Юлия Викторовна Сёмкина
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения на этапе постановки звука [Ш]
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Постановка звука [Ш].
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные :
- формирование акустических особенностей звука [Ш];
- формирование кинестетического образа звука [Ш] (ощущения положения органов артикуляции.
2. Коррекционные-развивающие :
-развитие артикуляционного аппарата;
-развитие фонематического слуха;
-развитие правильного речевого дыхания;
3. Коррекционно-воспитательные :
-преодоление негативизма к своему дефекту;
-воспитывать интерес к занятию;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения на этапе постановки звука [Ш]» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
-формирование мотивационной готовности к логопедическим занятиям.
Оборудование: зеркало, профиль звука [Ш], наглядный материал для дыхательной гимнастики, самодельная снежинка, вата. Игрушка героя мишки Кеши, картинки к артикуляционной гимнастике.
Этапы Содержание Примечание
Организационный момент - Здравствуй,Саша! Как твое настроение? Как твои дела? Садись удобно, спинку не забывай держать прямо. Начинаем наше занятие. Сегодня к нам на занятие пришел гость. Чтобы узнать кто это, ты должен отгадать загадку. Готова?
Кто в лесу глухом живёт, Неуклюжий, косолапый? Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
-Сегодня мы отправимся в лес, где живет ми-ми-мишка.
-Ты знаешь его?
-Как его зовут?
Логопед читает загадку, предлагает три рисунка (волк, змея, медведь-
Картинки из которых ребенок должен выбрать отгадку (мишку).
Ребенок выбирает картинку с изображением медведя.
Логопед озвучивает слово
-Правильно, это Ми-ми -мишка Кеша.
Объявление темы - Кеша подготовил тебе задание:
В нашем доме славно жили
Плюшевые, МИМИ-МИШКИ,
Жили дружно, не тужили,
Симпатичные братишки.
Мы мишуток разодели
В разноцветные штанишки,
Песни вместе с ними пели
Озорные ребятишки.
С нами мишеньки дружили,
Эти МИМИ-МИМИ-МИШКИ,
Но вдвоём всегда шалили –
Медвежонки-шалунишки.
Миша, внимательно послушай слова: Нашем, плюшевые мишки, братишки, штанишки, ребятишки, шалунишки, шалили.
- Какой звук здесь чаще встречается?
-Да, это звук [Ш]. И сегодня мы будем играть с этим звуком. Логопед показывает ребенку игрушку мишки, который будет помогать сегодня.
Формирование акустических особенностей звука [Ш]
- Миша, для того чтобы правильно произносить звуки, нам нужно знать, что такое буква и что такое звук.
- Буквы мы видим и слышим, а звуки – это то, что мы слышим и произносим.
- Звук [Ш] - согласный и всегда твердый, обозначаем его синим кружочком. Он глухой, поэтому обозначен перечеркнутым колокольчиком.
- Ми-ми мишка и звук [Ш] приглашают нас в гости к ним.
Ребенку предоставляется картина с буквой Ш.
Затем картина со звуком [Ш] с символами, отображающие его акустические свойства: Согласный твердый звук - синий круг, глухой - перечёркнутый колокольчик.
Артикуляционная гимнастика - Мишка Кеша подготовил нам первое задание.
1.«Накажем непослушный язычок»
2.«Блинчик»
3.«Маляр»
4.«Вкусное варенье»
.«Парус»
6.«Чашечка»
-Ты умница, Саша!
Логопед показывает Мишку Кешу, который будет помогать.
Все упражнения выполняют под счет до 5-10. Выполняем 5-6 раз.
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки : «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».
Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 1 до 10 секунд.
Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).
Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.
Поднять широкий язык и зацепить за верхние зубы, удерживать в таком положении на счет от 1 до 5
Сделав «Блинчик», широкий язык поднять вверх, придавая ему форму «Чашечки» (не пролить водичку). Следить, чтобы боковые края и кончик языка не опускались. Удержать под счет от 1 до 10.
Затем завести «Чашечку» в рот за верхние зубы и удержать под счет от 1до 5.
Дыхательная гимнастика - Саша, какое сейчас время года? Ребенок: Зима.
- Посмотри в окно, кругом белым-бело, дует сильный ветер и идет снег, давай мы с тобой тоже устроим снегопад. Представь, что у тебя в руках настоящие снежинки,поднеси ладошки к ротику и сильно подуй,чтоб получился снегопад. Ребенок продолжает дуть, снежинки разлетаются в разные стороны).
-Молодец! Снежинки улетели, ты герой, Александр!
Даю ребенку в ладошки ватные шарики.
Добавляю ребенку в ладошки снежинки, вырезанные из бумаги.
Логопед показывает, как правильно вдыхать и выдыхать воздух.
Ребенок повторяет упражнение.
Постановка звука по подражанию Мы смеялись, мы играли,
Ну а ручки замерзали — Надо ручки пожалеть, Надо ручки нам погреть.
-От холодных снежинок ручки наши замерзли. Давай подуем на них и согреем наши ручки!
-Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука [ш]. Покажи, где кончик, спинка, корень языка, нижние, верхние резцы, преграда.
-Хорошо! Послушай еще раз звук : ш-ш-ш. На что похожи губы при произнесении звука? - А теперь, обрати внимание на положение языка при произнесении звука «ш» .Произнеси звук [ш].
Чтобы хорошо звучал звук надо :
-губы слегка округлить.
- кончик языка поднять вверх, но не касаться неба.
-боковые края языка прижать к верхним коренным зубам.
Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони.
Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1—2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш].
-Ты герой, у тебя получился звук [Ш].
(Ребенок подносит ладошки ко рту и сильно дует, произнося звук [ш].)
Логопед показывает артикуляцию пошагово и по последовательности, опираясь на наглядный материал
Развитие фонематического слуха
-Ми-ми-мишка Кеша предлагает поиграть в снежки
-Саша, давай сделаем снежный ком и поиграем в него. Я буду кидать тебе снежный ком и произносить разные звуки, если ты услышишь звук [ш], ты тоже его произноси, а если услышишь другой звук - молча кидай мне ком обратно. М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш
-Умничка! Логопед называет разные звуки, ребенок должен хлопать, если услышит звук [Ш].
Домашнее задание
- Кеша подготовил тебе игры:
1. Повторить артикуляционную гимнастику.
2. Закрепить артикуляционный уклад, игры на звукоподражание со звуком [Ш].
3. Раскрасить картинку. Ребенку дается А4, на которой картинка для раскраски с героями Ми-ми-мишками.
Итог
- Какой звук мы научились произносить?
- Как должны быть расположены губы при произнесении звука [Ш]? А язык?
- Какие игры тебе больше всего понравились?
- Что было сложным для тебя? Провести рефлексию по занятию.
Оценка Сегодня ты у меня настоящий герой! До встречи, Александр! Оценивается активность ребенка на занятии, выполнение заданий, качество произношения звука.