Елена Мозговая
Открытое занятие «Как звери готовятся к зиме» в старше-подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по теме:
«Как звери готовятся к зиме»
в старше-подготовительной группе
Цель: раскрыть представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в живой и неживой природе осенью.
Задачи: закрепить знания о диких животных и о признаках осени, расширить представления об образе жизни лесных зверей осенью, познакомить, как дикие животные готовятся к зиме. Развивать внимание, память, речь, воображение, мелкую моторику рук, воспитывать любознательность, любовь к природе и диким животным, умение заботится о ней и ее обитателях.
Темочки:
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Ход занятия:
I. Эмоциональный настрой:
Слайд 2
Рассказ педагога: (звучит музыка)
-Ребята, в выходной день я проходила по берегу реки Битюг. А там – столько разноцветных корабликов на воде: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, спустится на воду и тотчас поплывет. Много их еще прилетит сегодня, завтра и послезавтра. А потом кораблики больше не будут прилетать, и река замерзнет.
-Расскажите, что это за кораблики, и в какое время года они появляются?
Дети -осенью, кораблики- осенние листья.
Слайд 3
-А как в природе называется явление, когда листья осыпаются с деревьев?
Дети –листопад.
II. Актуализация знаний:
Слайд 4
По утрам морозы,
В рощах - желтый листопад,
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
-Скажите, о каком времени года это стихотворение?
Дети- об осени.
Использование мнемотехники
-Какие изменения происходят в природе осенью? Я вам покажу таблицу, а вы расскажете об изменениях в природе.
Слайд 5
1. Солнышко спряталось за тучи, часто идут дожди.
2. День - короче, а ночь -длиннее.
3. Листья на деревьях пожелтели.
4. Дует сильный ветер.
-А какие изменения происходят в живой природе?
5. Птицы улетели в теплые края.
6. Звери готовятся к зиме.
-Ребята, а что случилось бы, если после лета сразу же наступила зима?
Дети - всё в природе сразу замерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к холоду и голоду.
-Поэтому и нужна осень. Осенью вся природа готовится к зиме: и деревья, и звери, и птицы.
III. Мотивация к занятию:
Письмо из лесу:
Ой, ребята! Что это?
Вот конверт, большой и желтый,
Как же нас конверт нашел ты?
Как попал ты в группу нашу?
Разберемся! Ой, постой!
На конверте адрес наш ведь,
А обратный чей?
Лесной!
От кого пришло письмо,
Вам ведь хочется узнать?
Тогда надо постараться
Все загадки угадать.
1. Вперевалку зверь идет
По малину и по мед
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (медведь)
2. Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной? (еж)
3. Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы,
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
4. Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её? … (лиса)
5. Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это….(волк)
6. У кого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора. (заяц)
Слайд 6
-Скажите, как можно назвать всех этих животных?
Дети - лесные, звери, дикие.
-Почему животных называют дикими?
Дети - сами добывают пищу, строят жилище, живут на воле.
-Расскажите мне про них. Я предлагаю вам поиграть. Я надеваю на вас маски животных, а вы называете признаки «своего» зверя.
Дидактическое упражнение "Подбери определения"
Волк, ты какой? – я серый, зубастый, страшный, …
Медведь, ты какой?– я бурый, косолапый, неуклюжий, …
Лиса, ты какая? – хитрая, пушистая, рыжая, …
Ёж, ты какой? – я колючий, маленький, …
Заяц, ты какой? – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький…
Белка, ты какая?– я рыжая, пушистая, …
-А у диких зверей есть дети.
Много мам на белом свете,
И у каждой мамы дети.
На помощь мы должны прийти
И деток правильно найти!
Дидактическая игра «Найди пару»
(сложить в пару маму и детёнышей)
-А в этом письме ещё написано….
-Приходите в лес осенний,
Будем с вами мы дружить,
Веселиться и играть
Будем очень вас мы ждать!
-Дикие животные приглашают нас в гости в лес.
-Кто из вас был в лесу?
-Давайте, ребята отправимся в осенний лес и посмотрим, как звери готовятся к зиме.
Слайд 7
IV. Путешествие в осенний лес:
-Давайте, ребята отправимся в осенний лес и посмотрим, как звери готовятся к зиме.
В лес сегодня на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь,
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдём.
И лесных зверей мы с вами
Обязательно найдём.
- Вот мы и оказались в лесу. Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу.
Дети-не оставлять мусор в лесу, не ломать ветки и деревья, не разорять птичьи гнезда и муравейники, не разжигать костры.
- А ещё в лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей.
-Интересно, увидим ли мы зверей в лесу, которые нас пригласили в гости?
V. Встреча со зверями:
-Ребята, смотрите, кто- то маленький, длинноухий, пугливый…сидит под кустиком. Вы догадались кто это?
Дети - да, конечно, это заяц.
-Но он очень грустный. Что могло с ним случиться?
Дети - испугала лиса, холодно ему, морковки нет…
-Давайте поднимем ему настроение, называя его ласково….
Игра «Скажи ласково»
Дети - зайка, зайчишка, зайчик, заинька.
-А как же зайчик готовится к зиме?
Дети - он линяет и шерсть становится у него пушистая, теплая и белая для того, чтобы зайца не было заметно на белом снегу, и чтобы его не заметили лиса и волк. Осенью заяц не делает запасы, потому что зимой он грызет кору деревьев и питается молодыми веточками.
-Вот так он сидел под кустом и менял шубку. А когда вышел, то не нашел своих друзей. Давайте поможем найти ему друзей.
Игра «Угадай кто это?»
Бурый, косолапый, неуклюжий…. (медведь)
Маленький, колючий…. (ежик)
-Скажите, ребята, куда пропали ежик и медведь?
Дети - ёжик наедается- грибами, мышами, жуками, червяками, найдет укромное убежище под корнями деревьев, устроится на сухих листьях и мхе, засыпает на всю зиму до весны.
-Давайте найдем его норку.
-А где же мишка?
Дети - медведь осенью тоже наедается хорошенько. У него под кожей накапливается жир, а зимой он впадает в спячку.
-Где он спит?
Дети - он спит в берлоге, натаскает сухие ветки и листья, чтобы было тепло. Берлогу зимой завалит снежным одеялом и медведю тепло.
-А почему говорят, что медведь сосёт лапу?
Дети - происходит смена жёсткого кожного покрова на подушечках лап, при этом старая кожа лопается, шелушится, и сильно зудит, и чтобы хоть как-то уменьшить эти неприятные ощущения животное облизывает свои лапы.
-Давайте найдём его берлогу.
-Посмотрите, что- то ветки шевелятся, а ветра нет. Кто бы это мог быть? Дети – белка.
-Как вы узнали?
Дети - грибы на ветке остались, следы под деревом, дупло на дереве.
-Давайте найдём белочку.
-Еще один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к зиме.
Белка все лето была рыженькая, а к зиме становится серенькой.
-Где живет белка?
Дети – в дупле.
-Как она подготовилась к зиме?
Дети - она все лето и осень собирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст.
VI. Физкультминутка:
Зайка беленький сидит (присели на корточки)
И ушами шевелит. (показали руками длинные ушки)
Зайке холодно сидеть, (встают)
Надо лапочки погреть. (гладят ручки)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал! (прыгают к воспитателю)
-Ребята, а кто же зайчика мог напугать?
Дети - лиса и волк.
-Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. У лисицы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка – волчье логово.
- А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?
Дети - конечно, нужно. Летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех.
-Как называется период, когда животные меняют свой мех?
Дети - такой период в жизни животных, называется линькой.
-Но цвет шерсти у них остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они — сами хищники. Они ходят по лесу в поисках добычи.
-Давайте скажем, как звери готовятся к зиме…
Игра «Один – много»
К зиме готовится не один волк, а много… (волков)
Не один заяц, а много… (зайцев)
Не один ёж, а много… (ежей)
Не один медведь, а много… (медведей)
Не одна белка, а много… (белок)
Не одна лиса, а много… (лис)
- А сейчас вам зайчик предлагает отдохнуть и поиграть.
- Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.
Игра «Назови семью»
Папа-заяц, мама –зайчиха, детеныш-зайчонок
Папа- еж, мама- ежиха, детеныш-ежонок
Папа-медведь, мама-медведица, детеныш- медвежонок
VII. Возвращение в группу.
-Наше путешествие закончилось, но посмотрите на поляне беспорядок: пустые бутылки, пакеты. Что не нужно для природы.
-Давайте уберем мусор и заберем его домой. Некоторые из них могут пригодиться нам для занятий. К зимним холодам сделаем из бутылки для зимующих птиц кормушку, а в пакетики будем запасать семена для подкормки пернатых гостей.
- Раз, два, три вокруг себя повернись,
И снова в группе окажись.
VIII. Создание коллажа.
-Какое время года наступит после осени.
Дети- зима.
-Теперь мы знаем, что наши звери уже готовы к зиме. И мы их отправим в зимний лес. (Делимся на 2 подгруппы)
1. Посмотрите на картину зимнего леса и поселите диких животных в свои домики. Давайте возьмём фигурки диких животных и наклеим их, там где они живут.
2. А здесь предметные картинки - домики для диких животных. распределите их по своим жилищам.
Клей набираем аккуратно, промазываем всю фигурку животного. Когда наклеили, придавливаем салфеткой. Кто уже наклеил, аккуратно положите кисточку на розетку.
(Работа сопровождается музыкальным этюдом)
Слайд 8-13
IX. Рефлексия:
-Мы с вами путешествовали по лесу, давайте проверим, что вы запомнили:
-Каких зверей мы можем встретить в лесу?
-Кто из зверей впадает в спячку?
-Кто делает запасы на зиму?
-Как готовятся звери к зиме, чтобы им не было холодно?
-Зачем заяц и белка меняют цвет шерсти?
-Как медведь утепляет свою берлогу?
-Как ежик готовится к зиме осенью?
-Каких диких животных леса мы можем встретить в нашем крае?
Дети- лиса, еж, волк, заяц.
-А какие не обитают в нашем краю?
Дети- белка, медведь.