Наталия Могилевцева
Конспект интегрированного логопедического занятия в старшей группе «Как звери готовятся к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного логопедического занятия в старшей группе по теме : «Как звери готовятся к зиме»
Цель: Обобщение знаний о диких лесных животных.
Коррекционно-образовательные задачи: Совершенствовать знания детей о живой природе, её обитателях (диких животных).
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать активный и пассивный словарь, используя различные части речи.
2. Активизировать в речи использование прилагательных.
3. Стимулирование к умению общаться, отвечать на вопросы педагога, пользуясь полными предложениями.
Публикация «Конспект интегрированного логопедического занятия в старшей группе „Как звери готовятся к зиме“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
4. Развивать грамматический строй речи (согласование частей речи друг с другом, навыки словообразования)
5. Закреплять навыки фонематического анализа (согласный звук, дифференцирование твердого и мягкого согласного).
6. Формировать навыки логического мышления.
7. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, конструктивные способности детей.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование. Картинки на магнитах (деревья, кусты, пень, карточки с изображениями диких животных, карточки с изображениями жилищ диких животных, маски детенышей диких животных, карточки для игры «Четвертый лишний», символы, обозначающие твердый и мягкие звука, карточки с картинками «Чем питаются дикие животные?», логопедические пеналы со счетными палочками).
Предварительная работа. Беседа о жизни диких животных. Просмотр иллюстраций, компьютерной презентации, чтение стихов, загадок о диких животных. Разучивание пальчиковой гимнастики и координации речи с движением.
НОД
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед : Ребята, какое сейчас время года? (Поздняя осень) Какой сейчас месяц? (Ноябрь)
Логопед :
Холод, ветер на дворе,
Руки мёрзнут в ноябре.
Осень поздняя несёт,
Первый снег и первый лёд.
Логопед : Какое время года придёт после осени? (Зима)
Логопед : Вы правы, скоро наступит, холодая, морозная, снежная зима. Ребята, осенью животные, которые живут в лесу, активно готовятся к зиме. Зима самое тяжелое время для них, они мерзнут, им трудно добывать пищу из-под снега. Хотите узнать, как звери готовятся к зиме.
II. Основная часть
Логопед : Давайте представим, что мы оказались в лесу. На доске сами изобразим лес. Выбирайте деревья, кустики, прикрепляйте на доску и у нас получится лес.
Мы по лесу ходим тише, тише.
И легко, легко подышим.
Логопед : Ветер дует в лесу, поднимая опавшие листья ш-ш-ш-ш
Застонали дубы (низким голосом) м-м-м-м
Березки зашумели (высоким голоском) м-м-м-м
Успокоился ветер, тихонечко дует с-с-с-с
Логопед : Не будем шуметь, чтобы не напугать животных.
Логопед : Угадайте, кого мы может встретить в нашем лесу?
Много лесных животных. Много кого?
Дети: Много медведей, много лис, много мышей, много волков, много ежей, много зайцев, много белок, много рыси, много лосей, много барсуков, много енотов)
Логопед : Как мы называем этих лесных животных? (Дикие животные)
Логопед : Почему они так называются? (Дикие животные - сами добывают себе еду, строят свои жилища, выкармливают детенышей).
Логопед : Чтобы узнать, кто спрятался в нашем лесу, нужно отгадать загадки.
Прыгун, трусишка
Хвост коротышка.
Глазки с косинкой
Ушки вдоль спинки
Одежда в два цвета
На зиму и на лето. (Выставляется картинка зайца)
Логопед : А как зайка меняет шубку, кто мне объяснит?
Ребенок: Летом заяц в серой шубке. Поздней осенью и в начале зимы шубка становятся белая. Зимняя шубка его спрячет от лисы, от волка.
Логопед : Посадим зайчика под кустик, ведь у зайчика, нет домика, он прячется под кустами и ветками деревьев.
Логопед : Так, где зайчик сидит? (Заяц сидит под кустом.)
Логопед : Давайте про зайчика подберем, как можно больше слов?
Заяц (какой) — трусливый, быстрый, длинноухий, белый, быстроногий, пушистый, пугливый, боязливый.
Логопед : А теперь слушайте вторую загадку:
Самый сильный зверь лесной,
Спит зимою под сосной.
А когда придет весна
Пробудится ото сна. (Выставляется картинка медведя)
Логопед : Да, медведь тоже готовится к зиме. Расскажите мне, как?
Ребенок: Все лето и осень медведь готовится к зиме. Он ловит рыбу в реке, ест много ягод, накапливает жир на зиму. Он готовит свое жилище.
Логопед : Как это жилище называется? (Берлога) (Выставляется картинка берлоги).
Логопед : Берлогу медведь себе тщательно готовит. Медведь делает берлогу для зимовки под вывернутым с корнями деревом, в сухом месте. Устилает себе пол сухими листьями и травой. Медведь ложится спать еще до первого снега.
Логопед : Так, где спит медведь? (Медведь спит в берлоге.)
Логопед : Давайте про медведя подберем, как можно больше слов?
Медведь (какой) — косолапый, неуклюжий, бурый, сильный, большой, опасный.
Логопед : А теперь слушайте следующую загадку:
Сердитый – недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А ниток – ни одной. (Выставляется картинка ежа)
Логопед : Осенью ежик готовит себе дом для зимовки. Дом ежика, как называется?
Дети: Нора.
Логопед : Что вы еще можете рассказать про ежика?
Ребенок: Ежик нанизывает на спинку листики и мох, а потом в норе их стряхивает. Когда его жилище будет готово, ежик забирается в свою норку и спит до весны. Ежик много ест летом и осенью, чтобы накопить жир и проспать всю зиму.
Логопед : Ёж, где живет? (Ёжик живет в норе, под листьями.)
Логопед : Давайте про ежа подберем, как можно больше слов?
Еж (какой)- маленький, серенький, колючий, шустрый, быстрый, милый.
Логопед : - А теперь слушайте следующую загадку:
Зверька узнаем, мы с тобой,
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой
А в рыжей шубке – летом. (Выставляется картинка белки)
Логопед : Белка тоже готовится к зиме. Расскажите мне, как?
Ребенок: Белка готовит себе корм на зиму. Она развешивает грибы на ветках деревьев. А еще она собирает орехи, желуди, шишки. Их прячет под пни, под корни деревьев, в мох.
Логопед : А еще к зиме белки готовят свои дома, как называется их дом?
Дети: Дупло.
Логопед : Внутри дупла белочка кладет мох, перья птиц, чтобы было тепло. Зимняя шубка и белки серебристая, теплая, а летом рыжая.
Логопед : Где спряталась белка? (Белка спряталась в дупле.)
Логопед : Давайте про белку подберем, как можно больше слов?
Белка (какая) — красивая, рыжая, серая, рыжая, прыгучая, шустрая, ловкая, трудолюбивая, добрая, весёлая, хлопотливая, запасливая, заботливая.
Логопед : Следующая загадка:
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный. (Выставляется картинка волка)
Логопед : Расскажите мне про волка.
Ребенок: Волк – это хищник. Он зимой в спячку не ложится, на зиму запасов не делает. К зиме у него шерсть становится более густая. Зимой волки объединяются в крупные стаи. Они нападают на кабанов, зайцев, лосей.
Логопед : Как называется жилище волка?
Дети: Логово.
Логопед : А где сидит волк? (Волк сидит в логове.)
Логопед : Давайте про волка и лису подберем, как можно больше слов?
Волк (какой) - серый, зубастый, страшный, злой, опасный.
Логопед : Следующая загадка:
По снежку зимой бежала
И следы все заметала.
Рыжий мех, а хвост краса,
Подскажите, кто? (Выставляется картинка лисы)
Логопед : Расскажите мне про лису.
Ребенок: Лиса хищник. Запасов на зиму не делает. К зиме её мех становится более пушистой и теплой. Лиса охотится на более мелких зверей, на зайцев и мышей, а еще на птиц.
Логопед : Как называется жилище лисы?
Ребенок: Нора.
Логопед : Лисы роют норы, на склонах холмов и оврагов.
Логопед : Где сидит лиса? (Лиса сидит в норе.)
Лиса (какая) — пушистая, рыжая, хитрая, быстрая, осторожная.
Логопед : - А теперь слушайте следующую загадку:
У нее маленький рост,
Длинный хвост
Серая шубка,
Остренькие зубки. (Выставляется картинка мышки)
Логопед : Готовится к холодной зиме и мыши. Расскажите мне, как?
Ребенок: Мыши запасают себе корм на зиму. Это зерна, семена, орешки. Мыши роют себе в земле домики. В домике у мышек несколько спален и кладовых.
Логопед : Как называется такой домик?
Дети: Норка (выставляется картинка норки).
Логопед : Зимой мышка спит в норке, только лишь в сильные морозы.
Логопед : Мышь сидит где? (Мышь сидит в норке.)
Логопед : Давайте про мышку подберем, как можно больше слов?
Мышка (какая) – серенькая, маленькая, шустрая, ловкая, быстрая
2. Координация речи с движением: «Лесная зарядка»
Логопед : А сейчас, ребята, я вам предлагаю сделать веселую лесную зарядку.
Мы идем гулять сейчас
И зовем с собою вас! (Дети идут по кругу)
Мышка, мышка, серое пальтишко.
Мышка тихо идет, в норку зернышко несет.
(Мягкий, пружинный шаг, спина слегка прогнута вперед, «лапки» перед грудью).
А за мышкой шел медведь, Да как начал он реветь:
«У-у! У-у! Я вразвалочку иду!»
(Ноги слегка расставлены, колени чуть согнуты)
А веселые зайчата – длинноухие ребята –
Прыг да скок, прыг да скок, через поле за лесок.
(Легкие прыжки, ноги мягко пружинят в коленях, кисти показывают ушки.)
Белочка с ними идет,
И орешки всем несет. (Хлопки)
Шел по лесу серый волк,
Серый волк – зубами щелк!
(Широкий шаг с чуть наклоненным вперед корпусом. Руки попеременно выносятся вперед.)
Ой, ты, миленький ежонок.
Не ходи на бережок!
Там промочишь ножки,
Теплые сапожки!
(Легкий неторопливый бег на носках, руки на поясе, спина слегка прогнута вперед, голова опущена.)
С нами и лисичка шла.
Хвостиком все замела. (Качание бедрами)
3. Игра: «Назови семью».
За лето и осень у всех диких животных подросли детёныши. Я предлагаю, вам поиграть игру, которая называется - «Назови семью». Я буду называть папу дикого животного, вам надо продолжить, назвать маму и их детенышей
Папа - медведь, мама - (медведица, детеныши -. (медвежата) (надеть маску медвежонка)
Папа - волк, мама - … (волчица, детеныши - … (волчата). (надеть маску волчонка)
Папа - еж, мама - … (ежиха, детеныши - … (ежата). (надеть маску ежонка)
Папа - заяц, мама - … (зайчиха, детеныши - … (зайчата). (надеть маску зайчонка)
Папа - лис, мама - … (лисица, детеныши - … (лисята). (надеть маску лисенка)
Папа - белка – мама…. (белка, детеныши-…. (бельчата) (надеть маску бельчонка)
Папа - мышь- мама - … (мышка) детеныши-… – (мышата) (надеть маску мышонка)
4. Игра «Четвертый лишний»
Логопед : Ребята - зверята, путешествуем по лесу, проходите к столам, присаживайтесь, для вас я приготовила следующее задание.
Предмет лишний, назови
И свой выбор объясни.
1. Белка, собака, лиса, медведь
3. Волк, сова, медведь, еж
4. Зайчонок, котёнок, лисенок, волчонок
5. Белка, слон, жираф, обезьяна.
6.Ёж, волк, лось, корова
5. Пальчиковая гимнастика «Теремок для зверей»
Логопед : Давайте сделаем пальчиковую гимнастику
Из пальцев, дружок, сложи теремок. (ладони сложить уголком)
Вот это – ворота, (ладони перед собой)
Вот это – замок, («замок»)
Вот это – окошко, («окошко»)
Вот это – труба. (руки поднять вверх)
Все дикие звери, скорее сюда. (руки вперёд, хватательные движения)
Здесь мишка лохматый, (сжимать и разжимать пальцы)
И ёжик колючий, (переплести пальцы)
Бельчонок прыгучий. (2 хлопка)
Здесь беленький зайчик, («ушки» из пальцев рук)
Здесь рыженький лис, («мордочка» из пальцев правой руки)
И серый волчонок, («когти» из пальцев)
И серая мышь. («мордочка» из пальцев левой руки)
6. Игра «Дай характеристику первого звука»
Логопед : А теперь ко мне подойдут «МИШКА» и «МЫШКА» (дети в соответствующих масках)
Логопед : Назови первый звук в слове «МИШКА»?
Ребенок: Первый звук в слове «мИшка» звук [Мь]
Логопед : Назови, какой это звук? - Он мягкий, согласный. - Как мы обозначаем мягкий согласный звук? - Мягкий согласный звук мы обозначаем зел ным кружком.
Логопед : Назови первый звук в слове «МЫШКА»?
Ребенок: Первый звук в слове «мЫшка» звук [М] –
Логопед : Назови, какой это звук? – Он твердый, согласный. - Как мы обозначаем твердый согласный звук? – Твердый согласный звук мы обозначаем синей фишкой.
Логопед : Ребята у меня остались карточки в корзинке, с картинками «Чем питаются дикие животные?» Подумайте, куда мы их будем прикреплять к зеленому кружочку или к синему. Слова: малина, мёд, моховик, маслята, мясо, мухомор, морошка.
7. Буква М.
Звуки М и МЬ обозначаются одной буквой М
Выложите на столе из счетных палочек букву М.
Стихотворение: Палочка и палочка
Между ними галочка.
III. Итог занятия
Логопед : Ребята, правда, у нас получилось замечательное занятие. (Дети отвечают). Вы много сами рассказали о жизни диких животных в лесу, много узнали нового. Диким лесным животным, очень трудно выживать в лесу зимой. Будем осторожно и бережно относиться к ним. Вы все молодцы! Я вас благодарю. Я вам дарю в книгу про диких животных. Воспитатели вам почитают. Спасибо за занятие.