Анжелика Хаметова
Конспект индивидуального занятия «Грибы» на постановку звука [Г] от звука [К] при оглушении
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Постановка звука Г
Задачи:
1. Научить ребенка правильно произносить звук Г;
2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
4. Развивать фонематический слух;
5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.
Публикация «Конспект индивидуального занятия „Грибы“ на постановку звука [Г] от звука [К] при оглушении» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Грибы. Сценарии праздников, досуги, развлечения
- Грибы. Театрализация, драматизация, сценки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Г, схема характеристики звука, мяч,
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
1. Организационный момент
Логопед: Малыш, доброе утро. Отгадай загадку.
Весь Антошка -
Шляпка да ножка.
Дождь пойдёт -
Он подрастёт.
Ответ: Гриб.
Логопед: Молодец, правильно. А какие грибы ты знаешь? (ответы ребенка). Сегодня мы поговорим о грибах. Где мы можем найти грибы? (в лесу). Давай отправимся в лес за грибами. (выставляется картинка «Лес»)
2. Пальчиковая гимнастика
Логопед: Давай сыграем в пальчиковую игру «За грибами»
Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.
(загибать пальчики на каждое название гриба).
3. Упражнения на развитие речевого дыхания
Логопед: Малыш, а как кричат в лесу грибники?
(АУ)
Грибники в лесу кричат :
АУ! АУ!
Заблудиться не хотят!
АУ! АУ!
(многократно произносить АУ! АУ! то громче, то тише. (на выдохе).
4. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Вот мы идем, и грибочки собираем (собирают картонные грибочки, на обратной стороне приклеены артикуляционные упражнения) и гимнастику для язычка делаем.
Гимнастика для звуков К,Г,Х.
1. Покусать язык.
• Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.
2. «Наказать непослушный язык»
• Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя». (Чередовать упражнения №1 и №2)
3. «Лопаточка»
• Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
4. «Горка»
• Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.
5. «Горку построим — горку разрушим»
• Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.
6. «Ветерок дует с горки»
• Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
5. Развитие мимической мускулатуры
Логопед: Посмотри в корзинку. Сколько грибов мы нашли. Ты рад? Покажи! (РАДОСТЬ). А это что за гриб? Удивись! (УДИВЛЕНИЕ). Это мухомор, он не съедобный, ядовитый! Его брать не нужно! (ОГОРЧЕНИЕ). Отнесем грибы маме – вот она обрадуется (РАДОСТЬ).
6. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи
Логопед: Давай скажем и запомним такую фразу:
МУХОМОР – ЯДОВИТ!
Скажи громко, тихо, быстро, медленно, шепотом, восклицательно, вопросительно и др.
7. Постановка звука Г
Логопед: Малыш, послушай слово ГГГРИБЫ.
В этом слове первый звук ГГГ.
Давай потренируемся его произносить.
Постановка звука /Г/ по подражанию от звука /К/.
Ребенку предлагается положить ручку на горлышко и, «включив» голос, произносить звук /К/. Послушать, что получилось. Если звук К поставлен, и нет общего оглушения звуков, то звук Г ставится без труда.
Если идет оглушение всех звонких согласных, тогда:
Сказка «Домик для голоса»
У каждого человека есть горлышко, есть оно и у тебя. В горлышке живет ГОЛОСОК. Когда он спит, например, на глухих звуках [К], [С], [Ш], [Ф], [П], стенки его домика-горлышка не дрожат. Звуки эти глухие не потому, что ничего не слышат. Просто в их звучании нет голоса. А вот на звонких звуках [Г], [З], [Ш], [В], [Б] ГОЛОСОК просыпается и начинает стучаться в стенки, отчего горлышко вибрирует. Хочешь проверить?» Одну ручку ребенка тыльной стороной приложите к своему горлу. Произнесите какой-нибудь глухой звук, например [Т]. Следует избегать очень распространенной ошибки. Вы должны воспроизвести только изолированный звук [Т], а не название буквы [Тэ], или[Та]. Присоединение гласного вызовет вибрацию горла (при произнесении гласных всегда есть голос) и дезориентирует ребёнка. Итак, вы произнесли звук [Т] : «Чувствуешь, малыш, ГОЛОСОК спит!». А теперь, - [Д] : «ГОЛОСОК проснулся!». То же самое проделайте с другими парными согласными: [С] - [З], [Ш] - [Ж], [Ф] - [В] и т. д. Теперь ребёнок должен приложив руку к своему горлышку, произнести звук [Т] и почувствовать отсутствие вибрации. Чтобы появился звук [Д], надо подключить голосок. Кроха старается его вызвать. Наконец, удалось. Теперь можно приступать к постановке звука [Г] от слога «ДА».
8. Физкультминутка – игра с мячом
Логопед: Давай поиграем в мяч.
Игра называется «Скажи наоборот»
У белого гриба ножка толстая, а у подберезовика … (ТОНКАЯ)
У подосиновика шляпка гладкая, а у мухомора … (ШЕРШАВАЯ)
У лисички шляпка вогнутая, а у опят - … (ВЫПУКЛАЯ).
У подосиновика шляпка яркая, а у поганок -. . (БЛЕКЛАЯ).
Дерево высокое, а гриб … (НИЗКИЙ)
9. Игры на развитие ВПФ
Логопед: Малыш, отгадай загадку:
Коренастый, в шляпе новой
Гриб в бору растет сосновом.
Рады бабушка и дед:
– Будет праздничный обед!
Ой, схватили белки вмиг
Этот белый… (ГРИБ)
Логопед: Правильно, самый главный, самый вкусный – это БЕЛЫЙ ГРИБ. Или ГРИБ БОРОВИК.
Давай соберем разрезную картинку. (См. ниже)
10. Игры на развитие фонематического слуха.
Логопед: Я буду читать тебе стихотворение, а ты должен посчитать грибы, о которых в нем говориться:
Только я в кусты зашла –
Подосиновик нашла.
Две лисички, боровик.
И зеленый моховик.
Сколько я нашла грибов?
У кого ответ готов? (пять).
11. Итог НОД, оценка работы ребенка
Логопед: Малыш, здорово! Ты молодец! Нам пора возвращаться в детский сад. Что мы сегодня делали? Что тебе понравилось? Чему ты научился?