Татьяна Потёмкина
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ш] в слогах и словах
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ш] в слогах и словах.
Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: уточнить правильную артикуляцию и изолированное произношение звука [ш], учить правильно его произносить в слогах и словах, учить определять наличие звука в словах, закреплять навык образования уменьшительно-ласкательных существительных, упражнять в образовании множественного числа имён существительных.
Темочки:
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Темочки
Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционный аппарат, слуховое внимание и фонематический слух, развивать речевое дыхание и силу голоса, развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные: воспитание доброжелательности, любознательности, старания при выполнении заданий.
Оборудование: игрушка мышка, зеркало, макет "Домик и тропинка" (с прорезями для картинок, картинка "Змейка шипит", трафаретные изображения листьев, картинка "Утка в камыше", картинка на интерактивной доске "Магазин", предметные картинки, картинка на интерактивной доске "Найди одинаковых мышек", карандаш, картинка-раскраска с предметами на звук [ш] для домашнего задания.
Ход образовательной деятельности:
1. Оргмомент.
Логопед здоровается с ребёнком и предлагает отгадать загадку, с кем мы сегодня встретимся на занятии :
Серенькая шубка,
Остренькие зубки,
Длинный хвост,
Сама мала.
Под полом таится,
Кошки боится.
Ребё нок: Это мышка.
Логопед : Правильно, сегодня мы вместе с этой маленькой мышкой отправимся в небольшое путешествие и продолжим учить звук [ш]. (Логопед показывает игрушку мышку.)
2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед выставляет на стол макет домика с тропинкой.
Логопед : Посмотри, в этом домике за высоким забором живёт наша мышка (упражнение "Заборчик"). Мышка проснулась, открыла окошечко и выглянула из него (упражнение "Лопата"). Потом открыла второе окошечко, посмотрела из него, затем посмотрела из третьего окна. На мышку подул ветерок. Стало прохладно, и мышка пошла пить горячий чай из чашечки (упражнение "Чашечка"). Выпила одну чашечку чая, другую, третью. Потом подошла к двери (упражнение "Парус").
3. Пальчиковая и дыхательная гимнастика "Шарик".
Логопед : Наша мышка собралась на прогулку и, чтобы было веселее, хотела взять с собой воздушный шарик. Давай надуем для неё красивый шарик.
Надуваем быстро шарик: ш-ш-ш.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел -
Стал он тонкий и худой.
(Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.)
4. Закрепление чёткого изолированного произношения звука [ш] .
Логопед : Ой! - сказала мышка и немного расстроилась, но потом решила, что нужно пойти в магазин и купить новый шарик. Вышла мышка из домика и пошла по дорожке из сухих прошлогодних листочков : ш-ш-ш. Давай и мы пойдём за ней и пошуршим, как листочки. Я буду начинать слово, а вы с мышкой шуршите погромче, чтобы его закончить:
мы. ду. бро. малы. шала. ланды.
(Логопед достаёт из-под листочков и показывает по одной картинке, а ребёнок договаривает последний звук.)
Логопед : Так по листочкам и дошла мышка до леса и встретила здесь змейку, но не испугалась, это была добрая змейка. Она поздоровалась с мышкой: ш-ш-ш. (Выполнение работы ребёнком на листочке "Змейка тянется к яблоку и шипит" - обведение контурной линии карандашом и длительное произнесение звука [ш].)
5. Автоматизация звука [ш] в слогах.
Логопед : Так добежала мышка до камышей (в макет вставляется картинка). Мышка любит слушать, как они шуршат. Послушай камыши и пошурши, как они:
ша-ша-ша; ша-шу-ша;
ша-ши-шо; ше-ша-шу.
(Ребёнок качает поднятыми над головой руками и проговаривает слоговые цепочки.)
Логопед : А кто же тут прячется в камышах? Это утка (вставляется картинка). Испугалась утка и захлопала крыльями. Покажи, как она это делает:
аш-аш; ош-ош; ыш-ыш; уш-уш.
(Ребёнок проговаривает слоги, имитируя руками хлопанье крыльев.)
6. Развитие фонематического слуха: определение звука [ш] в словах.
Логопед : А наша мышка побежала дальше. Вдруг видит на тропинке кто-то потерял картинки, помоги мышке найти лишнюю картинку, в названии которой звук [ш] не слышится. (Перед ребёнком - несколько картинок).
7. Физкультминутка "Мышка шла".
Логопед : Наша мышка немножко устала, давай вместе с ней отдохнём.
Мышка шла, шла, шла,
Пирожки нашла,
Села, поела
И дальше пошла.
8. Автоматизация звука [ш] в словах.
Логопед : И вот наконец мы с мышкой пришли в магазин. (Картинка на интерактивной доске "Магазин".) Купила мышка себе здесь новый шарик. А теперь давай поможем мышке выбрать ещё покупки, в которых слышится звук [ш].
Логопед : Молодец. А теперь мышка вышла из магазина и довольная возвращается домой. И чтобы ей не скучать по дороге, предлагает поиграть ещё в одну игру "Один и много".
Мышка купила себе шапку, а в магазине много. шапок. (Перед ребё нком выкладывают картинки: карандаши, шляпы, мешки, подушки и др.)
Вот и домик мышки. Вошла мышка в дом и стала сочинять стихи. Давай ей поможем, подскажем последние словечки в стихах.
Вот бежит малышка -
Серенькая. мышка.
Мышка моется под душем,
Моет хвостик, моет. уши.
А на завтрак плюшки
Кофе и … ватрушки.
Рисуют дружно малыши,
В руках у них. карандаши.
9. Задание на развитие зрительного внимания и восприятия.
Логопед : Мышка благодарит тебя за помощь и хочет показать тебе свои фотографии. Игра "Найди одинаковых мышек". (Картинка на интерактивной доске).
10. Итог занятия.
Логопед : Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня очень хорошо ей помогал. А какой звук помогал тебе на нашем занятии?
Ребё нок: Ш-ш-ш.
Логопед : Мышка дарит тебе картинку-раскраску, на ней нарисованы предметы со звуком [ш], её ты раскрасишь дома.