Погребнова Елена Владимировна
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях» в старшей группе для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях»
Цель: Закрепление правильного произношение звука [ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
1. Учить определять наличие слов со звуком [ш] в стихотворном тексте.
2. Продолжать учить определять место звука [ш] в словах.
3. Упражнять в подборе прилагательных к существительным, в употреблении слов-антонимов и уменьшительно-ласкательных форм.
4. Продолжать учить составлять предложения по опорным словам.
5. Развивать память, мелкую моторику.
Публикация «Конспект индивидуального занятия „Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях“ в старшей группе для детей с ТНР» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики; фишки: квадраты, кружки; доски-полоски картона с предметными изображениями на одной стороне; игрушка гном; предметные картинки; пазлы «Лесная полянка».
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед: Сегодня мы отправимся в путешествие. Однако перед дальней дорогой надо размяться.
Проводится артикуляционная гимнастика по картинкам-символам: «Лопаточка», «Чашечка», «Фокус» - на воздушную струю, «Парус».
II. Основная часть.
Логопед: Отправляемся в путь. А в дорогу мы с собой возьмём звук… .
Ребёнок узнаёт звук [ш] по беззвучной артикуляции и произносит его.
Логопед: Идём по дорожке. Шаг будем делать в том случае, если услышим звук [ш]. Каждый шаг будем обозначать фишкой. (Медленно читает стихотворение.)
Ребёнок каждое слово со звуком [ш] обозначает фишкой-квадратом, выкладывая дорожку.
Для Мишутки малыша
Маша вяжет теплый шарф.
Шар на шею он повяжет
И тихонько Маше скажет:
«Спасибо!»
Логопед: Куда же привела нас дорожка? Впереди кочки. Нужно перепрыгивать с кочки на кочку, вот так: аШта, аШва, аШка, анШа, амШа, акШа. Повторяй за мной.
Ребёнок пальчиками имитирует прыжки по кочкам-кружочкам, разложенным на столе, повторяя стечение слогов, выделяя звук [ш].
Логопед: Подошли мы к реке, а моста нет, только «доски» какие-то лежат. (Раскладывает на столе кучкой шесть картинок.) Давай разберём эти «доски», может, они нам пригодятся. А разложим их так: слева положим те картинки, в названии которых звук [ш] в начале слова слышим, в центре – если звук слышим в середине слова, а справа те картинки, в названии которых звук слышим в конце слова.
Ребёнок смотрит на картинку, называет её, определяет место звука в слове и кладёт картинку на правильное место.
Логопед: А теперь построим мост. Выкладывая мост из этих «досок», к каждой картинке подбирай слово: машина (какая); петушок (какой…
Ребёнок строит мост, подбирая к каждой картинке подходящие слова. Логопед фиксирует себе эти слова и затем переворачивает каждую картинку изображением вниз.
Логопед: Перешли по мостику. Куда же нам дальше идти? Дорогу найдём, если подберём слова «наоборот».
Маленький - … (большой).
Гладкий - … (шершавый).
Узкий - … (широкий).
Плохой - … (хороший).
Логопед: А тут нас гномик Паша встречает. Он маленький и все предметы у него маленькие.
У Паши не большая рубашка, а … маленькая.
У Паши не большая шапка, а … маленькая.
У Паши не большие шорты, а … маленькие.
У Паши не большой шар, а … маленький.
У Паши не большие уши, а … маленькие.
У Паши не большая машина, а … маленькая.
Ребёнок повторяет начало фразы и договаривает ее словом в уменьшительно-ласкательной форме.
Логопед: Гномик привёл нас на лесную полянку (показывает сюжетную картинку с пазлами), но все птицы разлетелись. Нужно их позвать, а для этого составь про нашего Пашу предложения.
Ребёнок составляет предложение по опорным словам. За каждое составленное предложение логопед дает ребёнку птицу, место которой нужно найти на картинке-полянке.
Паша, машина, мешки.
Паша, шарик, мишка.
Паша, подушка, карандаш.
Логопед: Вот и вернулись птицы на свои места! Нам пора возвращаться. А вот и наш мостик. Надо вновь пройти по нему и вспомнить все картинки. Ты ведь их хорошо запомнил?
Логопед поочерёдно перечисляет слова, которые подбирал ребёнок. Тот, вспоминая картинку, отвечает: «Я хорошо запомнил…». Картинка переворачивается для проверки правильности ответа ребёнка.
III. Заключительная часть.
Логопед: Вот и закончилось наше путешествие. Скажи, пожалуйста, а какой звук сопровождал нас в этом путешествии?
Ребёнок: Звук [ш].
Логопед: Старайся всегда правильно произносить этот звук в слогах, словах, предложениях. Гномик Паша дарит тебе машинку за хорошую работу.