Наталия Преснякова
Конспект интегрированного открытого занятия по ФЭМП «Путешествие в прошлое» для подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного открытого занятия по ФЭМП «Путешествие в прошлое».
Подготовительная к школе группа.
Программное содержание:
-Продолжать учить самостоятельно решать задачи на сложение в пределах 10;
-Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры;
-Совершенствовать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку;
-Закреплять умение называть последовательно времена и месяцы года;
-Упражнять в счёте двойками.
Публикация «Конспект интегрированного открытого занятия по ФЭМП „Путешествие в прошлое“ для подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал: мяч, мел, свиток, карточки с изображением цифр и арифметическими знаками, макет часов, «темница», 5замков (из картона, карта, картонная условная мера, корзина с яблоками.
ТСО: магнитофон (запись А. Зацепин «Музыка Погоня» из м/ф «Тайна третьей планеты»)
Раздаточный материал: русско-народные костюмы, карандаши, листы в клетку.
Образовательная область: познавательное развитие.
Тип занятия : интегрированное.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительна работа: составление и решение задач, решение примеров, измерение длин с помощью условной меры, чтение былины «Алёша Попович и Тугарин Змеевич».
Ход занятия.
Воспитатель:
- Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок.
Мы живём в родном краю,
Всех я вас приветствую.
- Ребята, а вы заметили, что на нас необычная одежда? В такой одежде ходили наши предки, славяне. И сегодня, я предлагаю вам отправиться в то время, когда наша страна называлась Русь, а теперь мы её называем Древняя Русь.
А помогут нам вернуться в прошлое часы, необходимо просто повернуть стрелки часов, но я забыла в какую сторону, вперед, или назад, в правую, или левую сторону? Вы мне поможете? (Назад, влево, ведь нам нужно попасть в прошлое)
-Итак, я буду поворачивать стрелки часов назад и говорить волшебные слова, а вы мне помогайте, медленно кружитесь вокруг себя в левую сторону и повторяйте эти слова со мной: «Стрелки часов обратный сделав круг, нас в прошлое с ребятами вмиг перенесут!»
Звучит музыка. Воспитатель поворачивает стрелки часов и вместе с детьми произносит слова.
Воспитатель: Прислушайтесь, по-моему, к нам кто-то идёт.
Входит богатырь. (Алёша Попович)
Богатырь:
«Сильные, могучие
Богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю Русскую!
Не затмить им солнце красное!
-Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Собрались мы не на честной пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир, да лад, да согласие
Воспитатель: Здравствуйте, А вы кто?
Богатырь: Я – Алеша Попович, поповский сын, готов верой и правдой защищать и оберегать от захватчиков иноземных…
Воспитатель: Ребята, кого же мы встретили с вами на земле русской? (Богатыря – Алёшу Поповича)
-Правильно, ребята. Богатыри – это люди огромной силы, стойкости, отваги, совершающие подвиги. Богатыри всегда охраняли нашу Родину от врагов, мимо них даже птица не пролетит, зверь не проскочит… а врагу и подавно не пройти…
Богатырь: Слышали ли вы, ребята о моих подвигах? О том, как победил я в бою честном Тугарина Змея? (Да)
-Так вот выпало мне новое задание от князя нашего Киевского Владимира, да только силой одной богатырской мне не справиться, нужна смекалка молодецкая!
Так сказал мне князь Владимир Киевский: «Велика твоя служба, славный богатырь: свет ты мне дал увидеть, как избавил меня от Тугарина! Но осталась в темнице заточенной у Тугарина Змея княжна моя! За 5 замками томится она темнице этой! Не сила богатырская, а ум и смекалка помогут открыться замкам заколдованным! Сослужи мне верой-правдою; я тебя щедро награжу своими милостями!» Вот и привела меня путь-дорога к темнице
(В углу группы темница с 5 замками, надетыми на проволоку так, что при решении задания, сидящая внутри княжна может выдернуть проволоку и замок упадет)
-Сила моя немереная, но помощь мне нужна ваша, добры молодцы, да красны девицы, смекалка и ум ваш молодецкий! Поможете мне освободить княжну из заточения, разгадать задания хитрые змея Тугарина? (Да, поможем)
Воспитатель: Что же, ребята, раз решили мы помочь Алёше Поповичу, значит тоже нам предстоит стать богатырями! Давайте проведё м разминку богатырскую:
Дружно встанем раз-два-три-(Дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри (Руки согнуты в локтях, показывают силу)
Мы ладонь к глазам представим (Руку правую подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим (Ноги в стороны)
Поворачиваясь вправо- оглядимся величаво. (Поворот вправо)
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек. (Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)
Наклонились влево- вправо (Руки на поясе, наклон влево-вправо)
Получается на славу (Руки вверх)
Воспитатель: Ну, вот, ребята, теперь и мы богатыри, как вы думаете, нам под силу будет справиться с заданиями? (Да)
-Алёша Попович, где же задания эти, что силу имеют замки тяжелые, кованные раскрывать?
Богатырь: А задания эти непростые записаны на свитке старинном (достаёт из-за пазухи свиток, отдаёт воспитателю)
Воспитатель: - Ну что, ребята, постараемся справиться со всеми трудностями? Тогда подойдите все сюда и что бы не произошло, давайте поклянемся.
Клянемся дружными мы быть
И слезы горькие не лить.
С улыбкой трудности встречать.
Все смело преодолевать.
Дети: Клянемся!
Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим, что же поможет открыть нам первый замок?
1. Двенадцать братьев
Никогда не встречаются.
По-разному называются
И разными делами занимаются.
Что за братья, догадайся,
Их черед определи
И по тройкам этих братьев
Так, как нужно, раздели!
Богатырь: Ох и сложная задача, помогите мне ребята! Этих братьев я не знаю, как их звать, не угадаю!
Воспитатель: Ребята, а вы догадались, о каких братьях идёт речь? Их 12 никогда не встречаются,
по-разному называются и разными делами занимаются?
Дети: Это месяцы!
Воспитатель: Правильно, а на какие тройки делятся месяцы?
Дети: На времена года!
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Круглый год», а ты, Алёша Попович внимательно слушай и запоминай!
Дети встают полукругом. Воспитатель бросает мяч ребёнку и даёт задание. Ребёнок отвечает и возвращает мяч.
-Назовите все времена года по порядку, передавая мяч друг другу: сентябрь…
-Назовите все месяцы по порядку, передавая мяч друг другу по кругу: сентябрь…
-Назови соседей весны.
-Назови весенние месяцы по порядку.
-Назови пропущенный месяц :декабрь, февраль.
-Назови соседей зимы.
- Назови пропущенный месяц: октябрь, декабрь.
-Назови осенние месяцы по порядку.
-Назови зимние месяцы.
-Какой месяц идёт после января?
-Назови летние месяцы по порядку
Воспитатель: Молодцы ребята! Смотрите, на темнице пошатнулся первый замок!
Дети: Ура!
(замок падает на пол)
Богатырь: Вот так чудо, а я думал, что только силой можно что-то сломать!
Воспитатель: Читаем следующее задание
2. «Определи длину дороги от дворца князя Киевского, до темницы моей, но помни, что путь должен проходить через город Чернигов!»
Богатырь: Как же я определю длину дороги? И с помощью чего? Я шёл дорогой длинною, через славный город Чернигов, а чтобы путь мой верно проходил, я пользовался картой рисованной
Воспитатель: Ну, это же хорошо, Алёша Попович, что у тебя есть карта! Она-то нам и поможет!
(Богатырь достает карту, на которой изображено местонахождение Киева, Чернигова и темницы в виде буквы «г» проложена дорога)
Воспитатель предлагает детям узнать длину дороги от Киева до темницы.
-Как узнать длину дороги до темницы? (измерить)
-Как мы будем измерять дорогу? (Сначала от Киева до города Чернигова, потом от поворота до темницы)
-Чем мы воспользуемся для измерения? (условной мерой)
-Что мы можем взять за условную меру? (картонную полоску, счётную палочку)
-Измерьте дорогу с помощью условной меры – картонной полоски.
Уточняются правила измерения. Каждый отрезок дороги дети обозначают цифрой. После выполнения задания воспитатель спрашивает:
-Чему равна длина дороги от Киева до Чернигова? (дети дают ответ в соответствии с указанной цифрой).
- Чему равна длина дороги от поворота с города Чернигова до темницы? (дети дают ответ в соответствии с указанной цифрой).
- Чему равна длина дороги от Киева до темницы?
-Как вы узнали всю длину дороги? (сложили количество мер и обозначили результат цифрой)
Воспитатель: Отлично, ребята! Справились с заданием! Смотрите и второй замок на воротах темницы пошатнулся!
Замок падает. Дети радуются.
Воспитатель: А впереди третье задание
3. –Вот задание от Тугарина змея
«Раз, Алёша Попович, справился ты с двумя моими первыми замками, значит есть у тебя помощники смекалистые и умные.
Богатырь: Да, вон сколько у меня помощников, без них бы я не справился!
Воспитатель : …сосчитай своих помощников, да не просто так, а двойками!»
Богатырь: Как это – двойками? Меня так не учили!
Воспитатель: А посмотри, как это сделаем мы! Давайте, ребята сыграем в игру «Ручеёк»
Дети разбиваются на пары. Каждая пара берётся за руки, встаёт друг за другом, одновременно, называя полученное число, считая двойками (2,4,6 и т. д.) Первая пара проходит через весь ручеек и встаёт в конец. По сигналу воспитателя дети снова пересчитываются двойками.
Богатырь : Ура! Третий замок покачнулся!
Замок падает на пол.
Воспитатель: Нам не время останавливаться, читаем следующее задание!
4.«Есть в моем владении кони длинногривые!
Пять из них пасутся в поле,
Два – в конюшне, рвутся в волю!
Сможешь быстро сосчитать,
Сколько будет…»
Воспитатель: Ой, ребята, здесь проблема, дальше текст затёрт так, что ничего не понятно!
Богатырь: Как же нам быть?
Воспитатель: Не переживай, Алёша Попович, ребята наши сообразительные, справимся и с этим заданием!
Воспитатель: Ребята, послушайте еще раз задание, на что похоже оно?
«Есть в моем владении кони длинногривые!
Пять из них пасутся в поле,
Два – в конюшне, рвутся в волю!
Сможешь быстро сосчитать,
Сколько будет…»
Дети: Похоже, что это задача!
Воспитатель: Давайте с вами вспомним структуру задачи
Дети: Задача состоит из условия, вопроса и ответа.
Воспитатель: Правильно! Это задача, но что не хватает в ее структуре?
Дети: Вопроса и ответа
Воспитатель: Давайте попробуем восстановить задачу и поставить к ней нужный вопрос и ответить на него.
«Есть в моем владении кони длинногривые!
Пять из них пасутся в поле,
Два – в конюшне, рвутся в волю!
Сможешь быстро сосчитать,
Сколько будет…»
Дети: сколько будет 2 и 5!
Воспитатель : Молодцы, восстановили задачу!
-Что является частями? (5коней в поле и 2 коня в конюшне)
-Что является целым в задаче? (общее количество коней)
-Что нужно сделать с частями, чтобы получить целое? (объединить)
-Какое арифметическое действие нужно выполнить, чтобы объединить части? (сложение)
-Как мы запишем решение этой задачи с помощью цифр?
Дети: 5+2=7
Дети вместе с воспитателем с помощью карточек с цифрами «записывают» на доске решение задачи.
Богатырь: Вот так ребята! Как бы без вас я узнал сколько коней у Тугарина Змея!
Падает 4 замок. Дети радуются!
Воспитатель: Ну, нам осталось справиться с последним замком и мы поможем княжне выйти из темницы на волю!
Богатырь: Давайте же скорее спасем княжну!
Воспитатель: Читаю последнее задание
«Не справиться тебе богатырь и твоим помощникам верным с моим последним замком! Самый крепкий он и просто так не откроешь его. Нужен ключ, да не простой, а зашифрованный! Только самые внимательные и сообразительные смогут нарисовать его на листе бумаги, да не на обычной, а на расчерченной в клетку! Но есть подсказка к ключу этому! Сумеете разгадать – княжна ваша!»
Богатырь : Ключ, да еще зашифрованный, а о бумаге, расчерченной в клетку, я и не слышал вовсе!
Воспитатель: Не печалься Алёша Попович, знаем мы такую бумагу! Где ребята есть бумага в клетку?
Дети : В школьных тетрадях по математике!
Воспитатель: И у нас есть листы из таких тетрадей! Попробуем справиться мы и с этим заданием, ведь подсказка есть к этому ключу! Давайте ребята сядем за столы, возьмите лист бумаги в клетку и простой карандаш, именно они нам помогут в этом задании!
«Находим верхний левый угол у листа, отсчитываем вправо 4 клетки и вниз 4 клетки и ставим точку. Именно от неё мы и начнём. Проводим прямую линию равной 8 клеткам вправо, 2 клетки вверх, 4 клетки вправо, 5 клеток вниз, 4 клетки влево, 2 клетки вверх, 4 клетки влево, 3 клетки вниз, одна клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево,1 клетка вверх»
Воспитатель : Выходите к доске, ребята и покажите, что у вас получилось!
Дети выходят, показывают изображение ключа на бумаге.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, последний замок готов упасть на пол, это значит, что мы справились со всеми заданиями!
Замок падает на землю, Алёша Попович подходит и выводит из темницы княжну!
Княжна: Ой, вы молодцы и красны девицы, спасибо вам за моё освобождение (кланяется). Как бы не вы, томиться мне в этой темнице многие годы! Для вас, моих освободителей хранила я яблочки волшебные, для ума, для мыслей светлых! Раздает детям яблоки из корзинки.
Богатырь тоже благодарит ребят за помощь, за ум и смекалку, прощаются и уходят вместе с княжной.
Воспитатель: Вот так путешествие получилось у нас с вами, ребята, и свою смекалку проявили и княжну спасли из заточения! Ну и нам пора возвращаться в своё время! Ы какую сторону теперь нам нужно поворачивать стрелку часов, чтобы вернуться в настоящее время?
Дети: Вправо, вперёд
Звучит музыка, воспитатель поворачивает стрелки часов вперёд, дети плавно кружатся. Музыка замолкает.
Воспитатель: Вот мы и вернулись! Что вам понравилось, что особенно запомнилось? Сложными ли были задания для вас?