Светлана Титова
Конспект интегрированного НОД «Яйцо — символ жизни» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Яйцо - символ жизни»
Цель: Приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования праздника Пасха. Формирование понятие о яйце, как о символе жизни.
Задачи:
1. Образовательные:
Познакомить детей с обычаями, традициями празднования праздника Пасхи.
Познакомить детей со стихотворением «Воскресение Христово» (автор-князь Н. Горчакова, помочь детям запомнить его, используя метод мнемотехники.
Дать представление о яйце, как символе жизни.
2. Развивающие:
Развивать интерес к русской национальной культуре.
Публикация «Конспект интегрированного НОД „Яйцо — символ жизни“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Развивать речь, мелкую моторику, логическое мышление, память. Обогащать словарь детей.
Развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
3. Воспитательные:
Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.
Вызвать желание украсить группу к празднику Пасха.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Физическая культура, Социально-коммуникативное развитие, Художественно- эстетическое развитие.
Методы и приемы:
Словесный: беседа, художественное слово, объяснение воспитателя, указание, анализ, поощрение, использование загадки.
Наглядный: рассматривание, наблюдение, показ образца, видеоролик, слайд.
Практический: опыт, игра, самостоятельная работа (аппликация).
Технологии: социально - личностная технология, технология исследовательской деятельности, игровая технология, информационно-коммуникационная технология, технология проектной деятельности.
Оборудование: русский народный костюм для воспитателя, корзина с цыплятами, имитация избы: стол, русская печь, кулич, крашенный яйца, картина с объемной корзиной для аппликации, баннер - картина с изображением весны, ИКТ.
Демонстрационный материал: мнемотаблица, картинки с изображением животных, проектированные на доску, видеоролик, корзинка с цыплятами.
Раздаточный материал: бейджики, яйца плоскостные по количеству детей (крашенки, лепестки цветов в жгутиковой технике, яйца вареные и сырые по количеству детей.
Словарная работа: крашенки, писанки.
Предварительная работа: использовании жгутиковой техники в аппликации, работа по мнемотаблицам, беседа о празднике Пасха.
Ход
Дети входят в зал и присаживаются на лавочки в комнату
(уголок оформленный в русском народном стиле)
Входит воспитатель в р. н. платье и присаживается напротив детей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая я нарядная сегодня! Вам нравится мое платье? А какое оно? (ответы детей). Это русское народное платье! Такое платье носили в старину и надевали его только на большие народные праздники! Какие народные праздники вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, - это старинные русские праздники, которые люди до сих пор помнят и стараются соблюдать некоторые традиции. (Ответы детей)
Воспитатель: На Новый год - ставят ёлку, на Масленицу обязательно пекут блины и сжигают чучело Масленицы, прощаясь с зимой.
В это воскресенье мы будем встречать христианский праздник - Пасха. А вы знаете, что это за праздник? (ответы детей)
Воспитатель: Пасха – самый главный праздник церковного года. Празднуют Пасху верующие в Бога и многие неверующие, ведь она – символизирует начало весны и пробуждение природы.
Воспитатель: Мне хочется рассказать вам стихотворение об этом.
Проснулась я и слышу —
Весна стучит в окно!
Капель несется с крыши,
Везде светло-светло!
И, кажется — не птицы,
А Ангелы летят.
О том, что скоро Пасха,
Они нам говорят.
Беседа по содержанию стихотворения
«Воскресение Христово» князя Н. Горчакова.
Воспитатель: Ребята вам понравился этот стих, о чем он? Ребята, давайте послушаем еще раз:
Проснулась я и слышу —
Весна стучит в окно!
- Скажите, как весна может стучать, у нее разве есть руки, что значит стучать? (Ответы детей)
Капель несется с крыши,
- Кто знает, что такое капель? (Ответы детей)
Везде светло-светло!
- Почему весной светло? (Ответы детей)
И, кажется — не птицы,
А Ангелы летят.
- А кто такие ангелы? Кто может мне сказать? (Ответы детей)
Воспитатель: Ангел тот, кто хранит и оберегает, предостерегает от дурных поступков.
О том, что скоро Пасха,
Они нам говорят.
Работа по мнемотаблице.
Воспитатель: Ребята, у меня есть картинки, которые помогут нам запомнить это стихотворение.
Открывает мнемотаблицу, и читает с опорой на неё.
Воспитатель: А теперь попробуем по очереди рассказать по строчке каждый.
Дети рассказывают с опорой на мнемостроку.
А кто хочет попробовать рассказать все стихотворение сам, я буду помогать вам?
(воспитатель спрашивает 2-3 ребенка)
Воспитатель: Молодцы, теперь вы сможете рассказать его дома на празднике своим родным и близким.
Беседа о яйце
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как у нас в России принято отмечать Пасху?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, задолго до праздника мы начинаем готовиться к встрече Пасхи – сначала убираем дом, ходим в церковь, в гости, дарим друг другу куличи и яйца.
А вы знаете, почему яйцо считается символом Пасхи?
(ответы детей)
Воспитатель: Этот обычай очень давний. Яйцо – это маленькое чудо, это символ жизни. А как вы думаете почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Мы ведь знаем, что из яйца появляется живое существо. А вы знаете, какие животные рождаются из яйца. (Ответы детей)
Работа с ИКТ
Воспитатель: Посмотрите на экран! Назовите животных, которые, по вашему мнению, появляются из яиц. (Ответы детей)
Дети выбирают из предложенных картинок нужные (Слайд 1)
Воспитатель: Ребята я вам предлагаю посмотреть, как же появляется на свет детеныш пингвина
Видеоролик о рождении пингвина.
Воспитатель: Вам понравился фильм? Что вы почувствовали, когда смотрели фильм? (Ответы детей) К сожалению, у маня нет живого пингвина, чтобы его вам показать. Но у меня произошло сегодня такое чудо - моя курочка-наседка вылупила маленьких пушистых цыплят. Хотите посмотреть?
(Воспитатель заносит корзинку, в которой находится живой цыпленок.
Дети по очереди гладят его, восхищаются им.)
Рассматривание и беседа о цыплятах
Воспитатель: Эти птенцы появился из яйца всего пару дней назад. Дети, а какие чувства вызвало появление цыплят? Давайте рассмотрим с вами, какие они по форме, а по цвету, по размеру? А на ощупь какие? Дети, когда он вырастет и превратится в курочку, то принесет много яиц. Дети, скажите, почему же яйцо считается символ жизни? (ответы детей)
Опытно-экспериментальная деятельность.
Воспитатель: Вы знаете, я сегодня, когда пришла утром в садик, то застала нашего повара Людмилу Ивановну очень расстроенной, она спешила и перепутала все яйца. А вы знаете, ребята, как можно отличить вареное яйцо от сырого. (Ответы детей)
-Тогда я вам сейчас расскажу. Но сначала обратите внимание на бейджики. Ваше рабочее место соответствует цвету и форме ваших бейджиков. Займите свои места. Мы будем работать с сырыми и вареными яйцами, поэтому нужно быть аккуратными, не разбить яйцо, работать на своих на своих тарелочках. Перед вами стол, а на нем поднос с яйцами они совсем одинаковые на вид, чтобы понять какие вареные, а какие нет, нужно будет брать по яйцу, и раскручивать их вокруг себя. Если яйцо быстро и долго крутиться, значит, оно вареное, если крутится медленно или совсем не крутиться значит - сырое, раскладывать мы их по разным лоточкам, которые предназначены для яиц. Сырые яйца - в белые прямоугольные латки, вареные - в цветные круглые. Сначала как это делать покажу вам я.
Воспитатель показывает опыт с сырым и вареным яйцом - крутит по очереди сырое и вареное вокруг своей оси. Предлагает детям поучаствовать в опыте по очереди.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Вареное яйцо крутиться, а сырое - нет.
Воспитатель: Ребята, а где вам помогут эти знания? (Ответы детей)
Воспитатель: Главный символ Пасхи - красное яйцо. Ребята, а вы знаете, почему именно красное яйцо является символом Пасхи? (Ответы детей)
Воспитатель: Красный цвет – это цвет радости. С давних времен люди стали приветствовать друг друга на Пасху красным яйцом, как знаком вечной жизни.
Воспитатель: На Руси на Пасху было очень много игр с яйцами. Яйца катали с горки, устраивали битву яиц и много чего еще! Сейчас я вам предлагаю сыграть в одну старинную русскую игру «Катись яичко»: Дети встают по кругу и передают друг другу яйцо со словами
Игра «Катись яичко»
«Ты катись, катись яичко,
Быстро, быстро по рукам,
у кого сейчас яичко-
тот сейчас станцует нам».
После этих слов, тот ребенок, у которого оказалось яичко в руках, танцует под русскую народную мелодию.
Воспитатель: Молодцы, как мы хорошо повеселились?
Воспитатель: К празднику на Руси принято украшать свой дом, а давайте ребята мы тоже украсим свою группу. Давайте сделаем все вместе большую такую поделку, чтобы все, кто к нам придут, видели, какой праздник наступает. Поскольку символ Пасхи яйцо, я вам предлагаю украсить корзину пасхальными яйцами. В старину обязательно красили яйца к празднику. (Слайд №2,
Словарная работа.
Крашенки - это яйца, окрашенные в один цвет. А можно яйцо расписать и украсить – это будет писанка. (Слайд №3)
Воспитатель: Займите свои места. Перед вамина столах на салфетках лежат крашеные пасхальные яйца. Рассмотрите их. Скажите, как они называются? (Ответы детей) Что нужно сделать чтобы превратить в писанки? (Ответы детей) А в этом нам помогут заготовки, которые вы делали с Верой Анатольевной на кружке в жгутиковой технике. (Показ готового яйца)
Коллективная работа.
(Дети крепят готовые украшенные яйца на общую корзину)
Воспитатель: Отличная у нас получилась картина, хорошее украшение для нашей комнаты!
Рефлексия
Воспитатель: Дети, давайте вспомним, какой праздник наступает? Какой главный символ этого праздника? Что означает яйцо? А почему оно является символом жизни?
А кто появляется из яиц? А что нового вы узнали о яйцо? Как можно определить вареное и сырое яйцо?
Воспитатель: Ой, ребята, я чуть не забыла вам рассказать еще об одной старинной традиции. На Руси была еще и такая забава- игра в прядки. Родители прятали корзинку с расписными яичками, а дети их искали.
Игра «Отыщи яйцо»
Загадка «Где корзинка?»
Дрова кушает,
Зубов не имеет,
Телом своим,
Весь дом греет!
Воспитатель достаёт корзинку с яйцами из русской печи, раздает детям крашеные яйца, предлагает идти в группу.