Кристина Битюкова
Конспект индивидуального занятия для ребёнка 5–6 лет «Звуки [Ч] — [Щ]. Буквы Ч, ч, Щ, щ»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального занятия для ребёнка 5–6 лет по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе
Тема. Звуки [Ч] – [Щ]. Буквы Ч, ч, Щ, щ.
Цель: обучение дифференциации звуков [Ч] – [Щ] и букв Ч, ч, Щ, щ в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.
Задачи:
1) Обучающие:
Публикация «Конспект индивидуального занятия для ребёнка 5–6 лет „Звуки [Ч] — [Щ], Буквы Ч, ч, Щ, щ“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- закреплять знания обучающихся о звуках [Ч] - [Щ] и буквах Ч, ч, Щ, щ.
- закреплять понятия «звук», «слог», «слово», «словосочетание», «предложение»;
- закреплять артикуляционные уклады звуков [Ч] - [Щ];
2) Развивающие:
- совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представление);
- уточнять и обогащать активный словарный запас путём формирования семантических полей;
- совершенствовать грамматический строй речи (синтагматические связи);
- развивать навыки работы с деформированными предложениями;
- развивать высшие психические процессы.
3) Воспитательные:
- формировать положительную учебную мотивацию;
- воспитывать культуру коммуникации.
4) Коррекционные:
- уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [Ч - Щ];
- установить различия по звонкости-глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции;
- формировать навыки различения звуков [Ч - Щ] в разных слоговых структурах.
Оборудование: зеркала, ноутбук компьютерная презентация в программе Power Point, картинки, буквы, счетные палочки.
Речевой материал: ЧА-ЩА; ЩО-ЧО; ЧУ-ЩУ; ЧИ-ЩИ; ЧА-ЩА-ЧА; ЧУ-ЩУ-ЧУ; ЩО-ЧО-ЩО; ЧУ-ЩУ-ЧУ;Чайка, мяч, щука, чайник, клещи, качели, щенок, черепаха, овощи, ящик, чеснок, щетка, силач, плащ. Щит, ночь, овощи, дочка, щебетать, водичка, щегол, плащ, Галочка, прищемить, рукавичка, лещ, речка, угощение, лучик, ущелье, дочка, защита. Врач, плач, ткач, качка, тачка, прачка, удачно, собачка, дочь, ночь, прочь, ущелье, угощение, помещение, пещера, щебень, щебет, щегол. Мальчики взяли удочки и пошли на речку. С ними был щенок Черныш. Дорога шла через рощу. В чаще они увидели ящерицу. Ящерица быстро исчезла в щели между веточек. Черныш помчался за ней и пытался вытащить ее. Но у него ничего не получилось.
Ход занятия
№ п/п Этапы занятия Деятельность логопеда Деятельность обучаещегося
I. Организационный момент. (1 мин)
1 - Здравствуй!
- Посмотри друг на друга и улыбнемся. Приготовься к занятию и настройся на работу.
Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей. Сварит щей он и борщей, станет толще и мощней
- Какой звук встретился нам чаще всех?
Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
- Какой звук встретился нам чаще всех?
- Итак, с какими звуками и буквами будем сегодня работать?
- Да. Мы будем учиться различать звуки [Ч] и [Щ] и буквы Ч, Щ. - Здравствуйте!
Улыбается и готовится к уроку.
-Звук Щ
- Звук Ч
- Со звуками и буквами Ч и Щ
II. Основная часть. (40 минут)
2 Уточнение артикуляции и характеристика звуков [Ч - Щ]
– Сейчас мы с тобой отправимся в пушествие на воображаемом поезде!
- Представил поезд?
- Возьми зеркало, пошел поезд. Колёса стучат коротко, быстро: ч – ч – ч – ч. Повтори.
-Какой звук слышим? Расскажем об этом звуке всё.
- В каком положении находятся губы?
- В каком положении находятся зубы?
- В каком положении находится язык?
- Вибрируют ли голосовые связки?
- Какая воздушная струя?
- Дай характеристику звуку [Ч].
-Молодец. Вот приехали мы в лес. Солнышко пригрело, и проснулись от зимней спячки змейки и протяжно, мягко шипят: щ – щ – щ Повторяйте
- В каком положении находятся губы?
- В каком положении находятся зубы?
- В каком положении находится язык?
- Вибрируют ли голосовые связки?
- Какая воздушная струя?
-Дай характеристику звуку [Щ].
- Что общего у этих звуков?
- Чем они отличаются?
- Какой ты молодец!
-Да
Берет зеркало и повторяет.
-Звук [Ч]
-Губы округлены, вытянуты вперед.
-Зубы сближены.
-Язык поднят вверх.
-Голосовые складки не вибрируют, голоса нет.
-Струя воздуха прерывистая, теплая.
-Звук «Ч» согласный, глухой, всегда мягкий.
-Губы округлены
-Разомкнуты
-Язык в форме «Чашечки» поднят вверх к бугоркам (альвеолам, образуя в этом месте щель
-Не работают
-Струя теплая
-Звук «Щ»
согласный, глухой, всегда мягкий.
-Оба звука согласные, глухие, всегда мягкие.
-Положением языка -Воздушной струей
3 Связь звука с буквой
- Чем отличается буква от звука?
- Какой буквой обозначается звук «Ч» на письме?
- Какой буквой обозначается звук «Щ» на письме?
-Какие бывают буквы?
-На что похожа буква Ч?
-На что похожа буква Щ?
Хорошо, сейчас выложим счетными палочками буквы и каждым пальчиком ведущей руки обведем. - Букву мы пишем, видим и читаем, а звук слышим и говорим.
- Ч, ч,
Щ, щ.
- Печатные, письменные.
На цифру 4
- На расческу, щетку.
Выполняет.
4 Целеполагание
- Какие задачи мы поставим?
- Чему мы должны научиться?
- Правильно! - Чётко и правильно произносить звуки [Ч] – [Щ].
- Слышать и различать звуки [Ч] – [Щ].
- Читать и писать слоги, слова с буквами Ч, Щ.
- Составлять предложения с этими словами.
5 Развитие артикуляционной моторики
- Чтобы правильно и красиво произносить слова с этими звуками, мы подготовим артикуляционный аппарат. Научим язычок делать гимнастику, чтобы он стал ловким и умелым, помогал говорить верно и красиво.
Упражнение «Бублик».
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
Упражнение “Блинчик”. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5, потом от 1 до 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы. Боковые края языка должны касаться углов рта.
Упражнение “Чашечка”. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка поднят, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. Удерживать язык в таком положении и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5, потом от 1 до 10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.
Упражнение “Вкусное варенье”. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась.
Упражнение «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть
языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Выполняет все упражнения.
6 Формирование целенаправленного ротового выдоха
-Выполни упражнение «Раздуй тучку». Посмотри как пасмурно, давай разгоним тучи. Главное дуть сильно.
Ветер ветер ты могуч
Ты гоняешь стаи тучь!
Вот какой молодец, постарался и стало солнечно!
Ребенок выполняет.
77 Дифференциация изолированных звуков [Ч- Щ]
-Как стрекочет кузнечик?
-Как спускается шарик?
Ребенок демонстрирует изолированное произношение звуков [Ч - Щ].
8 Дифференциация [Ч] - [Щ] в слогах
-Мы с тобой прочитаем слоговые ряды со звуками, которые учимся различать.
ЧА-ЩА
ЩО-ЧО
ЧУ-ЩУ
ЧИ-ЩИ
ЧА-ЩА-ЧА
ЧУ-ЩУ-ЧУ
ЩО-ЧО-ЩО
ЧУ-ЩУ-ЧУ
- Придумай самостоятельно слоги со звуками [Ч - Щ].
Игра «Хлопни – топни»
- Теперь поиграем, на слог ЧА – хлопаем в ладоши, на слог ЩА – топаем ногой.
ЧА-ЩА, ЩА-ЩА,
ЩА-ЩА-ЩА, ЧА-ЩА-ЧА,
ЩА-ЧА-ЧА-ЧА, ….
Ребенок читает слоги, и придумывает новые.
Ребенок хлопает в ладоши и топает ногой.
9 Развитие звукового анализа на уровне слова
Ребенок получает карточки с буквами занятия : Ч, Щ.
-Я буду называть слова, а ты поднимешь карточку со звуком, который есть в этом слове и определишь его место (в начале, середине или конце слова).
-Чайка, мяч, щука, чайник, клещи, качели, щенок, черепаха, овощи, ящик, чеснок, щетка, силач, плащ.
Выделяет звуки и определяет их место в слове.
10 Развитие ручной и мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика «Семья» - Чтобы чётко говорить, надо с пальцами … (дружить)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья! Выполняет сначала правой, затем левой рукой, затем двумя руками вместе. Пальчики руки поочередно дотрагиваются подушечками до большого пальца.
11 Дифференциация букв Ч-Щ в словах
Прочитай слова с буквой Ч, затем с буквой Щ :
Щит, ночь, овощи, дочка, щебетать, водичка, щегол, плащ, Галочка, прищемить, рукавичка, лещ, речка, угощение, лучик, ущелье, дочка, защита.
- У тебя отлично получается!
Ребенок выполняет задание.
12 Динамическая пауза
Нам нужно немного передохнуть вставай
Чок-чок-чок,
Ручки на бочок,
Девочки и мальчики
Прыгают как мячики.
Ножками топочут,
Всело хохочут.
Ребенок сопровождает стихи имитацией всех движений.
13 Дифференциация букв Ч, Щ занятия на уровне словосочетания - Хорошо, садись на свое место, выбери себе 3 слова из написанных на доске, составь с ними словосочетания и запиши их через запятую в тетрадь.
Врач, плач, ткач, качка, тачка, прачка, удачно, собачка, дочь, ночь, прочь, ущелье, угощение, помещение, пещера, щебень, щебет, щегол.
- Давай прочитаем, какие словосочетания ты составил.
Записывает в тетрадь словосочетания, например: сильный плач, темная ночь ит. д.
Читает словосочетания.
14 Гимнастика для глаз
- Чтобы лучше занимались, глазки у тебя не уставали, сделаем зарядку для глаз.
- Поморгайте глазками!
- Головой не крутите, посмотрите глазками влево - в окно,
- Посмотрите вправо – на дверь,
- Посмотрите вверх,
- Посмотрите вниз.
- Повторим еще раз!
- Молодцы!
Выполняет гимнастику для глаз.
15 Дифференциация букв занятия на уровне предложения
- Прочитай предложения - Запиши в тетрадь сначала слова с буквой «Ч», затем с буквой «Щ»
Мальчики взяли удочки и пошли на речку. С ними был щенок Черныш. Дорога шла через рощу. В чаще они увидели ящерицу. Ящерица быстро исчезла в щели между веточек. Черныш помчался за ней и пытался вытащить ее. Но у него ничего не получилось.
Выполняет задание в тетради.
III. Заключительная часть. (4 мин)
16 Оценка деятельности обучающегося - Ты сегодня молодец!
- Какие звуки различали сегодня на занятии?
-Чем они похожи и чем отличаются?
- Какое задание больше всего понравилось?
- Оцени свою работу на занятии, покажи смайлик, который, по твоему мнению, ты заслужил и почему?
- До свидания.
Отвечает на вопросы, оценивает свою работу.
- До свидания.