Иомтова Лидия Витальевна
Конспект индивидуального занятия для ребенка 6 лет 10 месяцев с ОНР «Путешествие по звездной дорожке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
образовательной деятельности для ребенка 6 лет 10 месяцев с ОНР
группы комбинированной направленности по «Речевому развитию»
(формирование фонетико-фонематических средств языка)
на тему:
«Дифференциация звуков [л] - [р]»
(закрепление)
Форма проведения: индивидуальное занятие.
Автор: учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Иомтова Лидия Витальевна
Цель: дифференциация звуков [л]-[р].
Коррекционно-образовательные задачи:
Публикация «Конспект индивидуального занятия для ребенка 6 лет 10 месяцев с ОНР „Путешествие по звездной дорожке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
1. Совершенствовать фонетико-фонематические процессы.
2. Дифференцировать звуки [л]-[р] в слогах, словах, предложениях, коротких стихах, самостоятельных высказываниях.
3. Активизировать словарный запас и способность к словообразованию.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать и совершенствовать диалогическую форму речи, общие речевые навыки.
2. Развивать логическое мышление.
3. Развивать чувство ритма посредством музыкально-ритмического упражнения.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать чувство самоконтроля.
2. Воспитывать интерес к родному языку, желание говорить красиво и правильно.
3. Воспитывать самостоятельность, инициативу.
Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые.
Предварительная работа: освоение приемов мнемотехники.
Оборудование: фланелеграф с плоскостными изображениями синих птиц, яркие плоскостные изображения звезд с номерами, сигнальный экран с буквами Р-Л, игрушка-антистресс Поп-ит, авторское игровое наглядное пособие «Квадрат умного Знайки» с набором слогов (ла, лу, ра, ло, ру) и картинок (лупа, луна, голуби, пирамидка, Буратино, радуга, барабан, колодец, калоши, крыло, лошадь, рука, рубашка, рубанок, рукав, плоскостное изображение персонажа Знайка, мнемодорожка, плоскостное изображение повара, авторское пособие «Мини-планшеты» для составления мнемотаблиц, аудиозапись японской песенки «Кукушечка», две пары расписных деревянных ложек, авторское игровое магнитное пособие «Кот Грамотей», медаль.
Содержание образовательной деятельности
I. Организационный момент
Создание эмоционального положительного фона.
Ребенок подходит к логопеду.
Л. – На нашем занятии присутствуют педагоги детского сада. Поздоровайся и улыбнись. Пусть сегодняшний день будет добрым и радостным.
Логопед обращает внимание ребенка на фланелеграф с плоскостным изображениям «Синих птиц». (Приложение 1)
Л. – А ещё с нами «Синие птицы» – символ таланта, ума, сообразительности, старательности. Я уверена, что и в тебе они обязательно найдут важные черты. Мы к ним подойдем, но для этого нужно пройти по «звездной дорожке». Посмотри, сколько здесь звезд, и на каждой из них номер, за которым скрываются испытания.
В кабинете «звездная дорожка» обозначена блестящими звездами с цифрами.
Л. – Чтобы всё получилось, дай себе установку на чистую, правильную речь.
Р. – Буду чисто говорить, и за звуками следить.
Л. – Мы можем начать движение по «звездной дорожке». Найди звезду с номером 1.
II. Основной этап
Звезда № 1
1. Определение темы занятия.
А) Игра «Узнай звук по описанию»
Л. – Садись к зеркалу и внимательно слушай. Я расскажу о двух звуках, а ты их назови. При произношении первого звука губы раскрыты, кончик язычка слегка приподнят и прижат к верхним зубам.
Р. – Это звук [л].
Л. – При произношении второго звука рот приоткрыт, кончик языка поднят за верхние зубы и дрожит.
Р. – Это звук [р].
Б) Сравнительная характеристика звуков [л] – [р].
Л. – Расскажи, что общего в этих звуках?
Р. – Оба звука – согласные, твердые, звонкие.
В) Сообщение темы занятия.
Л. – Звуки [л], [р] - главные на занятии. Важно их различать и правильно произносить.
2. Соотнесение звуков [л], [р] с буквами Л, Р.
Игра «Не ошибись!»
Л. – Я буду называть разные слоги со звуками [л], [р], а ты обозначай их соответствующими буквами Л, Р на сигнальном экране (КРА, ВАЛ, ВЛА, КОР, ЛУ, ВРО) (Приложение 2)
3. Совершенствование речевого дыхания.
Игра «Дышим правильно» с использование игрушки-антистресс «Поп-ит»(Приложение 3)
Л. – Чтобы у человека была четкая и выразительная речь, важно, чтобы выдох был долгим. Поп –ит поможет тебе определить, достаточный ли у тебя выдох. Делай вдох и произноси слоги ра, ро, ру, ры, рэ (ла, ло, лу, лы, лэ) на выдохе, нажимая на пузырьки. (Можно чередовать слоги ра-ла, ро-ло, ру-лу, ры-лы).
Л. - Ты был внимательным, и у тебя все получилось. Мы можем продолжить движение по «звездной дорожке».
Звезда № 2
Дифференциация звуков [л] - [р] в словах.
Игра «Подбери и назови картинку» с использованием игрового пособия «Квадрат умного Знайки» и картинок, содержащих слоги ла, лу, ра, ло, ру. (Приложение 4)
Л. - Следующая звезда привела нас к Знайке. Тебе необходимо помочь ему заполнить картинками его любимый квадрат. Сначала прочитай слоговую дорожку на квадрате.
Р. – Ла, лу, ра, ло, ру.
Л. – Называй картинки, помещай их к соответствующим слогам.
Ребенок выполняет задание.
Л. – Я думаю, Знайка остался тобой доволен.
Звезда №3
1. Составление и проговаривание предложения со звуками [л], [р] с использованием мнемодорожки. (Приложение 5)
Л. – К кому приведет нас следующая звезда, ты узнаешь, если правильно добавишь последнее слово в загадке.
И на кухне, и в столовой
Самый главный это…
Р. – Повар.
Устанавливается плоскостное изображение повара.
Л. – Повара зовут Прошка. Где может работать повар?
Р. – Повар может работать в больнице, в кафе, в детском саду …
Л. – Рассмотри картинки на мнемодорожке и составь предложение.
Ребенок рассматривает символические изображения на мнемодорожке и составляет предложение.
Р. – Повар Прошка поймал рыбы немножко.
Л. –Назови слова в этом предложении со звуком [л].
Р. – Поймал.
Л. – Назови слова со звуком [р].
Р. – Повар, Прошка, рыбы.
2. Образование относительных прилагательных.
Л. – Что можно приготовить из рыбы? Ответь на вопрос полным предложением.
Р. - Из рыбы можно приготовить рыбный суп, рыбные котлеты, рыбное суфле, рыбную запеканку…
3. Образование родственных слов.
Л. – У слова рыба есть слова-родственники, попробуй их образовать.
Р. – Рыбка, рыбак, рыбачить, рыболов…
Л. - Всё выполнено правильно, потому что ты был старателен.
Звезда № 4
1. Заучивание стихотворения «Повар» с помощью мнемотаблицы. (Приложение 6)
Л. –Тебе предстоит запомнить стихотворение о поваре с помощью мнемотаблицы, которую ты составишь сам. Слушай и запоминай.
Ходит повар в колпаке,
С поварешкою в руке.
Он готовит нам обед:
Рыбу, суп и винегрет. (В. Степанов)
(Ребенок рассматривает мнемоквадраты, составляет мнемотаблицу и воспроизводит по ней стихотворение).
2. Составление сложных предложений с союзом если.
Л. – Представь, что повара перестали работать, что тогда произойдет?
Р. – Если повара перестанут работать, то все дети в детском саду останутся голодными…
Л. Твоя речь была точной и выразительной.
Звезда с изображением нот
Музыкально-ритмическая игра «Повтори ритм». (Приложение 7)
Л. – На звезде, к которой мы подошли, нет номера, но есть ноты. Это значит, что можно отдохнуть. Возьми в руки расписные ложки. Слушай приятную музыку, двигайся вместе со мной и передавай ритм с помощью ложек.
Звезда № 5
1. Соотнесение прочитанного слова и картинок. (Приложение 8)
Л. - А вот и последняя звезда. Испытание тебе подготовил «Кот-Грамотей». Прочитай слова, вставляя пропущенные буквы Л или Р (ведро, лодка, и подбери соответствующие картинки. (На магниты наглядного пособия «Кот- Грамотей» устанавливаются картинки, соответствующие прочитанным словам.).
2. Развитие логического мышления.
Игра «Рассуждалка»
Л. – Ведро и лодка – предметы непохожие, но в каждом из них можно найти что-то общее. Рассуждай.
Р. –В ведре и в лодке есть дно. В ведро и в лодку можно положить какие-либо предметы. И ведро и лодку изобрел человек…
III.Рефлексивный этап. (Приложение 9)
Л. – На протяжении всего маршрута ты был внимательным, старался правильно произносить звуки [л],[р] и различать их. Мы можем подойти к «Синим птицам», которые всё это время наблюдали за тобой. Расставь карточки на фланелеграфе правильно и ты узнаешь, какую оценку они тебе дали.
Ребенок составляет из слогов слово «МОЛОДЕЦ».
Сюрпризный момент.
Л. – А вот и награда от Синих птиц – медаль! Ты ее заслужил!
Логопед вручает медаль ребенку.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9