Юлия Ларионова
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Л] в словах и фразовой речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Автоматизация звука (Л) в словах и фразовой речи (по мотивам мультипликационной сказки «Лунтик»).
Задачи: закрепить навык произношения звука (л) в словах и фразовой речи, умение воспринимать и передавать темпоритмический рисунок; развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, внимание, логическое мышление, воображение, зрительное восприятие, мелкую и артикуляционную моторику; активизировать и пополнять словарь по теме «Одежда»; воспитывать желание помогать другим.
Публикация «Конспект индивидуального занятия „Автоматизация звука [Л] в словах и фразовой речи“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Оборудование: игрушка «Лунтик», логопедическое пособие «Лягушка» для выполнения артикуляционной гимнастики (лапки в виде перчаток, открывающийся рот и подвижный язык, картинки с изображением упражнений артикуляционной гимнастики, металлофон, простой карандаш; дидактические игры «Половинки», «Найди место звука в слове», «Чистюля и грязнуля», «Письмо волшебника».
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Здравствуй. Сегодня у нас необычный гость. Угадай, кто это:
Добрый я и хороший,
Ни на кого не похожий.
Очень нравится здесь мне,
Хоть родился на Луне.
Кто же это? (Лунтик.)
- Правильно, Лунтик (Логопед достаёт игрушку «Лунтик».)
Скажи, какой первый звук в слове «Лунтик». (л) Какой это звук? (Твёрдый согласный, звонкий.) (Напоминаем ребёнку, что при произнесении звука (л) кончик языка можно немного прикусить (при постановке межзубного (л, если отрабатывается зазубная артикуляция, то напоминаем, что широкий кончик языка поднят к верхним резцам.) Будем стараться правильно произносить этот звук.
2. Основная часть.
-Лунтик совсем недавно прилетел к нам с Луны и очень многого ещё не знает и не понимает. А это наша помощница – лягушка Клава. Клава поможет нам сделать зарядку для языка. Сделаем артикуляционную гимнастику вместе с Клавой.
Логопед показывает картинки, изображающие упражнения артикуляционной гимнастики, которые ребёнок выполняет.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Упражнения:
«Улыбка». «Лошадки».
«Лопаточка». «Вкусное варенье».
«Трубочка».
«Покусывание кончика языка».
«Катание шарика».
«Часики».
«Непослушный язычок».
«Пароход гудит».
«Индюки».
- Спасибо тебе, Клава.
ЗАДАНИЕ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ВОСПРИНИМАТЬ И ВОСПРОИЗВОДИТЬ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК.
Логопед воспроизводит с помощью металлофона звуковые ряды с различными темпо-ритмическими рисунками, а ребёнок должен их повторить.
- Что это? (Дождик). Повтори за мной так же. Хороший у нас получился дождик, но посмотри, он смысл все рисунки Лунтика. Поможем ему их дорисовать, но сначала разомнём наши пальчики. Этой зарядке Лунтика научил паук Шнюк.
ПАЛЬЧИКОВА ГИМНАСТИКА «ПАУЧОК»
У тебя, скажи, паук
(пальчики «бегут» по поверхности стола
в быстром темпе,
Сколько ног и сколько рук?
Отвечай-ка, паучок,
Сколько рук и сколько ног?
- Когда лапы по дорожке
(пальчики «идут» по поверхности стола
в медленном темпе.)
Ходят – это мои ножки.
Лапы вяжут паутинку,
(имитация вязания.)
Будто руки ткут холстинку.
Если я крадусь за мошкой,
(пальчики «идут» по поверхности стола
в медленном темпе.)
Мои лапы – это ножки.
Если попадутся мухи,
Лапы цапнут их, как руки! (хлопок.)
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА (Л) В СЛОВАХ, РАЩВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК И ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ.
Дидактическая игра «Половинки» (см. Приложение 1.)
- Дорисуй исчезнувшие половинки и правильно назови, что получилось. (Лампа, ёлка, лавка, лупа, яблоко, бутылка, луна, лопата, лук, бокал, юла.)
Дидактическая игра «Найди место звука в слове».
- Правильно произнеси слова, определи, на каком месте в слове находится звук (л). Проведи линию от каждой картинки до соответствующей схемы.
Слова : лавка, ложка, галоши, колосок, колокольчик, флаг, дятел, стул, луна.
- Очень хорошо! Наш Лунтик рассказал мне стихотворение про Луну. Слушай и повторяй за мной движения.
Физкультминутка
БОЛЬШАЯ ЖЁЛТАЯ ЛУНА
Большая жёлтая луна
(потянуться, встать на цыпочки.)
Восходит в небе звёздном.
(поднять руки вверх.)
Свой яркий луч мне шлёт она.
(движения крест-накрест руками над головой.)
И шепчет: «Очень поздно»…
Луна встаёт, а мне – в кровать!
(присесть, кисти рук сложить под щекой.)
И до утра придётся спать!
Большая жёлтая луна
Бледнеет и заходит.
Погасли звёзды, и видна
Заря. И солнце всходит.
(потянутся, встать на цыпочки, поднять руки вверх.)
Я встану, а луне – в кровать!
(встать ровно, руки опустить.)
До вечера ей надо спать!
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА (Л) В СЛОВАХ, РАЗВИТИЕ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
- А сейчас я научу тебя новой игре.
Дидактическая игра «Сыщики».
Логопед предлагает найти зверей, спрятавшихся в следующих словах : заСЛОНка, поБЕЛКА, коЛОСЬя, ВОЛос, двустВОЛКа, балаЛАЙКА, жеЛАНЬе, пОСЁЛок. (Слон, белка, лось, вол, волк, лань, осёл.)
Дидактическая игра «Чистюля и грязнуля». (см. Приложение 1.2)
- Когда Лунтик к нам пришёл, то встретил двух девочек: одна – чистюля, другая – грязнуля. У грязнули все вещи испачканы, в названиях её вещей есть звук (л). Найди её вещи, назови и нарисуй на них маленькие пятнышки, чтобы можно было найти их и постирать.
Словарь : галстук, пилотка, колпак, платье, халат, платок, носок, майка, колготы, блуза, футболка, юбка.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА (Л) В СЛОВАХ,
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА, ВНИМАНИЯ
И ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Дидактическая игра «Письмо волшебника».
- У Лунтика на Луне есть знакомый волшебник. Он написал ему письмо, в котором всё перепутал. Помоги Лунтику. Внимательно послушай предложения, исправь ошибки, скажи правильно, а потом найди подходящую картинку.
На луне небо. (На небе луна.)
Мама сделала свеклу из салата. (Мама сделала салат из свеклы.)
Холодильник в колбасе. (Колбаса в холодильнике.)
На платке голова. (На голове платок.)
Калач съел Славу. (Слава съел калач.)
Яблоко выжало сок из Милы. (Мила выжала сок из яблока.)
Волны плывут по лодке. (Лодка плывёт по волнам.)
3. Заключительная часть.
- Лунтику пора возвращаться к своим друзьям. Как мы помогли Лунтику? Помогая Лунтику, какой звук ты старался правильно произносить? Ты сегодня молодец!
Домашнее задание. (см. Приложение 2)
1. Разучи чистоговорки про друзей Лунтика: божью коровку Милу и жабу Клаву.
Ла-ла, ла-ла, ла-ла-ла,
Мила в лодочке плыла.
Ло-ло, ло-ло, ло-ло-ло,
Светит солнышко тепло.
Лу-лу, лу-лу, лу-лу-лу,
Рада Милочка теплу.
Лы-лы, лы-лы, лы-лы-лы,
Песни Милочки слышны.
Клава в лодочке сидела,
Вместе с Милой песни пела.
2. Дорисуй божью коровку Милу.