять, песню про березку нежно напевать. Исполнить в хороводе песню «Во поле березка стояла» или «Ай да, березка».
Много стихов о березе написали поэты.
В-ль: - Послушайте стихи и скажите, в какое время года автор изобразил природу?
Стало вдруг светлее вдвое, двор как в солнечных лучах.
Это платье золотое у березы на плечах. (Е. Трутнева)
Белая береза под моим окном,
Принакрылась снегом, точно серебром. (С. Есенин)
Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки, и горят серебряные росы. (С. Есенин)
Стихи о березе.
Белая береза косы распустила, белая береза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают, и на землю тихо, тихо опадают. (А. Кулагина)
У задумчивой березки на ветвях висят сережки.
Ты, березка не грусти, почки в листья распусти. (И. Наумов)
В-ль: - Сегодня вы много узнали о березе, и чтобы березка была всегда рядом с нами, мы сделаем аппликацию методом обрывания «Березка летом» или «Березка осенью», (на выбор детей). Показать способ выполнения аппликации, дать детям возможность выбрать тему самостоятельно и подобрать материалы.
Вот и подошла к концу наша встреча с березкой. Ребята, что нового вы узнали о дереве? (Ответы детей).
Для родителей организуется выставка в приемной «Береза – символ России».