Елена Николаева
Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука [Ш]»
Цель: Уточнение артикуляции и закрепление правильного произношения звука «ш» в слогах, словах, предложениях.
Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.
Расширение пространственных представлений.
Методические приемы: создание игровых ситуаций, использование красочных наглядных пособий, игрушек, образец речи, объяснения, указания, повторение; привлечение ребенка к исправлению своей ошибки (по ситуации).
Оборудование: конверты с сюжетными картинками, «чудесный мешочек» с игрушками (яблоко, машина, мышка, утка, каштан); мяч; большая игрушка Гусь.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Публикация «Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения „Автоматизация звука [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
- Скажи, где стоит Гусь? (На столе).
- Куда Гусь прилетел? (Под стол.)
- Куда Гусь спрятался? (За стульчик).
2. Постановка цели занятия.
- Сегодня мы с тобой будем шипеть как этот красивый Гусь.
- Вот так: «шшш».
- Давай поможем язычку сказать этот звук. А чтобы у нас легко получилось, сделаем зарядку и Гуся научим.
3. Артикуляционная гимнастика: «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Коробочка».
4. Длительное и многократное произнесение звука «ш».
а) Рассматривание положения артикуляционных органов: губы слегка вытянуты и округлены; зубы «заборчиком со щелью»; язык приподнят вверх; воздух выдыхаем теплый, струя направлена вверх.
б) Игра «Подразним Гуся»
ш-ш-ш (тихо – короткий выдох);
ш-ш-ш (громко – длительный выдох)
Гусь «уходит» погулять (выставляется за шкаф или под другой стол).
5. Игра «Повтори».
а) Воспроизведение слогов и слов:
ша-ша-ша – шапка, ши-ши-ши – шина,
ша-ша-ша – шаль, ши-ши-ши – шиповник,
шо-шо-шо – шов, шу-шу-шу – шуба,
шо-шо-шо – шепот, шу-шу-шу – шутка.
б) Повторение за логопедом слоговых рядов:
ша-шо; шо-шу; шу-ши; ши-ша; шу-ши; ши-ша; ша-шо; шо-шу.
6. Игра «Волшебный конверт».
В красочном конверте лежат картинки, с ними нужно выполнить задания:
а) – Посмотри внимательно на картинку и скажи:
- Где сидит мишка? (На шкафу).
- Куда спряталась кошка? (Под шкаф).
- Где сидит щенок? (За шкафом)
- Где стоит кукла Маша? (За стульчиком)
б) – Повтори за мной предложения.
Маша мишке штопает штанишки. Машинист ведет поезд. Швея шьет шубу. Мышка боится кошки.
в) – А сейчас мы с тобой поедем в магазин игрушек. Вот они на картинке. Рассмотри ее. Назови все игрушки. А теперь назови только те игрушки, в названии которых есть звук «ш» (возможна помощь логопеда) – мишка, мышка, шкаф, машина, шашки, пушка, лягушка, лимон, дятел.
7. Динамическая пауза.
Логопед и ребенок стоят. Логопед на ритм слогов в словах бросает ребенку мяч в руки, и вместе они говорят чистоговорки.
Ша-ша-ша – у меня лапша,
шу-шу-шу – я флажком машу,
ши-ши-ши – это наши малыши.
8. Развитие памяти, внимания и мышления.
- Вспомни, где наш Гусь? (Ушел погулять).
- Давай его позовем вот так: «Ш-Ш-Ш». Гусь не приходит.
- Пойдем его искать. Где мы можем его найти?
Ребенок находит Гуся, а рядом с ним лежит мешочек.
- Это тебе Гусь принес чудесный мешочек, возьми его.
- Возьми себе из мешочка только те игрушки, в названии которых есть звук «ш», а другие дай мне.
9. Итог занятия.
- Скажи с каким звуком мы играли? («ш»)
- Поощрение работы ребенка.
Молодец!