ЕКАТЕРИНА ГНОТ
«Звери зимой». Экологический игровой досуг для детей среднего дошкольного возраста с участием родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формирование ответственного отношения к окружающей среде.
Задачи:
Развивать познавательный интерес ребенка к миру природы;
Способствовать накоплению у детей представлений о жизни диких животных;
Развивать ловкость, внимание, умение быстро реагировать на сигнал;
Формировать навыки ориентировки в пространстве;
Устанавливать эмоциональный контакт между родителями, детьми и педагогами.
Оборудование: шапочки животных:
1. медведь,
2. еж,
3. заяц,
4. белка,
5. лиса,
6. волк;
картинки с насекомыми, земноводными, рыбами; белая простыня;
2 силуэта ежа без иголок из картона; прищепки по количеству детей; дуги для подлезания; обручи по количеству детей; орехи (каштаны) и шишки по количеству детей; две корзинки;
Ход:
Ведущий 1: Добрый вечер уважаемые родители! Спасибо Вам, что Вы нашли время и пришли к нам на игровой досуг.
Все знают, что 2017 год объявлен годом экологии.
Ведущая роль в воспитании ребёнка принадлежит семье.
Семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит с окружающим, даёт первые знания и умения.
Скажите: Что такое экология?
По-гречески «экос» - «дом», «логос» - «наука».
Экология — это наука о доме, о месте жительства животных и растений.
Какова же роль человека в природе!
Природа нас окружает повсеместно и на протяжении всей жизни, да что там – всего существования человечества.
Человек – сам продукт природы. Он постоянно взаимодействует, существует во взаимосвязи с окружающей средой. А значение природы в жизни человека велико и неоспоримо. Попробуем аргументировать! Невозможность существования.
Представьте себе, что будет, если разъединить эти две составляющие: человек и природа. Сразу же станет ясно, что человек без остальной природы существовать не сможет (кстати, обратное вполне возможно, чисто теоретически). Для питания людей нужны растения и животные, для питья – вода, находящаяся в озерах и реках. А без воздуха отдельный индивидуум вообще не сможет прожить более трех минут (не учитываем, конечно же, мастеров подводного плаванья и йогов, умеющих задерживать дыхание на более длительный период, да и то после этого им понадобится кислород). Таким образом, самое главное значение природы в жизни человека связано в первую очередь с особенностями человеческого организма. А без воздуха и воды, а также без еды, которую нам предоставляет природа, мы не смогли бы существовать длительное время.
Из недр природы люди черпают необходимые ресурсы для своего существования, связанного с пополнением материальных благ. Все известные науке продукты жизнедеятельности человека создаются в конечном счете в той или иной мере из природных ресурсов. Некоторые полезные ископаемые, которые человек расходует, оказались уже на грани исчезновения.
Окружающая природа – источник многих знаний и навыков человечества. При изучении природы и наблюдении за ней было совершено множество открытий.
Велика роль природы в жизни человека и в плане культурного развития общества в целом и отдельных индивидуумов в частности. Вдохновляя творческих людей на создание произведений искусства, природа занимает одно из центральных мест в изображениях на полотнах художников, в литературных и других произведениях.
Итоги Живая природа в жизни человека – неотъемлемая особенность его существования. Можно сказать о том, что человек в какой-то мере и есть сама природа.
Природа даёт возможность всесторонне развивать ребёнка, расширять кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекать детей в совместную деятельность, побуждать ребёнка к сочувствию, переживанию, желанию помогать, делом не ломать веток, не рвать зря цветы с поля; потому что бабочкам и пчёлкам нечего будет кушать.
В детском саду экологическое воспитание проходят на занятиях, на прогулках экскурсиях.
В среднем возрасте мы наблюдаем за погодой, даём характеристику погоде и при чтении художественной литературы.
Сравниваем деревья на участке тальник, берёза. Так же наблюдаем за насекомыми и птицами. Зимой подкармливаем птиц. Летом наблюдаем за трудом взрослого, сами ухаживаем за цветами поливаем клумбы.
Идя, в детский сад, поговорите с детьми о животных, птицах.
Предложить брошюрку «Экологическое воспитание в семье», «Загадки о птицах».
Тем самым вы поможете сформировать у ребенка бережное, гуманное, заботливое отношение к природе.
Ведущей 2
Обращаюсь к вам, ребятки! Послушайте загадки.
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает (Весна)
Солнце печет, липа цветет.
Рожь поспевает,
Когда это бывает (Лето)
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят (Осень)
Снег на полях, лед на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает (Зима)
Дети: говорят ответы.
Ведущий 2: Правильно ребята!
Дети а какое время года самое холодное?
Дети: Зима
Ведущий 2: Да, зимой холодно, мы с вами одеваем теплую одежду, а как же животные? Вот сегодня мы вам расскажем, как зимуют животные.
Выходят три родителя с картинками в руках. На картинках изображены: насекомые, рыбы, земноводные.
1 родитель (с картинкой насекомые): Насекомые: жуки, мухи, комары осенью прячутся под опавшей листвой.
2 родитель (с картинкой рыбы): Рыбы прячутся в ямах, глубоко под водой, на дне.
3 родитель (с картинкой земноводные): Лягушки и ящерицы зарываются в землю. А змеи прячутся в норах мышей, кротов.
Ведущий1: И все они засыпают до весны. Всю зиму спят. А кто еще зимой спит?
Дети: Медведь.
Выходит медведь (родитель в шапочке медведя).
Медведь: Я в лесу огромней всех,
И ношу богатый мех,
Я в берлоге до весны
Днем и ночью смотрю сны.
Медведь накрывается белым покрывалом (простыней, изображается сугроб, спит.
Ведущий 1: Мишка, просыпайся!
Мишка, просыпайся!
Ничего не слышит Мишка,
Помогите мне, детишки!
Дети: Мишка, просыпайся!
Мишка, просыпайся!
Ведущий 2: Спит, не слышит ничего,
Будем мы будить его.
Проводится игра: «Медвежьи догонялки».
Ведущий1: Повторяйте за мной.
Подошли ребята к Мишке (дети подходят медленно к медведю)
Сладко спит наш шалунишка.
Мы в ладоши громко хлопнем (дети хлопают)
Раз, два, три!
И ногами так притопнем (дети топают)
Раз, два, три!
Просыпайся, Мишка,
Мишка – шалунишка, (грозят пальцем)
Из берлоги вылезай
И ребяток догоняй!
Медведь сбрасывает с себя простыню и догоняет детей. Они убегают на места.
Медведь: В берлогу я ложусь поспать.
Пусть мне приснится мед!
Всю зиму буду почивать
Проснусь, когда весна придет.
Медведь уходит.
Ведущий 1: Всю зиму спит медведь в берлоге и сосет лапу. Если его разбудить, он будет сердиться. Пусть мишка идет спать, а вы послушайте загадку:
Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонько лежала.
Потом вдруг побежала.
Дети: Еж
Выходит ежик (родитель в шапочке ежика)
Ведущий 2: Что ж ты, Еж, такой колючий?
Еж: Это я на всякий случай;
Знаешь кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
Ведущий2: Ребята, ежик зимой то же спит, как и медведь. Он всю осень утепляет свое логово, натаскивая в него побольше сухих листьев, травы, мха. Сворачивается в клубок, превращаясь в колючий шар и спит до весны.
Устанавливаются силуэты двух ежей без иголок, и дуги для подлезания. Каждому ребенку дается по прищепке.
Еж: Посмотрите, ребята, мои ежата без колючек. Помогите им, а то ежатам не чем будет защищаться от лис и волков.
Ведущий объясняет детям выполнение задачи.
Ведущий 2: Ребята, надо добежать до дуги, подлезть под нее и прицепить прищепку на спинку ежонка. Вернуться к своей команде и только потом бежит следующий, чтобы вы не столкнулись. А так как два ежонка нам надо разделиться на две команды.
Дети делятся на команды и выполняют поставленную задачу при помощи ведущего и ежа (родителя). После чего садятся на стульчики.
Ведущий 2: Какие вы, ребята, молодцы, помогли ежатам, им теперь не будет страшно.
Еж: Уф, не осталось больше сил,
Ведь я охотился все лето:
Грибы искал, мышей ловил.
Положен отпуск мне за это.
Еж уходит.
Ведущий 1: Многие животные спят зимой: ежи, медведи, сурки, хомяки, еноты и барсуки. Но не все.
Шуба серая для лета.
Для зимы другого цвета.
Кто это?
Дети: Заяц.
Выходит заяц (родитель в шапочке зайца).
Заяц: Пора мне, зайчику, линять.
Пора мне шубку поменять.
Зимой быть серым не могу –
Меня увидят на снегу.
Ведущий 1: Зимой зайцы меняют летнюю шубку на зимнюю она у них белая, чтобы прятаться на снегу от волков и лис. Едят они кору деревьев и кустарников.
Ну-ка, зайка-молодец,
Длинноухий удалец,
С малышами поиграй,
Свои лапки разминай.
Проводится игра: «Бездомный заяц»
На полу раскладываются обручи по количеству детей. Под музыку дети и заяц (родитель) передвигаются по залу, обходя обручи, когда музыка прекращается дети должны занять любой домик. Игра проводится 2-3 раза. В конце игры заяц (родитель) должен остаться без домика.
Заяц: Пойду я, ребятки, в лес, там для меня домик под каждым кустом.
Заяц уходит.
Ведущий 1: Вы не видели в лесу
Очень хитрую лису
След свой прячет очень ловко.
Выходит лиса (родитель в шапочке лисы).
Ведущий 2: Вот и лисонька пришла,
Снежок хвостиком мела.
Лиса: Посмотрите-ка какая,
Да я хитрая такая,
Хожу в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
Ведущий 2: Лиса меняет летнюю шерстку на более теплую зимнюю. Охотится она зимой в основном на мышей, мелких птичек, редко на зайцев. Когда лиса не может найти пищу в лесу, она приходит к домам людей, чтобы утащить курочку или уточку.
Лисонька, поиграй!
Детишек ты поймай!
Проводится игра: «Лиса в курятнике», Описание: На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети сидят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. куры – ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, садятся на насест (поднимая ноги), а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.
проводится 2-3 раза.
Лиса: Не поймала никого, побежала в лес мышей ловить
Лиса уходит.
Появляется белочка (родитель в шапочке белки).
Ведущий 1: И у белочке зима
Шубку новую дала.
Серенькая шубка
Нравится малютке.
Белка: Тащит белка в погребок,
То орешек, то грибок,
Чтоб зимой холодной
Не остаться ей голодной.
Ведущий 1: Белка запасы делает осенью: в разных тайниках прячет орешки, шишки, а на веточках развешивает разные грибы. Ребята, давайте поможем белочке собрать разбросанные шишки и орешки.
Дети делятся на две команды. На полу в беспорядке раскладываются шишки и орешки. У белочки две корзинки, куда дети должны складывать орешки и шишки. Одна команда собирает орешки, вторая шишки.
Белка: Спасибо, ребята, понесу припасы в лес.
Белка уходит.
Ведущий 2: Страшный, серый и свирепый
Он на всех наводит шок.
Все зверушки разбежались.
Испугал зверушек…
Дети: Волк.
Ведущий 2: Волки всю зиму бродят по лесу. Днем они прячутся в кустарниках и оврагах, а ночью выходят на охоту. Охотятся они в основном на больных зверей, поэтому волка называют санитаром леса.
Выходит волк (родитель в шапочке волка).
Волк: Зимой всегда трещит мороз,
И отморозить можно нос.
Ведущий 2: Ты, волк, на месте-то не стой.
А бегай лучше или пой.
Волк: У-у-у! У-у-у!
Очень скучно одному-у-у!
Ведущий 2: Хватит, волк, завывать,
Давай-ка, лучше ты играть.
Проводится игра:
Ведущий 2:Вначале игры зайцы стоят на своих местах в обручах не больше 2. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге.
Воспитатель говорит:
«Зайки скачут, скок – скок – скок, на заснеженный лужок, и прислушиваются, не идет ли волк».
Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, и оглядываются в поисках волка.
Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться.
Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк!».
Волк уходит, прощается с детьми.
Ведущий 1: Ребята, кого мы сегодня с вами встретили?
Дети: Медведя, Ежа, Зайца, Белку, Лису, Волка.
Выходят все звери (родители в шапочках зверей).
Ведущий задает вопросы детям для закрепления:
Кто зимой спит? Что зимой происходит с зайцем? Что кушает белка, лиса? Как называют волка?
Дети отвечают.
Ведущий 2: Снег порошит, укрывая поля.
Снег порошит, украшая леса.
Под белым ковром исчезает земля,
В нору запряталась даже лиса.
Белый снежок побелит зайчонка,
В теплую шубку оденет бельчонка,
Пухом своим закроет цветок,
Чтобы весной он цвести уже мог.
Природа мудра – она наша мать
Все звери вместе с ведущим:
Законов ее нельзя нарушать!
Уважаемые родители! Вот и подошел к концу наш досуг. В свою очередь мы хотим всех кто, принял участие и пришел на нашу встречу поблагодарить и всем нам пожелать также плодотворно сотрудничать ведь только вместе мы можем достичь именно тех результатов, которых хотим.
Также хотим вас попросить написать отзыв о нашем досуге.
Обсуждение групповых моментов.
Примечание: роли оговариваются с родителями за ранние, для родителей можно сделать подсказки.