Гобеева Кристина
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Автоматизация, четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
• Уточнить артикуляцию звука [Р];
• Дать развернутую характеристику звука Р;
• Развивать фонематическую базу;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по теме „Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
• Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука;
• Закрепить зрительный образ буквы [Р];
• Расширять словарный запас;
• Корректировать лексико-грамматический строй речи.
Коррекционно-развивающие:
• Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка;
• Развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
• формирование положительной установки на участие в занятии;
• формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: мягкая игрушка “пес – Барбос”; картинки «Артикуляционная гимнастика» Е. Косиновой; кубики Зайцева; лото со звуком Р; предметные картинки со звуком Р; схемы слов.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Посмотри, кто сегодня к нам пришел в гости. Это пес Барбос. Он грустит, так как не умеет рычать и красиво говорить. Давай поможем ему выполнить все задания и упражнения. Давай расскажем ему историю про язычок и его друзей.
2. Артикуляционная гимнастика
Язычок проснулся утром. Выглянул в окошко (высовывание языка). Посмотрел наверх и вниз (“качели”, посмотрел по сторонам (“часики”, почистил зубки (верхние/нижние) и отправился на прогулку. Сел на кораблик (“парус”, подул ветерок (“дыхательные упражнения”) и кораблик приплыл к лягушке (“лягушка”). Лягушка улыбнулась и позвала слоника (“слоник”). Язычок отправился дальше гулять. На полянке встретил змею (“змея”). Со змеей поиграл и дальше побежал. Язычок встретил ежика в лесу (“ежик”). Ежик с язычком поиграл и в норку убежал. Встретил язычок лошадку (“лошадка”). Чтобы у лошадки была красивая грива, язычок ее расчесал (“расческа”). А вот и вечер наступил. Язычок посмотрел на часы (“часики”) и решил отправиться домой. Сел на машинку, завел мотор и вернулся домой (“мотор”).
3. Произнесение звука Р
• Изолированное- с использованием дорожки (Пособие Азовой). Параллельно анализируется артикуляция звука : положение губ, зубов, языка.
• В слогах : ра-ра-ра, ро-ро-ро, и т. д. (Чтение слогов. Пособие Азовой)
4. Характкристика звука и закрепление его связи с буквой
Ребёнок вместе с логопедом даёт характеристику звуку Р : согласный, твёрдый, звонкий. Затем логопед : демонстрирует букву (кубики Зайцева, чтение слогов по кубику.
5. Фонетическая ритмика.
Проговаривание слогов со звуком Р с движениями.
6. Развитие фонематического слуха:
Логопед читает слова. Ребёнок хлопает в ладоши, если в слове есть звук Р :
Рак, рыба, лак, лыжи, Родина, руки, ложка, лук.
7. Игра “Отгадай – ка”
Логопед загадывает загадки, после каждой отгадки выкладывает соответствующую предметную картинку.
• Растет в земле на грядке длинная, оранжевая, сладкая. (Морковь).
• Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные,
Рыбные котлеты, салаты, винегреты? (Повар)
• Как под солнышком созреет –
Красный цвет тогда имеет.
Наш знакомый с давних пор,
Этот сладкий … (Помидор)
• Чутко спит большая кошка,
Уши в кисточках-сережках.
Ей не скажешь слово “брысь”,
Потому что это… (Рысь)
• Он высокий словно шкаф,
А зовут его. (жираф).
Логопед просит сказать, какой звук слышится во всех словах (звук Р). Определение позиции звука Р в словах по схеме.
8. Физкультминутка
Ра-ра-ра- марширует детвора (ребенок марширует)
Ру-ру-ру- встанем рано по утру (тянется на носочках вверх)
Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз)
Ры-ры-ры- надуваем мы шары (делать большой круг руками)
Ор-ор-ор- подметаем двор (Имитировать подметание)
Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)
9. Игра “Лото. Чего не стало?”
Логопед проводит игру лото. Затем выкладывает 5 картинок и ребенок четко произносит названия картинок. После логопед просит ребенка закрыть глаза и сказать, какой картинки не стало (игра проводится 3 раза).
10. Звуковой анализ и синтез.
Логопед предлагает ребенку составить схему слова “рак”.
Сколько звуков в слове рак? (три звука). Какой звук первый? (звук Р, какой звук второй? (звук А, какой звук третий? (звук К).
Логопед просит это слово обозначить цветовыми символами звуков.
11. Игра “Исправь предложение”
А теперь предстоит самое сложное задание. И если мы с ним справимся, пес Барбос непременно научится красиво говорить и рычать. Исправь предложения :
Мяч играет в Рому (Рома играет в мяч)
Короля носит корона (Корону носит король)
Пруд плавает в рыбе (Рыба плавает в пруду)
Нора роет крота (Крот роет нору).
12. Подведение итогов занятия.
Логопед предлагает ребенку вспомнить, о каком звуке говорили на занятии и дать ему характеристику. Вспомнить чистоговорку.
Вечером над озером ходит белый пар,
Это рыбки в озере ставят самовар.
Логопед оценивает работу ребенка.
Как рад Барбос. Теперь и он умеет рычать как взрослый пес