Диля Мустафина
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах, предложениях и в связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Учалинская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Конспект индивидуального логопедического занятия
по автоматизации звука [Р] в словах, предложениях
и в связной речи (старший возраст)
Составила: учитель-логопед
высшей категории Мустафина Д. М.
Г. УЧАЛЫ-2024
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах, предложениях и в связной речи» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: автоматизация звука [р] в словах, предложениях и в связной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять правильное произношение звука [р] в словах и предложениях.
- упражнять в определении позиции звука [р] в словах;
Коррекционно-развивающие:
-развивать мелкую и артикуляционную моторику;
-развивать фонематический слух и восприятие;
-обогащение и расширение словарного запаса;
- закрепить зрительный образ буквы «р».
-употребление существительных в родительном падеже;
-упражнять в образовании существительных в уменьшительно-ласкательной форме.
-составление рассказа опираясь на картинки.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать выдержку, усидчивость, аккуратность;
- воспитывать контроль за собственной речью.
Оборудование: компьютер с интерактивным столом, массажер су-джок.
Картинный материал: руки, рыба, рысь, ручка, рама, ракета, горох, пирамида, корона, дорога, баран, конура, комар, мухомор, повар, веер, ковер, ракушка, самовар, ракетка, расческа, рамка, барабан, пирамида, робот, коробка, корона, ручка, светофор, карандаши, ролики.
Игрушки: пирамида, барабан, робот, рак, паровоз, Буратино, шар, корова.
Словарная работа : корона, веер, ракушка, ролики.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Логопед :
- Я очень рада, что ты пришла на занятие. Посмотри, к нам пришли гости. Давай с ними поздороваемся, улыбнемся им и подарим всем свое хорошее настроение.
Далее ребенок присаживается за стол.
- Здравствуй Анелия! Сегодня к нам на занятие пришла кукла, а зовут ее Ира. Она не умеет красиво говорить звук [р]. Давай ей поможем научиться правильно произносить звук [р]. Но сначала нужно укрепить наш непослушный язычок, чтобы он стал сильным и смог правильно выговаривать этот трудный звук.
2. Артикуляционная гимнастика (включаем интерактивный стол)
*Сидя за столом.
«Лягушка»
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам
Мы потянем-перестанем
И не сколько не устанем.
«Слоник»
Буду подражать слону
Губы «хоботом» тяну,
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
«Лягушка - Слоник» А теперь под счет «раз» выполняем упражнение «Лягушка», подсчет «два» - упражнение «Слоник».
«Качели»
Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
«Вкусное варенье»
Блин мы ели с наслажденьем-
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать
Ротик нужно облизать.
«Лошадка»
Я – веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко-
Стук копыт услышишь звонкий.
«Маляр»
Я сегодня утром встал
И поселок не узнал:
Каждый столб и каждый дом
Был покрашен моляром
Если хочешь жить как в сказке
Позови на помощь краски.
«Грибок»
Под березой, у дорожки
Гриб растет на толстой ножке
Мимо мы пройти не сможем.
Гриб в лукошко мы положим.
«Гармошка»
Ну-ка, рот пошире, крошки.
Поиграем на гармошке!
Язычок не отпускаем,
Только ротик открываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам нетрудно повторять.
3. Игра: «Сдуй свечи!»
4. Звукоподражание :«Грибники»
5. Неречевой звук : Загадки звуков», «Кто сказал мяу»
6. Игра «Отгадай-ка».
-Ира принесла тебе загадки. Слушай, отгадывай.
-Чутко спит большая кошка,
Уши в кисточках-сережках.
Ей не скажешь слово «брысь»,
Потому что это- (рысь).
-Ах,чистюля! Ах,кокетка!
Аккуратней птицы нет.
На груди всегда салфетка-
И на завтрак, и в обед (сорока).
7. Сегодня у нас на занятии будет главным звук «Р». Расскажи, что делает язычок, губы и зубы, чтобы звук «Р» получился правильно (Губы раскрыты, между зубами остается щель,язык находится за верхними зубами и когда дуем дрожит).
8. Игра: «Хлопни в ладоши. если услышишь звук р».
Л, М, Р, С, Р, Н…
9. Автоматизация звука Р в слогах. (Работа на интерактивном столе).
10. Автоматизация звука [р] в словах.
11. Автоматизация звука р в словах.
Дидактическая игра «Назови картинки».
-Ира придумала и нарисовала предметы, в названиях которых есть звук [р]. Давай назовем их, не забывай четко произносить звук [р].
Картинный материал: руки, рыба, рысь, ручка, рама, ракета, горох, пирамида, корона, дорога, баран, конура, комар, мухомор, повар, веер, ковер.
- Ты очень хорошо справилась с этим заданием.
12. Игра «Красивая Р».(На компьютере).
13. Пальчиковая гимнастика.
-Ира очень любит играть в мяч. А ты хочешь с ней поиграть? Посмотри, какой у нее необычный мяч. Ребенок выполняет упражнение с Су-джок мячом, в соответствии с текстом.
«С мячиком дружу».
Я мячом круги катаю,
Взад вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко,
пальцем мяч прижму,
И сначала все начну.
14. Дидактическая игра «Большой-маленький».
-Иришка предлагает тебе выполнить еще одно задание. Она будет называть большой предмет, а ты – маленький.
Рама-
Роза-
Морковь-
Баранка –
Коробка -
15. Дидактическая игра «Вкусная еда».
-Ира приготовила вкусную еду. Посмотри на картинки и скажи, из каких продуктов что получилось:
- Морковный пирог
- Гороховый суп
- Картофельное пюре
- Смородиновый компот
- Рыбный суп.
16. Дидактическая игра «Что есть у Иры».
-У Иры есть очень много игрушек, и она принесла их с собой, ты их посмотри, и скажи, что есть у Иры.
- У Иры пирамида.
- У Иры барабан.
- У Иры робот.
- У Иры катер.
- У Иры паровоз.
- У Иры веер.
17. Игра-загадка:«Рифмушки».
-Ира предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. •
Как бы мне пошла корона,
Важно каркает… (ворона).
• Он высокий словно шкаф,
А зовут его. (жираф).
• Вот так чудо - огород,
Мы стоим разинув (рот).
• Им летом по горам,
В шубе бегает… (баран).
• Испугался кот собак,
Задом пятится как … (рак).
• Пришел домой художник наш,
Он взял тетрадь и … (карандаш).
• Роет землю серый крот,
Разоряет … (огород).
18. Физкультминутка.
-Ира немного устала, сейчас мы отдохнем и выполним несколько упражнений.
Руки вверх поднимем - раз
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать
Не качаться, не дрожать.
Три - опустили руки вниз,
Стой на месте не вертись.
Вверх раз, два, три, четыре, вниз!
19. Дидактическая игра «Наведи порядок»
-Ира просит тебя помочь ей навести порядок в шкафу. На верхнюю полку положи картинки, в названии которых звук [р] находится в начале слова, на среднюю полку – в названии которых звук[р] находится в середине слова, а на нижнюю полку – в названии которых звук [р] в конце слова.
Картинный материал: ракушка, самовар, ракета, расческа, рамка, барабан, пирамида, робот, коробка, корона, веер, ручка, карандаши, ролики, светофор, помидор.
20. Игра «Исправь предложение».
Ира запутала предложения. Помоги ему сказать их правильно.
-Дома строят бобров (Бобры строят дома).
-Ветка сидит на сороке и громко стрекочет. (Сорока сидит на ветке и громко стрекочет).
-Зоопарк живет в рыси. (Рысь живет в зоопарке).-Травинка забралась на муравья. (Муравей забрался на травинку).
21. Пересказ рассказа: «Огород». Составление рассказа опираясь на картинки.
22. Итог занятия.
-О каком звуке мы сегодня говорили? (О звуке «Р»).
-Анелия, тебе понравилось занятие? И что больше понравилось (Ответы Анелии).
Оценивание ребенка:
-Анелия, ты сегодня хорошо поработала на занятии, ясно и четко произносила звук [р]. Ира очень довольна, что ты ей помогла научиться говорить звук [р]. И за это, она приготовила тебе сюрприз – раскраски. Дома раскрась его цветными карандашами в названии которых есть звук [р].