Андреева Ирина Владимировна
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход индивидуального логопедического занятия.
I. Орг. момент.
Игры с сухим бассейном: пальчиковая гимнастика, «Собери картинку».
Л: К нам пришли гости, поздоровайся с ними и подари свою улыбку. Чтобы поднять себе настроение, давай выполним несколько упражнений.
Д/упр. «Выполни инструкцию».
Инструкция: указательным пальцем левой руки покажи левый глаз; правой рукой дотронься до мочки правого уха; ладонью правой руки коснись левого колена и т. д.
- Посмотри, какое у меня есть ведёрко, красивое яркое. Тебе интересно, что там внутри? Давай посмотрим.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
(Перед ребёнком ведёрко, наполненное фасолью (сухой бассейн) в нём спрятана разрезная на 5 частей картинка с изображением Лунтика)
- В этом ведёрке среди фасолинок спрятана картинка, которая распалась на части, собери её и узнаешь, кто сегодня вместе с нами будет заниматься.
Ребёнок сидит за столом перед ним сухой бассейн. Ребёнок собирает картинку.
- Ты знаешь кто это?
Р: Лунтик.
II. Основная часть.
Сообщение темы занятия.
Л: Правильно. К нам на занятие сегодня пришёл гость, и зовут его Лунтик. Он предлагает нам вместе с ним отправиться в путешествие, на сказочную полянку, где живут его друзья.
- Назови первый звук в имени Лунтик.
Р: Звук [л].
Л: Правильно, сегодня вместе с Лунтиком мы будем закреплять звук [л].
Артикуляционная гимнастика.
Л: Ты хочешь побывать на сказочной полянке?
Но для того, чтобы отправиться в путь, нам нужно сделать гимнастику для язычка, давай научим и Лунтика!
Слайд №1
1. Упр. «Улыбка».
2. Упр. «Блинчик».
3. Упр. «Варенье».
4. Упр. «Качели».
Л: Молодец!
Уточнение артикуляции и характеристика звука [л].
Слайд №2
Л: Камилла, расскажи, как нужно правильно произносить звук [Л]?
Р: Когда мы произносим звук [Л] – губы улыбаются, зубы разомкнуты, язык упирается в верхние зубы.
Слайд №3
Л: Правильно. А теперь вспомни звук [Л] гласный или согласный.
Р: Звук [Л] согласный.
Л: Правильно. Скажи, этот звук мягкий или твердый?
Р: Этот звук твердый.
Л: Верно. Звук [Л] звонкий или глухой?
Р: Звук [Л] звонкий.
Л: Молодец. Ты, верно, рассказала о звуке [Л]. Чтобы отправиться в путь, давай разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика: (с мячиком – массажором)
Чтобы чётко говорить
И звук «Л» произносить,
Надо с пальцами дружить.
1, 2, 3, 4, 5 – будем с мячиком играть:
Покатаю, покручу
И в руках его сожму.
Закрепление изолированного произношения звука [л].
Л: Ну, теперь можно отправляться в путь!
Слайд №4
Игра «Лодочка».
- Перед нами широкая река, как нам перебраться через неё?
Р: На лодке.
Л: Правильно, нам нужна лодка. Садимся в лодку плывём «л – л – л – л».
Ребёнок долго произносит звук [л].
Слайд №5
Л: Вот мы и добрались до полянки! Здесь живёт Лунтик и его друзья. Ты знаешь кто это? А Мила очень любит делать из песка башни. Давай поможем сделать Миле башню и назовём слоги: кла – кло – клу – клы. Какая башня получилась? А теперь разбираем: акл – окл – укл – ыкл.
Развитие фонематического восприятия.
Слайд №6
Л: И вот Лунтик и Мила отправились в гости к Пчелёнку. Но они так торопились, что уронили корзинку с гостинцами. Давай поможем им собрать всё обратно.
Игра «Помоги Миле».
- Выбирай и называй только те продукты, в названии которых ты слышишь звук [л].
Р: Масло, молоко, яблоко, колбаса, клубника, булочка, шоколад.
Л: Давай скажем, что из этих продуктов можно сделать.
- Отдел, где продают молоко, называется? (молочный отдел);
- Сок из яблока?
- Завод, где делают колбасу?
- Варенье из клубники?
- Конфеты из шоколада?
Л: И отправились они дальше по тропинке. А тропинка не простая – зашифрованная. По ней можно пройти, если назовёшь картинки столько раз, какая цифра написана.
Слайд №7
Физминутка.
Л: Молодец! Вот мы и дошли до полянки. Давай отдохнём.
Любим с Лунтиком играть –
как кузнечики скакать, - скачет на двух ногах
И как пчёлки полетать - машет руками
На цветочки тихо сели - садится на корточки
Мы вздохнули и уснули. - руки под щёку
Слайд №8
Л: У Лунтика есть волшебная палочка. Вот она. Она умеет превращать большие предметы в маленькие. Поиграй и ты с волшебной палочкой. Преврати большие предметы на экране в маленькие.
Р: Ребенок «Волшебной палочкой» дотрагивается до картинки на экране и называет большой и маленький предметы (палатка-палаточка, облако-облачко, лопата-лопаточка, скакалка-скакалочка, вилка-вилочка, елка-елочка, копилка-копилочка, халат-халатик, полка-полочка).
Л: Молодец! Ты правильно назвала все предметы и четко произносила звук [Л].
Слайд №9
Согласование существительного среднего рода с числительными.
Л: Наконец Лунтик и Мила пришли в гости к Пчелёнку. Лунтик принёс Пчелёнку ландыши. Посчитай, сколько ландышей принёс Лунтик?
Р: Один ландыш, два ландыша, три ландыша, четыре ландыша, пять ландышей.
Л: Хорошо! А у Пчелёнка на подоконнике растут фиалки. Посчитай, сколько фиалок на подоконнике?
Р: Одна фиалка, две фиалки, три фиалки, четыре фиалки, пять фиалок.
Л: Молодец! Ты хорошо пересчитала все цветы. Но Пчелёнок любит не только цветы. У себя в саду он посадил яблоню. Посчитай, сколько спелых яблок выросло на ней?
Р: Одно спелое яблоко, два спелых яблока, три спелых яблока, четыре спелых яблока, пять спелых яблок.
Л: Молодец! Ты очень хорошо произносила звук [Л], когда пересчитывала яблоки!
Развитие звукового анализа.
Л: Лунтик очень хочет узнать, где прячется его звук «Л» в словах. А в каких словах отгадай.
Слайд №10
Слайд №11
Употребление предлогов (в, на, за, под, над, около).
Смотри полянка. Пока Пчелёнок собирал яблоки, Лунтик и Мила играли на ней, потеряли все игрушки, да и сами спрятались, давай вместе с Пчелёнком найдём друзей и их игрушки.
Гимнастика для глаз.
Чтобы всех нам отыскать
Нужно вправо, влево посмотреть.
Глазки вверх поднять и опустить.
Кругом всё посмотреть,
Зажмуриться и смотреть.
Игра «Прятки». (надо найти игрушки и назвать, где они находятся)
Р: Лопата лежит под столом, кукла стоит на столе, колокольчик лежит в лукошке, Лунтик спрятался за тюльпанами, Мила летает над цветком, лошадка стоит около фиалки.
Л: Послушай, тебе хлопают Лунтик и его друзья за то, что ты правильно их нашла. И ты похлопай сама себе.
- Давай скажем, кто же нам весело хлопал в ладоши.
(я, ты, он, она, мы, вы, они).
Автоматизация звука [л].
Л: Лунтик очень хочет научиться составлять предложения. Давай научим его составлять предложения с парами слов.
Слайд №12
Игра «Придумай предложения».
Пары слов: Мила – лодка, Лунтик – луна, пчела – фиалка.
Ребёнок составляет предложения.
Примерные ответы: Мила плывёт на лодке. Лунтик прилетел с луны. Пчела села на фиалку.
III. Заключительная часть.
Л: Мы сегодня много играли с Лунтиком. Вспомни, чем мы занимались вместе?
Р: Вместе с Лунтиком мы учились произносить звук [Л], играли с «волшебной палочкой».
Л: На песке напиши, в какой букве живёт звук [л].
- Если тебе понравилось играть с Лунтиком, то нарисуй весёлое солнышко, если нет, то грустное.
- Лунтик говорит тебе спасибо и дарит тебе на память свой портрет. (Картинка – раскраска с изображением Лунтика)
- До следующего занятия. До свидания.