Виктория Винник
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Р]-[Л] «Такое кино»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия
по дифференциации звуков [р]-[л] в слогах, словах и предложениях.
Тема: «Такое кино!»
Цель: дифференциация звуков [р]-[л] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляцию и акустические свойства звуков [р]-[л];
Темочки:
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Кино, фильм, кинотеатр
- Кино, фильм, кинотеатр. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
- упражнять в правильном произношении и различении звуков [р]-[л] на материале слогов, слов и предложений;
- обогащать словарь, дать представления о профессии режиссера;
- закрепить графический образ букв Р и Л.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать дыхание;
- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
- развивать мышление;
- развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.
Оборудование: зеркало; свеча; ноутбук, слайды с изображениями букв, Бабы-Яги; бубен; предметные картинки; ваза с водой и буквами внутри.
Ход занятия
1. Организационный момент. Играет музыка «20 век фокс представляет».
Логопед : Здравствуй. Сегодня мы превратимся с тобой в режиссеров и будем снимать настоящее кино. Режиссер – это главный человек в кино, который создает персонажей и придумывает для них приключения. Все, что в фильме происходит, выдумано режиссером. Фильм мы с тобой снимем про наши звуки [р]-[л] и назовем его «Приключения звуков».
2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед : Прежде, чем мы приступим, давай хорошо подготовим язычок, так как нам придется озвучивать наши звуки в фильме и проговаривать много слов:
«Улыбка» - «Трубочка», «Часики», «Иголочка», «Качели», «Чистим зубки», «Парус», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка».
3. Дыхательная гимнастика «Свеча»
Логопед : Еще нам нужно правильно дышать. Предлагаю тебе подуть на свечу. Нужно дуть так, чтобы пламя не гасло, а колыхалось. Делаем вдох, а затем плавный длительный выдох; следить, чтобы не надувались щеки.
4. Фонетическая зарядка.
Логопед : Все подготовительные упражнения выполнены. А теперь приступаем. На главную роль в нашем кино у нас 2 претендента. Это звук [р] и звук [л]. Тебе нужно будет о них подробно рассказать, какие это звуки, как нужно их правильно произносить, чтобы об этом узнали наши зрители.
Свет. Камера. Мотор.
Первый звук [р]! Заведи свой моторчик: Р-р-р. Поможет тебе в этом наш Дракоша. Звук [р] гласный или согласный? Давай «порычим» еще. Где находится язык? Что он делает? (Язык сильно дрожит за верхними зубами). Звук [р] звонкий или глухой? (Звонкий).
А теперь представляем вашему вниманию звук [л]! Как гудит пароход? (Л-л-л-л). Звук [л] гласный или согласный? Давай «погудим» еще. Поможет тебе акула. Где находится язык? (Язычок упирается в верхние зубки). Звук [л] звонкий или глухой? (Звонкий). Молодец!
5. Развитие фонематического слуха. Игра «Придумай музыку».
Логопед : Сейчас ты будешь в роли композитора. Это тот, кто пишет музыку к фильму. Для каждого звука будет своя музыка. Как только на экране появляется звук [р], ты бьешь в бубен 3 раза; как только ты видишь звук [л], ты делаешь один удар: [л] [р] [р] [р] [л] [р] [л] [л] [р] [л] [р].
6. Дифференциация звуков [р]-[л] в словах. Игра «Озвучь героев».
Логопед : Наши звуки оказались на сцене вместе с Дракошей и Акулой, они собираются петь.
Проговорить слоги: ра-ла, ро-ло, ру-лу, ры-лы.
ла-ра-ла ал – ар – ал
лу-ру-лу ул – ур - ул
лы-ры-лы ыл – ыр - ыл
ло-ро-ло ол – ор - ол
7. Дифференциация звуков [р]-[л] в словах. Игра «Наведи порядок».
Логопед : Существует большое множество слов со звуками [р]-[л]. Это очень важные звуки и наши зрители должны уметь правильно и четко их произносить. А сейчас по нашему сценарию неожиданно появляется Баба-Яга и заколдовывает наши звуки. Теперь все слова со звуками [р]-[л] перепутались и смешались в нашей киноленте. К каждому звуку давай подберем его слова: роза, ландыш, лампа, ракета, парус, халат, рубашка, барабан, елка, клубника.
8. Физминутка «Замри».
Логопед : Какой ты молодец! Но Баба-Яга не сдается. И не хочет отдавать наши звуки. Теперь она хочет заколдовать нас.
Звучит музыка. Ребенок двигается под музыку. Внезапно музыка обрывается. Ребенок застывает в позе, на которую пришлась остановка музыки. Затем музыка продолжает играть.
9. Гидрогимнастика.
Логопед : Ох уж эта проказница Баба-Яга! Посмотри, где оказались наши звуки, они превратились в буквы и оказались на морском дне. Достань со дна букву и придумай слово.
Ребенок опускает руки в воду, магнитные буквы Р или Л, называет и придумывает слово, в названиях которых есть эта буква.
10. Дифференциация звуков [р]-[л] в словах. Игра «Превращай-ка».
Логопед : Баба-Яга очень рада, что мы ее включили в наше кино и дали ей одну из главных ролей. И она решила поделиться секретом превращения одного слова в другое. Давай попробуем заменить в слове звук [л] на звук [р]. Какое новое слово получилось?
Лама-рама, лак-рак, лозы-розы, лад-рад, ложь-рожь, лаз-раз, ложки-рожки.
11. Дифференциация звуков [р]-[л] в предложениях. Упражнение «Расколдуй предложения».
Логопед : Снова беспорядок устроила Баба-Яга с нашими звуками. Расколдуй эти предложения и скажи, как будет правильно.
Дрова везут грузовик.
Пол упал на бокал.
Куртка стирает Веру.
Стул сел на Михаила.
Квадрат чертит Кирилла.
Футбол играл в Данила.
Варежки вяжут Иру.
Овал нарисовал Диму.
12. Итог занятия.
Логопед : Какой ты молодец! Вызволены наши звуки из плена Баба-Яги. Каждый звук на своих местах. Какое интересное кино у нас получилось о приключениях звуков [р]-[л]. Давай еще раз проговорим правильно эти звуки. Тебе понравилось снимать кино? Давай похлопаем.