Галина Черняева
Конспект индивидуальной НОД с ребенком с ТНР по ознакомлению с окружающим миром «Поиграем с игрушками»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Коррекционно-образовательные задачи: Продолжать знакомить с окружающими предметами и игрушками, своим телом, формировать образное восприятие. Активизировать познавательный интерес к окружающим людям, игрушкам, предметам. Формировать начальные ориентировочные реакции «Что это?» «Где?» «Какой?» «Сколько?». Способствовать становлению элементарной зрительно-двигательной реакции и координации. Обогащать чувственный опыт ребенка. Формировать систему сенсорных эталонов (большой, маленький, красный, синий, громко, тихо, высоко, низко, справа, слева). Учить узнавать цифры 1, 2, соотносить их с количеством игрушек, частей тела, рисовать их на песке.
Публикация «Конспект индивидуальной НОД с ребенком с ТНР по ознакомлению с окружающим миром „Поиграем с игрушками“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Коррекционно-развивающие задачи: Охранять и укреплять здоровье ребенка. Создавать условия для развития эмоционального, социального, интеллектуального потенциала ребенка, формирования его позитивных личностных качеств. Развивать слуховой, зрительный, двигательный, тактильный анализатор, доступную элементарную перцептивно-моторную деятельность, артикуляционную моторику, удовлетворять потребность ребенка в эмоционально личностном общении, в движении. Развивать целенаправленную двигательную функцию рук - движения правой руки/стимулировать раскрытие пальцев на правой руке/, движения левой руки /выработка правильного положения кисти, пальцев при захвате, ощупывании, манипуляции, обучать произвольному отпусканию игрушки, стимулировать развитие указательного жеста, дифференцировать положение большого пальца/. Развивать глазодвигательные мышцы, фиксацию взора, прослеживающий взгляд в горизонтальной и вертикальной плоскости, зрительно–моторную координацию. Развивать память при узнавании знакомых предметов, восприятие как ориентировочную деятельность, направленную на исследование своего тела, свойств и качества предметов Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитывать и развивать «образ Я»; устанавливать доверительную связь между ребенком и взрослым; развивать умение длительно фиксировать взгляд на лице взрослого, прислушиваться к его голосу, различать интонацию, мимику Воспитывать положительные личностные качества, привлекать к совместным со взрослым действиям, повышать желание действовать самостоятельно Словарная работа: Расширять понимание смысла обращенной речи, стимуляция гуления, звукоподражания, расширять пассивный словарь.
Основные методы и приемы: Сюрпризный момент, показ, вопросы, дидактическая игра, динамическая пауза, пальчиковая гимнастика с элементами массажа, Су Джок, элементы песко-, музо-, кукло - терапии, инновационный метод аттракции, телесный контакт, упражнения Фелпса, релаксация, лечение положением- укладка Оборудование и материалы: коляска инвалидная, стол, индивидуальный коврик, магнитофон, неваляшка, две куклы разной величины, два гномика, большой красный и синий шарик, маленький красный и синий шарик, петушок из кукольного театра, звоночек, зеркало, цифры 1, 2, шарик Су Джок, коврик, мешочки для укладки.
Предварительная работа: Знакомство и манипуляции с игрушками, предметами, цифрами.
Предварительная работа педагога: составление конспекта занятия, подбор музыкального произведения.
Литература: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.-304с.
Программа воспитания и обучения детей с церебральным параличом дошкольного возраста. М. 1986г. /проект/ 1 год обучения.
Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.-240с.
Боряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. –СПб. : Издательство «СОЮЗ», 2001.-320 с. - (Коррекционная педагогика).
Программа воспитания ребенка - дошкольника. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1995.-231с.
Павлова Л. Н. Знакомим малыша с окружающим миром : Кн. для работников дош. учреждений. - М. : Просвещение, 1998.-224с.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Вводная часть:
П: - Посмотри, Лиза, к нам пришли гости. Надо с ними поздороваться. Покажи, как ты умеешь здороваться.
Лиза: Пассивно – активное похлопывание ладонью ребенка по ладоням гостей.
П: - Здравствуйте, меня зовут Лиза/пассивный жест рукой ребенка к себе/. Лиза, наша неваляшка тоже хочет поздороваться с гостями, позови ее к нам.
Лиза: Произносит звук, соответствующий слову «иди».
П: Вносит неваляшку, здоровается с гостями. –Лиза, неваляшка хочет с нами поиграть. А ты хочешь с ней поиграть?
Лиза: Произносит звук, соответствующий слову «да».
2. Основная часть:
Игра «Где?»
П: Наша неваляшка любит поиграть, движения игрушкой перед вверх скакать, вниз скакать, лицом ребенка 2-3 раза в вправо, влево убегать. каждую сторону. Ну, а наша Лиза Стимуляция прослежива- будет ее глазками искать. ющего движения глаз. А сейчас правым глазком,
А потом левым глазком.
Игра «Сколько?»
– К нам пришли две неваляшки? Показ цифры 2.
Лиза: Произносит звук, соответствующий слову «нет». Показ цифры 1 – К нам пришла одна неваляшка?
Лиза: Произносит звук, соответствующий слову «да».
П: Ты погладь один рукой, Пассивные движения рукой ребенка, Хлопни по столу рукой. проговаривание педагогом: «Один». В зеркало ты посмотри, Удерживая указательный жест на Что на лице одно – найди. руке ребенка показать нос, лоб рот, У неваляшки есть друзья, подбородок, шею. мы их позовем сюда?
Лиза: Произносит звук, соответствующий слову «да».
П: - Громко ты их позови, прокричи: «Иди! Иди!» Лиза: Произносит звук, соответствующий слову «иди».
П: Вносит двух гномиков. Показ цифры 2. –Сколько гномиков-друзей? Пассивные движения рукой при Сосчитай их поскорей. пересчете игрушек. К нам пришел один гномик? Лиза: Произносит звук, соответствующий слову «нет».
П: К нам пришли два гномика?
Лиза: Произносит звук, соответствующий слову «да».
Эти гномики – друзья, Проговаривание педагогом: «Два». Они любят цифру 2. Удерживая указательный жест на Цифру два погладь рукой, руке ребенка, показать глаза Хлопни по столу рукой, уши. В зеркало ты посмотри, Что на лице по два найди
Игра «Нарисуем на песке»
П: На песочке, на песке, Удерживая указательный жест, Нарисуй один везде. рисовать цифру 1 рукой Лизы.
А теперь, смотри сюда, Рисование цифры 2. Мы рисуем цифру два.
Упражнения Фелпса
П: Наши ручки так устали, Потряхивание предплечий, На песочке рисовали. кистей рук.
Упражнение для пальцев рук «Этот пальчик» П: Наши пальчики погладим, Производить поглаживающие, Наши пальчики помнем, растирающие, надавливающие, Наши пальчики покрутим круговые движения на каждом И играть с ними начнем. пальце, растереть ладонь. Этот пальчик – папочка? Лиза отвечает как «Да». Этот пальчик – мамочка? Выпрямлять пальцы из кулака Этот пальчик – дедушка? на каждой руке. Этот пальчик – бабушка? А этот пальчик кто? Лиза отвечает как «Я». Вот и вся моя семья. Покатать Су Джок по ладоням.
Игра «Большая, маленькая»
П: Лиза, скажи, кто у тебя в семье маленький? Мама маленькая? Ответ Лизы как «Нет». Мама большая? Ответ Лизы как «Да». Папа маленький? Ответ Лизы как «Нет». Папа большой? Ответ Лизы как «Да». А ты у нас маленькая? Ответ Лизы как «Да». К нам пришли куклы – игрушки, Кто из них маленький, Катя или Танюшка?
Катя маленькая? Ответ Лизы как «Нет». Катя большая? Ответ Лизы как «Да». Танюша большая? Ответ Лизы как «Нет». Танюша маленькая? Ответ Лизы как «ДА».
Игра «Петушок»
П: Катя с Танечкой играли, Шарики все разбросали. Петух шарики собрал, Кате с Танечкой отдал. Спасибо скажем петушку? Ответ Лизы как «Да». Песенку споем ему?
Пение песни «Петушок, Петушок»
П: Петушок, Петушок, Активное гуление ребенка Золотой гребешок, в ритм песенки Маслена головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Громко песни поешь, Лизе спать не даешь? С пассивной лабилизацией губ Кукаре…. Лиза произносит звукоподражание как «Ку».
Игра «Красные, синие»
П: Катя любит красный шар, Таня любит синий шар. А петушок в корзине, Все шарики смешал. Петушку ты помоги, С помощью педагога Шарики все разложи. Лиза захватывает шары и Кате – в красную корзинку, бросает в корзины. Тане в синюю корзинку. Посмотри, у Кати синие шары? Ответ Лизы как «Нет». У Кати красные шары? Ответ Лизы как «Да». Посмотри, у Тани красные шары? Ответ Лизы как «Нет». У Тани синие шары? Ответ Лизы как «Да». Катя Лизу обнимает, Таня Лизу обнимает, Стимуляция движений рук. Петушок: «Кукареку! Я тоже Лизу обниму».
3. Заключительная часть:
П: Неваляшка к нам идет, Звенит Неваляшкой. Громко песенку поет: «Ай да Лиза, молодец, тут игре нашей конец».
Релаксация Поза эмбриона.
1. Упражнение «Качалочка. 2. Лечение положением под музыку.