Смолякова Наталья Александровна
Конспект занятия по сказкотерапии в подготовительной группе «Двенадцать месяцев» с использованием технологии В. В. Воскобовича
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по сказкотерапии в подготовительной группе "Двенадцать месяцев" с использованием игровой технологии В. В. Воскобовича
***
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие
***
Цель: ознакомление детей со сказкой С. Маршака «Двенадцать месяцев». Уточнить и закрепить знания детей о месяцах года.
***
Задачи:
Образовательные
Публикация «Конспект занятия по сказкотерапии в подготовительной группе „Двенадцать месяцев“ с использованием технологии В, В, Воскобовича» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- «Двенадцать месяцев», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
- Формировать умение видеть красоту, добро в литературных произведениях и следовать положительному примеру. ;
- Развивать эмоциональную отзывчивость на прочитанное. Внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию отрывками из текста;
- Грамматически правильно строить предложения, чётко проговаривая слова.
Развивающие:
- Развивать чувство языка, продолжать словарную работу с помощью слов: высокомерный, смиренный, подснежник;
- Способствовать запоминанию названий месяцев путём знакомства со сказкой.
Воспитательные:
- Способствовать пониманию смены времён года, закономерностей в природе;
- Научить распознавать разницу между положительными и отрицательными социальными качествами: гордость – смирение.
***
Предварительная работа: просмотр мультипликационного фильма «Двенадцать месяцев» 1956 г. По мотивам одноимённой пьесы С. Я. Маршака; подбор иллюстраций к сказке; подготовка раздаточных карточек - схем.
***
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое.
***
Методические приемы:
Наглядный: показ иллюстраций к сказке 12 месяцев; показ смоделированной панорамы сказки "Двенадцать месяцев" на пространственной среде "Фиолетовый лес"
Словесный: рассказывание сказки, специальное моделирование ситуации общения, эвристические беседы, д/и «Какой, какая?», обсуждение проблемных ситуаций, рассказывание пословиц, сказкотерапевтических моментов, чтение стихов, загадывание загадок.
Практический: физкультминутка, моделирование иллюстрации из игр В. В. Воскобовича и д/п «Коврограф «Ларчик мини»
Игровой: создание сказочной игровой ситуации, волшебные заклинания, д/и.
Предметно-пространственная развивающая среда:
Смоделированная панорама к сказке "Двенадцать месяцев" на пространственной среде "Фиолетовый лес", иллюстрации к сказке «Двенадцать месяцев», контурные схемы к игре «Чудо-крестики 2» падчерицы, подснежника, д/п «Коврограф «Ларчик мини», дополнительные материалы к пространственной среде Фиолетовый лес.
***
Ход НОД:
1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
-Знаете ли вы, ребята, сколько месяцев в году? (12 месяцев)
Возьмите в руки календарь
и посмотрите сами -
двенадцать месяцев в году,
двенадцать братьев славных.
Каждый брат собой хорош,
на другого не похож.
Можно каждого узнать,
и ему названье дать.
- Отгадайте - ка загадки, о месяцах какого времени года в них идёт речь?
Вот снежный наст в полях улёгся.
Льдом крепким скованы пруды.
Снегирь и клёст с рябины красной
Снимают сладкие плоды.
Зима идёт. Зима в разгаре.
В почёте лыжи и коньки.
Загадка самая простая -
. (декабрь) Тепла уже не жди!
Морозный день и снег искристый.
На небе солнце, как фонарь.
Огни на ёлках серебристых
И Новый год настал -.. (январь)
Ветра. Жестокие метели.
В сугробах белых близь и даль.
Дорог не видно. Стонут ели.
Как месяц назовём?. . (февраль)
-Конечно, это зимние месяцы. Сейчас у нас идёт зима. Какой у нас сейчас месяц? (февраль) Пройдёт февраль и в гости к нам придёт весна.
- Ребята, как вы думаете, почему я завела разговор о временах года, о месяцах? (Недавно мы смотрели сказку «Двенадцать месяцев»). Да, правильно, недавно мы смотрели с вами мультипликационный фильм «Двенадцать месяцев», а сегодня я хотела бы с вами о ней поговорить. Присаживайтесь поудобнее, я приглашаю вас в сказку!
Взмахом палочки волшебной,
Я чудесный мир открою, вместе мы перенесёмся,
в гости к сказочным героям
2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
«В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, a падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица - всё не так, как ни повернётся - всё не в ту сторону.
Дочка пo целым дням на перине валялась дa пряники ела, a падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то бельё на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.
Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь.»
-Ребята, а вы знаете, что такое хворост? (ответы детей)
Хворост – это тонкие сухие веточки в лесу, они хорошо и быстро разгораются. Чтобы растопить печь, нужно собрать много хворосту. Это трудная, тяжёлая работа и её выполняла эта маленькая девочка. (показ иллюстрации падчерицы).
Не смотря на тяжёлую работу, эта маленькая девочка не падала духом, её глаза и сердце были распахнуты всему миру, она умела видеть вокруг красоту.
«Однажды, придя в лес за хворостом, она увидела, как белка с зайцем играли в горелки»
Сказкотерапевтический момент: окружающий мир – прекрасен и удивителен, нужно только распахнуть своё сердце миру, широко раскрыть глаза – и вы удивитесь тому, сколько всего раньше вы не замечали.
Д/у «Какая» -Давайте с вами опишем падчерицу, какая она? (добрая, милая, отзывчивая, трудолюбивая, стойкая)
- Хотели ли вы дружить с такой девочкой? Или быть похожей на неё?
Вывод: умеющий радоваться и удивляться всегда найдёт чему обрадоваться, чему удивиться.
А теперь давайте перенесёмся во королевский дворец. Там профессор учит юную королеву. (показ иллюстрации)
Вспомните, ребята, как учится королева? (плохо, не хочет никого слушать). Как она относится к окружающим её людям? (смотрит на них с высока, надменно). Можно сказать, что она высокомерна? (Да)
Высокомерный — это человек, который смотрит на всех с высока, никого не слушает и не уважает, не думает о других, а думает только о своих желаниях.
-Хотели бы вы дружить с таким человеком? (Нет)
-Подумайте, ребята, чем же похожи эти две девочки? (они одного возраста, обе они сироты)
Да, только в этом и похожи эти две девочки.
Я предлагаю вам разделиться на пары - один из вас будет изображать высокомерного человека, а другой тихого и скромного.
-Вспомните, какой указ издала юная королева? (Она велела принести корзину подснежников во дворец, иначе Новый год никогда не наступит)
-Разве такое бывает, чтобы подснежники расцветали в Декабре? (Нет, подснежники — это первые весенние цветы)
Вывод: королева не хотела понимать, что существуют законы природы, ей важно было, чтобы исполнили её прихоть.
«Узнав про царский указ, мачеха захотела получить корзину золота, которую пообещала юная королева. Осуществить свой план они решили с помощью падчерицы, отправив её в декабре за подснежниками в заснеженный лес»
-Ребята, есть такое выражение – чужими руками хорошо жар загребать.
Подходит ли это выражение для данной ситуации? Как вы его понимаете? Как можно назвать мачеху? (хитрая, жадная, ленивая, завистливая, бездушная)
-Напомните, мне, удалось ли падчерице добыть подснежники? (да, она встретила 12 месяцев возле Новогоднего костра и те, узнав её беду решили ей помочь- повернули время вспять)
-Почему они решили девочке помочь? (потому что каждый месяц видели её то у реки, то в лесу и всегда она трудилась, никогда не унывала)
-Да, таких ещё называют смиренная, вслушайтесь в это слово, с миром в душе!
«Они передавали посох друг другу, говоря волшебные слова, и месяца как по волшебству менялись местами. И вот посох взял молодой месяц Март и произнёс: (Физкультминутка)
(Дети делятся на 2 команды – ручейки, бегают друг за другом, на словах: «Растекайтесь лужи» - берутся за руки и кружатся, дальше по тексту)
Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи,
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи!
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
"Девочка даже руками всплеснула. Куда девались высокие сугробы? Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке?
Под ногами у неё - мягкая весенняя земля. Кругом каплет, течёт, журчит. Почки на ветвях надулись, и уже выглядывают из-под тёмной кожуры первые зелёные листики.
- Что же ты стоишь? - говорит ей Март. - Торопись, нам с тобой всего один часок братья мои подарили.
Девочка очнулась и побежалая в чащу подснежники искать. A их видимо-невидимо! Под кустами и под камнями, на кочках и под кочками - куда ни поглядишь. Набрала она полную корзинку.»
«Злая мачеха с дочкой уже во дворец бегут с большой корзиной подснежников. И давай на перебой рассказывать, как в лес ходили, как подснежники собирали. Захотела юная королева на это чудо посмотреть и велела её в лес везти. Тут обман то и выяснился»
Вывод: за любую ложь всегда придётся расплачиваться. Ведь недаром говорят: «Всё тайное станет явным» И вы уже в этом убедились.
«Обманом заставили мачеха и дочка падчерицу в лес, а сами за ней поехали. Настигли её и королева велела ей всё рассказать. Но девочка ничего им не рассказала – потому, что слово дала. А королева с неё и полушубок сняла и варежки тёплые, чтобы девочка замёрзла и всё рассказала»
Вывод: ещё такого человека можно назвать преданный.
Преданность — это верность своим друзьям. Не зря говорит русская пословица: «Верному другу цены нет»
-Ребята, скажите, имела ли право королева так поступать? (Нет) Каждый из вас имеет одинаковые права, будь ты королева или бедная девочка – сирота. И никто не вправе нарушать ваши права!
-Напомните мне, как закончилась сказка? (месяцы опять пришли девочке на помощь и обратили время вспять. А королева, мачеха и её дочка получили по заслугам)
***
3. Заключительная часть (Рефлексивный этап):
Сказкотерапевтический момент: Эта сказка учит нас быть добрыми отзывчивыми людьми. Будешь сам добр и трудолюбив – природа тебе помогать будет, друзей верных и надёжных приобретёшь!
-Ребята, я предлагаю вам сложить из игр В. В. Воскобовича иллюстрацию к сказке «Двенадцать месяцев» (Дети работают группами на д/п «Коврограф «Ларчик мини», складывая по предложенным схемам – падчерицу, подснежники (игра «Чудо-крестики 2») используют дополнительные элементы к пространственной среде Фиолетовый лес)