Приложение МААМ

Конспект индивидуального занятия для ребёнка 5–6 лет «Звуки [Ч] — [Щ]. Буквы Ч, ч, Щ, щ»

Кристина Битюкова
Конспект индивидуального занятия для ребёнка 5–6 лет «Звуки [Ч] — [Щ]. Буквы Ч, ч, Щ, щ»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект индивидуального занятия для ребёнка 5–6 лет по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе

Тема. Звуки [Ч] – [Щ]. Буквы Ч, ч, Щ, щ.

Цель: обучение дифференциации звуков [Ч] – [Щ] и букв Ч, ч, Щ, щ в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.

Задачи:

1) Обучающие:

Публикация «Конспект индивидуального занятия для ребёнка 5–6 лет „Звуки [Ч] — [Щ], Буквы Ч, ч, Щ, щ“» размещена в разделах

- закреплять знания обучающихся о звуках [Ч] - [Щ] и буквах Ч, ч, Щ, щ.

- закреплять понятия «звук», «слог», «слово», «словосочетание», «предложение»;

- закреплять артикуляционные уклады звуков [Ч] - [Щ];

2) Развивающие:

- совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представление);

- уточнять и обогащать активный словарный запас путём формирования семантических полей;

- совершенствовать грамматический строй речи (синтагматические связи);

- развивать навыки работы с деформированными предложениями;

- развивать высшие психические процессы.

3) Воспитательные:

- формировать положительную учебную мотивацию;

- воспитывать культуру коммуникации.

4) Коррекционные:

- уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [Ч - Щ];

- установить различия по звонкости-глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции;

- формировать навыки различения звуков [Ч - Щ] в разных слоговых структурах.

Оборудование: зеркала, ноутбук компьютерная презентация в программе Power Point, картинки, буквы, счетные палочки.

Речевой материал: ЧА-ЩА; ЩО-ЧО; ЧУ-ЩУ; ЧИ-ЩИ; ЧА-ЩА-ЧА; ЧУ-ЩУ-ЧУ; ЩО-ЧО-ЩО; ЧУ-ЩУ-ЧУ;Чайка, мяч, щука, чайник, клещи, качели, щенок, черепаха, овощи, ящик, чеснок, щетка, силач, плащ. Щит, ночь, овощи, дочка, щебетать, водичка, щегол, плащ, Галочка, прищемить, рукавичка, лещ, речка, угощение, лучик, ущелье, дочка, защита. Врач, плач, ткач, качка, тачка, прачка, удачно, собачка, дочь, ночь, прочь, ущелье, угощение, помещение, пещера, щебень, щебет, щегол. Мальчики взяли удочки и пошли на речку. С ними был щенок Черныш. Дорога шла через рощу. В чаще они увидели ящерицу. Ящерица быстро исчезла в щели между веточек. Черныш помчался за ней и пытался вытащить ее. Но у него ничего не получилось.

Ход занятия

№ п/п Этапы занятия Деятельность логопеда Деятельность обучаещегося

I. Организационный момент. (1 мин)

1 - Здравствуй!

- Посмотри друг на друга и улыбнемся. Приготовься к занятию и настройся на работу.

Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей. Сварит щей он и борщей, станет толще и мощней

- Какой звук встретился нам чаще всех?

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.

- Какой звук встретился нам чаще всех?

- Итак, с какими звуками и буквами будем сегодня работать?

- Да. Мы будем учиться различать звуки [Ч] и [Щ] и буквы Ч, Щ. - Здравствуйте!

Улыбается и готовится к уроку.

-Звук Щ

- Звук Ч

- Со звуками и буквами Ч и Щ

II. Основная часть. (40 минут)

2 Уточнение артикуляции и характеристика звуков [Ч - Щ]

– Сейчас мы с тобой отправимся в пушествие на воображаемом поезде!

- Представил поезд?

- Возьми зеркало, пошел поезд. Колёса стучат коротко, быстро: ч – ч – ч – ч. Повтори.

-Какой звук слышим? Расскажем об этом звуке всё.

- В каком положении находятся губы?

- В каком положении находятся зубы?

- В каком положении находится язык?

- Вибрируют ли голосовые связки?

- Какая воздушная струя?

- Дай характеристику звуку [Ч].

-Молодец. Вот приехали мы в лес. Солнышко пригрело, и проснулись от зимней спячки змейки и протяжно, мягко шипят: щ – щ – щ Повторяйте

- В каком положении находятся губы?

- В каком положении находятся зубы?

- В каком положении находится язык?

- Вибрируют ли голосовые связки?

- Какая воздушная струя?

-Дай характеристику звуку [Щ].

- Что общего у этих звуков?

- Чем они отличаются?

- Какой ты молодец!

-Да

Берет зеркало и повторяет.

-Звук [Ч]

-Губы округлены, вытянуты вперед.

-Зубы сближены.

-Язык поднят вверх.

-Голосовые складки не вибрируют, голоса нет.

-Струя воздуха прерывистая, теплая.

-Звук «Ч» согласный, глухой, всегда мягкий.

-Губы округлены

-Разомкнуты

-Язык в форме «Чашечки» поднят вверх к бугоркам (альвеолам, образуя в этом месте щель

-Не работают

-Струя теплая

-Звук «Щ»

согласный, глухой, всегда мягкий.

-Оба звука согласные, глухие, всегда мягкие.

-Положением языка -Воздушной струей

3 Связь звука с буквой

- Чем отличается буква от звука?

- Какой буквой обозначается звук «Ч» на письме?

- Какой буквой обозначается звук «Щ» на письме?

-Какие бывают буквы?

-На что похожа буква Ч?

-На что похожа буква Щ?

Хорошо, сейчас выложим счетными палочками буквы и каждым пальчиком ведущей руки обведем. - Букву мы пишем, видим и читаем, а звук слышим и говорим.

- Ч, ч,

Щ, щ.

- Печатные, письменные.

На цифру 4

- На расческу, щетку.

Выполняет.

4 Целеполагание

- Какие задачи мы поставим?

- Чему мы должны научиться?

- Правильно! - Чётко и правильно произносить звуки [Ч] – [Щ].

- Слышать и различать звуки [Ч] – [Щ].

- Читать и писать слоги, слова с буквами Ч, Щ.

- Составлять предложения с этими словами.

5 Развитие артикуляционной моторики

- Чтобы правильно и красиво произносить слова с этими звуками, мы подготовим артикуляционный аппарат. Научим язычок делать гимнастику, чтобы он стал ловким и умелым, помогал говорить верно и красиво.

Упражнение «Бублик».

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

Упражнение “Блинчик”. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5, потом от 1 до 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы. Боковые края языка должны касаться углов рта.

Упражнение “Чашечка”. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка поднят, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. Удерживать язык в таком положении и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5, потом от 1 до 10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

Упражнение “Вкусное варенье”. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась.

Упражнение «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть

языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Выполняет все упражнения.

6 Формирование целенаправленного ротового выдоха

-Выполни упражнение «Раздуй тучку». Посмотри как пасмурно, давай разгоним тучи. Главное дуть сильно.

Ветер ветер ты могуч

Ты гоняешь стаи тучь!

Вот какой молодец, постарался и стало солнечно!

Ребенок выполняет.

77 Дифференциация изолированных звуков [Ч- Щ]

-Как стрекочет кузнечик?

-Как спускается шарик?

Ребенок демонстрирует изолированное произношение звуков [Ч - Щ].

8 Дифференциация [Ч] - [Щ] в слогах

-Мы с тобой прочитаем слоговые ряды со звуками, которые учимся различать.

ЧА-ЩА

ЩО-ЧО

ЧУ-ЩУ

ЧИ-ЩИ

ЧА-ЩА-ЧА

ЧУ-ЩУ-ЧУ

ЩО-ЧО-ЩО

ЧУ-ЩУ-ЧУ

- Придумай самостоятельно слоги со звуками [Ч - Щ].

Игра «Хлопни – топни»

- Теперь поиграем, на слог ЧА – хлопаем в ладоши, на слог ЩА – топаем ногой.

ЧА-ЩА, ЩА-ЩА,

ЩА-ЩА-ЩА, ЧА-ЩА-ЧА,

ЩА-ЧА-ЧА-ЧА, ….

Ребенок читает слоги, и придумывает новые.

Ребенок хлопает в ладоши и топает ногой.

9 Развитие звукового анализа на уровне слова

Ребенок получает карточки с буквами занятия : Ч, Щ.

-Я буду называть слова, а ты поднимешь карточку со звуком, который есть в этом слове и определишь его место (в начале, середине или конце слова).

-Чайка, мяч, щука, чайник, клещи, качели, щенок, черепаха, овощи, ящик, чеснок, щетка, силач, плащ.

Выделяет звуки и определяет их место в слове.

10 Развитие ручной и мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика «Семья» - Чтобы чётко говорить, надо с пальцами … (дружить)

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья! Выполняет сначала правой, затем левой рукой, затем двумя руками вместе. Пальчики руки поочередно дотрагиваются подушечками до большого пальца.

11 Дифференциация букв Ч-Щ в словах

Прочитай слова с буквой Ч, затем с буквой Щ :

Щит, ночь, овощи, дочка, щебетать, водичка, щегол, плащ, Галочка, прищемить, рукавичка, лещ, речка, угощение, лучик, ущелье, дочка, защита.

- У тебя отлично получается!

Ребенок выполняет задание.

12 Динамическая пауза

Нам нужно немного передохнуть вставай

Чок-чок-чок,

Ручки на бочок,

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Ножками топочут,

Всело хохочут.

Ребенок сопровождает стихи имитацией всех движений.

13 Дифференциация букв Ч, Щ занятия на уровне словосочетания - Хорошо, садись на свое место, выбери себе 3 слова из написанных на доске, составь с ними словосочетания и запиши их через запятую в тетрадь.

Врач, плач, ткач, качка, тачка, прачка, удачно, собачка, дочь, ночь, прочь, ущелье, угощение, помещение, пещера, щебень, щебет, щегол.

- Давай прочитаем, какие словосочетания ты составил.

Записывает в тетрадь словосочетания, например: сильный плач, темная ночь ит. д.

Читает словосочетания.

14 Гимнастика для глаз

- Чтобы лучше занимались, глазки у тебя не уставали, сделаем зарядку для глаз.

- Поморгайте глазками!

- Головой не крутите, посмотрите глазками влево - в окно,

- Посмотрите вправо – на дверь,

- Посмотрите вверх,

- Посмотрите вниз.

- Повторим еще раз!

- Молодцы!

Выполняет гимнастику для глаз.

15 Дифференциация букв занятия на уровне предложения

- Прочитай предложения - Запиши в тетрадь сначала слова с буквой «Ч», затем с буквой «Щ»

Мальчики взяли удочки и пошли на речку. С ними был щенок Черныш. Дорога шла через рощу. В чаще они увидели ящерицу. Ящерица быстро исчезла в щели между веточек. Черныш помчался за ней и пытался вытащить ее. Но у него ничего не получилось.

Выполняет задание в тетради.

III. Заключительная часть. (4 мин)

16 Оценка деятельности обучающегося - Ты сегодня молодец!

- Какие звуки различали сегодня на занятии?

-Чем они похожи и чем отличаются?

- Какое задание больше всего понравилось?

- Оцени свою работу на занятии, покажи смайлик, который, по твоему мнению, ты заслужил и почему?

- До свидания.

Отвечает на вопросы, оценивает свою работу.

- До свидания.

Публикации по теме:

«Буквы Б, б. Звуки [б ] [б’]» Орг момент. Встаньте ровно! Подарите свои улыбки друг другу и мне. Садитесь. Руки? На месте. Ноги? На месте. Спина? Прямая! Мотивация..

Конспект фронтального логопедического занятия. Звуки [ч], [ш, ]. Буквы Ч, Щ Тип занятия:занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: дифференцировать звуки [ч], [ш,].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:.

Конспект индивидуального занятия «Постановка звука [Ш]» Цель:Коррекционно-образовательные: –уточнение артикуляции звука [ш]; - Автоматизация звука [ш] изолированно, в прямых слогах и словах.

Конспект индивидуального занятия по преодолению общего недоразвития речи у ребёнка подготовительной группы Конспект индивидуального занятия по преодолению общего недоразвития речи у ребёнка подготовительной группы Фонетическая тема: Звук [Р].

Конспект открытого занятия «Гласные звуки и буквы» Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель:1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. 2. Обобщение знаний.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Лэпбук по обучению грамоте «Буквы и звуки русского языка»Лэпбук по обучению грамоте «Буквы и звуки русского языка» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию уже ставшую популярной тематическую (интерактивную) папку - лэпбук! Увидев варианты лэпбука.

Пособие «Волшебные сундучки» — личная территория ребёнка и элемент индивидуального подходаПособие «Волшебные сундучки» — личная территория ребёнка и элемент индивидуального подхода Приходя в детский сад, ребёнок учится делиться с другими игрушками, договариваться о выборе места игры и самой игры, овладевает навыками.

Конспект занятия «Звуки [С], [С’]. Буквы С, с» в 1 классе Класс, учебник: 1 класс, учебник В. Г. Горецкого «Азбука» Тема: Звуки [с], [с']. Буквы С,с. Оборудование: лента букв, касса букв, наборное.

Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [Л, Л’]. Буквы «Л, л» Урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [л, л’]. Буквы Л, л» Тип урока: открытие нового знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального занятия для ребёнка 5–6 лет «Звуки [Ч] — [Щ]. Буквы Ч, ч, Щ, щ»
Опубликовано: 27 августа 2020 в 18:34
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект индивидуального занятия для ребёнка 5–6 лет «Звуки [Ч] — [Щ]. Буквы Ч, ч, Щ, щ»» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Битюкова (УИ 496290) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД