Светлана Карачина
Конспект интегрированного познавательного занятия «От зёрнышка до каравая» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
От зёрнышка до каравая
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Берёзка»
Конспект интегрированного познавательного занятия
На тему: «От зёрнышка до каравая»
п. Орловский
2016
Задачи: Обучающие:
• Уточнить и закрепить знания детей о выращивании хлеба;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Закрепить представления о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания;
• Расширять представление детей о многообразии хлебных продуктов;
• Учить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности;
• Побуждать к активным действиям в совместной деятельности со взрослыми и детьми;
• С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.
Развивающие:
• Развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
• Обогащать словарный запас детей;
• Учить концентрировать внимание и высказывать собственное мнение. Воспитательные:
• Воспитывать уважительное отношение к труду хлеборобов и пекарей;
• Формировать этическое отношение к окружающей действительности;
• Прививать навыки бережного отношения к хлебу. Интеграция образовательных областей:
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно – эстетическое развитие.
Материал: Демонстрационный: презентация «От зёрнышка до каравая», каравай;
Раздаточный: карточки модели процесса выращивания колосьев и изготовления хлеба; солёное тесто, стеки, формочки, ножницы, баночки с водой, кисточки, салфетки, доски, колпачки поварят.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, проектор.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Царевна – лягушка»; украинской народной сказки «Колосок»; белорусской народной сказки «Легкий хлеб»; разучивание пословиц и стихов о хлебе; инсценировка отрывка из сказки «Лёгкий хлеб»; мини – музей хлеба; изготовление макета каравая.
Ход занятия:
Дети с воспитателем входят в зал под музыку.
Воспитатель: - Здравствуйте, дети! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поиграть, повеселиться и хорошо провести время. Ребята, а какое у вас сегодня настроение?
Дети: Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель: - Давайте поздороваемся с нашими гостями и поделимся с ними своим хорошим настроением:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро! Доброе утро - солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!»
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
(дети садятся за столы)
Воспитатель:- Для того чтобы узнать, о чем мы будем говорить, отгадайте загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый
Он и чёрный, он и белый,
И бывает подгорелый.
Без него плохой обед.
Вкуснее и полезней его нет.
(хлеб)
Дети: Хлеб
Воспитатель: - Я не случайно загадала вам эту загадку. Сегодня мы поговорим о хлебе, а точнее о его пути «От зернышка до каравая». Воспитатель: - Хлеб есть на столе у нас всегда, и его мы все очень любим. Представить жизнь, нас, современных людей, которые могут приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Про хлеб можно говорить бесконечно. О хлебе существует множество пословиц и поговорок, сложено много песен и стихов, есть много разных сказок, в которых упоминается о хлебе. Герои этих сказок живут и работают в тех же условиях, что и крестьяне.
Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним некоторые из них: сейчас я вам зачитаю один эпизод из сказки, а вы мне скажите, как называется эта сказка: … Царь опять позвал сыновей:
- Пускай ваши жёны испекут мне к завтрему хлеб. Хочу узнать, которая лучше стряпает.
Иван-царевич голову повесил, пришёл домой. Лягушка, его спрашивает:
- Что закручинился? Он отвечает:
- Надо к завтрему испечь царю хлеб.
- Не тужи, Иван-царевич, лучше ложись спать, утро вечера мудренее.
А лягушка прыгнула на крыльцо, обернулась Василисой Премудрой, ударила в ладоши:
- Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела.
Иван-царевич утром проснулся, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен разными хитростями: по бокам узоры печатные, сверху города с заставами.
Дети: «Царевна- лягушка», р. н. сказка.
Воспитатель:- А теперь, прослушайте, отрывок аудиозаписи, и скажите из какой он сказки?
Дети слушают аудиозапись сказки «Колосок».
Воспитатель: - А сейчас посмотрите фрагмент сказки и скажите, как называется это произведение:
(инсценировка отрывка из сказки «Легкий хлеб»)
Сказка «Легкий хлеб»
Косил мужик траву на лугу, уморился и сел под кустом отдохнуть. Достал узелок, развязал и принялся за еду.
Выходит из лесу голодный волк. Видит мужик под кустом сидит и что-то ест.
Подошел к нему волк, спрашивает:
- Ты что ешь?
- Хлеб, - отвечает мужик.
- А вкусный он?
- Страсть, какой вкусный!
- Дай мне попробовать.
- Милости прошу!
Отломил мужик кусок хлеба и дал волку.
Понравился волку хлеб. Он и говорит:
- Хотел бы я каждый день есть хлеб, только где его доставать? Посоветуй!
- Ладно, говорит, мужик, научу тебя, где и как хлеб доставать….
Воспитатель: Вы, догадались, как называется эта сказка?
Дети: Сказка «Легкий хлеб»
Воспитатель: А вы помните, о чем эта сказка? А чем она закончилась?
Дети: Мужик рассказал ему как хлеб доставать, а Волк хотел отведать легкого хлеба, и в итоге остался ни с чем.
Воспитатель: - Ребята, а так ли легко достается хлеб на самом деле, как хотелось волку?
Дети: Нет. А почему?
Воспитатель: - Ребята, а давайте мы с вами вспомним, как выращивают хлеб. У вас на столах лежат карточки модели последовательности выращивания хлеба (трактор + земля; сеялка; поле с колосьями; комбайн + машина; элеватор; мельница; хлебозавод; магазин, вам необходимо разложить их в правильном порядке.
Воспитатель:- А теперь, ребята, обратите ваше внимание на экран и сравните, правильно ли вы выполнили задание.
(Дети сверяются).
Актуализация знаний:
Уточнение значения каждого звена в цепочке с сопровождением загадок или вопросов.
Воспитатель:- Молодцы ребята, с заданием все справились правильно. А теперь давайте разберем каждое звено.
Воспитатель: - Где растет хлеб?
Дети: В поле
Воспитатель: - Как называют людей, которые выращивают хлеб?
Дети: Хлеборобы
Воспитатель: - Что делают люди в поле на тракторе?
Дети: Пашут землю, чтобы она была рыхлой и мягкой.
Воспитатель: - Зачем нужны людям в поле сеялки?
Дети: Сеять зерно пшеницы, ржи, овса, ячменя в землю.
Воспитатель: - Посеял человек зерно, надеется на хороший урожай, как природа может ему помочь?
Дети: Надо, чтоб дождик вовремя поливал, чтоб солнышко землю прогревало, и тогда зернышки превратятся в колосья.
Воспитатель: - Что за машина помогает убрать хлеб с поля?
Дети: Комбайн.
Воспитатель: - Как называют людей, которые водят эти машины?
Дети: Комбайнеры.
Воспитатель: - Куда с полей везут зерно?
Дети: На элеватор.
Воспитатель: - Что такое элеватор? (здание, где хранится зерно)
Воспитатель: - Что дальше происходит с зерном?
Дети: с элеватора его везут на мукомольный завод, где из зерен получают муку.
Воспитатель: - Вот на мельнице пшеница. Здесь такое с ней творится! В оборот её берут, в порошок её сотрут! (мука)
Воспитатель:- А что дальше?
Дети: Затем везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.
Воспитатель:- А кто печет хлеб?
Дети: Пекари.
Воспитатель:- На большом хлебозаводе станет тестом та мука.
Хлебу путь теперь не долгий.
Вот и в булочной на полке,
Вот к тебе уже на стол
Он пожаловал, пришел.
Воспитатель:- Ребята, я предлагаю вам на время тоже стать пекарями.
Физминутка.
Тесто замесили мы, (имитируют замес теста руками)
Сахар не забыли мы (имитация посыпания)
Пироги пшеничные (лепят пироги, соединяя ладошки)
В печку посадили мы. (руки вперед вверх ладонями)
Мы печем пшеничные (имитация лепки пирожков)
Пироги отличные (показывают большой палец)
Кто придет к нам пробовать
Пироги пшеничные:
Мама, папа, брат, сестра, (загибают пальчики)
Пёс лохматый со двора
И другие все, кто может,
Пусть приходят с ними тоже.
Наша мама говорит:
- Крошки, что останутся,
Воробьям достанутся! (имитация кормления воробышек)
Затем дети надевают колпачки и садятся за столы.
(На каждом столе стоят контейнеры с солёным тестом, стеки, зубчатые ножницы, доски, салфетки, кисточки, баночки с водой).
Воспитатель:- Дети, а что можно испечь из муки?
Дети: Хлеб, булочки, пироги и т. д.
Показ слайдов этих изделий.
Воспитатель:- А как можно сказать по- другому?
Дети: Хлебобулочные изделия
Воспитатель:- Правильно ребята, но издревле на Руси одним из главных символом считался каравай. Караваем в России встречают дорогих гостей. Обратите, пожалуйста, ваше внимание на то, какой он красивый, аппетитный, как он украшен.
Воспитатель:- Вот и я ребята каравай сделала, а украсить его не успела. Сейчас я предлагаю вам помочь мне его украсить. У вас на столах есть все необходимое для этого. Но украшения каждый стол будет делать разные: 1- раскатывает тесто в длинные «колбаски» (палочки) и скручивает их в жгуты. Ими мы будем украшать край каравая. 2- делает цветочки с помощью стеков или формочек. Этими цветами мы украсим середину нашего каравая. 3- вырезаете с помощью стеков или фигурных ножниц листочки. Ими мы украсим пустое место между цветами и жгутиками.
Дети выполняют работу и украшают каравай. Воспитатель по мере необходимости помогает им.
Воспитатель:- Ну вот, каравай украшен, теперь нам нужно его испечь.
Ча-ча-ча – наша печка горяча.
Чи-чи-чи – пеки печка калачи.
Чу-чу-чу – будет всем по калачу.
Чо-чо-чо – осторожно горячо!
Воспитатель кладет каравай в печь.
Воспитатель: - А пока наш каравай печётся, давайте с вами вспомним пословицы и стихи о хлебе. Какие вы знаете пословицы о хлебе?
Дети читают пословицы:
-«Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска»;
-«Хлеб - всему голова»;
-«Ешь пироги, а хлеб вперёд береги».
Воспитатель: - Ребята, а кто нам прочтет стихотворение о хлебе?
Ребёнок читает стихотворение.
Положит в землю человек зерно,
Прольётся дождь- зерно орошено.
Крутая борозда и мягкий снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною солнце выплывет в зенит,
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберет.
И золотые руки пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок.
По совести достанется кусок (автор Я. Аким).
Воспитатель:- Ребята, а как нужно относиться к хлебу?
Дети: - Нельзя разбрасывать хлеб, нужно относиться к нему бережно.
Воспитатель:- Сегодня мы узнали, какой трудный путь проходит хлеб, прежде чем оказаться у нас на столе. Хлеб нужен людям, чтобы быть сильными, здоровыми. Хлеб надо беречь. Доедать до последней крошечки. В старину люди говорили: «В последней крошечке вся сила!». Его нельзя выбрасывать, оставшиеся кусочки можно отдать животным и птицам.
Сюрпризный момент:
Воспитатель:- Ребята, мы совсем забыли про наш каравай, мне кажется, что он уже готов. Давайте посмотрим?
Воспитатель идет к печке и приговаривает вместе с детьми:
«Попало наше тесто в горячее место.
Попало - не пропало, румяным караваем стало».
Воспитатель:- Посмотрите, какой красивый, пышный и ароматный получился у нас каравай!
Вот он, каравай душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он мягкий, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал-пришел.
В нем - здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом - тем, что на столе,
Люди долго и упорно,
Потрудились на земле.
Воспитатель:- Наш народ хлебосолен. Дорогих гостей встречают с хлебом - солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Издавна у славян существовал обычай: люди, переломив хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Угощаем караваем всех гостей.