Гузель Мугизова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Как Ежик Филя научился фыркать»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия
«Как Ежик Филя научился фыркать»
Тема: Постановка звука [Ф].
Цель: Обучение правильному произношению звука [Ф] в речи
Задачи:
Образовательные:
• формирование правильной артикуляции звука [Ф], знаний об акустических особенностях звука;
• обучение выполнению движений по подражанию, словесной инструкции.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Как Ежик Филя научился фыркать“» размещена в разделах
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Коррекционные:
• развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания и направленной воздушной струи;
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие фонематического слуха и восприятия, концентрации внимания;
• развитие ориентировки на листе бумаги в клетку и пространственной ориентации.
Воспитательные:
• воспитание положительного интереса к занятию, художественным произведениям.
Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука [Ф], игрушка ежик, картинки из корзинки – артикуляционная гимнастика, лист в клетку, карандаши, картинка – раскраска с изображением ежа, прищепки.
План занятия
I. Организационный момент.
Положительный настрой на занятие
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Самомассаж лица.
3. Физкультминутка.
4. Упражнения для развития речевого дыхания, направленной воздушной струи.
5. Уточнение артикуляции звука [Ф].
6. Постановка звука [Ф] по подражанию.
7. Упражнение для развития фонематического восприятия.
III. Итог занятия.
Ход занятия
I. Организационный момент. Установка на занятие.
Логопед :
- Ты любишь бывать в лесу?
Ребенок:
-Да!
Логопед :
- А давай мы с тобой отправимся в гости к лесному зверьку. Хорошо?
Ребенок:
- Хорошо.
Логопед :
- Но для этого необходимо отгадать загадку, и ты узнаешь, к кому мы пойдем в гости. Слушай внимательно.
Это кто в траве шуршит и забавно так фырчит – ф-ф-ф…
Весь в иголках, не возьмешь,
Кто же это?
Ребенок:
- Еж!
Логопед :
Правильно! Сегодня тебя ждет в гости веселый ежик. А зовут его Филечка. Он очень веселый зверек и с ним никогда не бывает скучно. Ежик любит играть в разные игры.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика:
логопед достает из корзинки поочередно картинки с изображением названий гимнастик (улыбка, заборчик, расческа, щетка, блины, баночка варенья, чашка).
1.1. Упражнения для губ.
Логопед :
- наш Ежик очень любит делать утреннюю гимнастику для ротика. Сейчас мы вместе с ним выполним упражнения для губ.
(Логопед читает стихотворение.)
Картинка - «Улыбка – губки улыбаются» :
Ежик, ежик! Ты наш друг!
Улыбнись ты всем вокруг!
(Ребенок широко улыбается, растягивая губы, удерживает до 6-7 секунд.)
Картинка – «Заборчик – спрячем зубки» :
Губу верхнюю поднял,
Зубки верхние показал.
А теперь наоборот
Плотно закрывает рот.
(Ребенок повторяет несколько раз, увеличивая время показа верхних зубов до 7 секунд.)
Картинка – «Расческа» :
«Расчешем нижнюю губу».
Посмотри, расческа – зубы
(Ребенок проводит верхними зубами по нижней губе 6 – 8 раз, массируя ее.)
1.2. Упражнения для языка.
Логопед :
- Посмотри и послушай, как встречает утро веселый ежик. Выполняй упражнения для языка вместе с ним. Не торопись, выполняй правильно.
(Логопед читает стихотворение.)
Картинка – «Щетка» :
По утрам, по вечерам
Ежик чистит зубки сам.
Вправо – влево, вправо – влево
Чистит зубки он умело.
(Ребенок потягивается. В улыбке открывает рот, кончиком языка «чистит» 5 – 6 раз за нижними зубами.)
Картинка – «Расческа» :
Ежик наш расческу взял,
Он причесываться стал.
Мы за ним не отстаем,
Все покажем языком.
(Ребенок в улыбке прикусывает язык зубами и «протаскивает» его вперед – назад.)
Дальше по порядку
Делаем зарядку!
Ежик спинку выгибает,
Ежик спинку прогибает.
(Ребенок широко открывает рот, поднимает спинку языка, уперев кончик за нижние зубы. Затем поднимает язык за верхние зубы. Выполняет 6 – 8 раз.)
Картинка – «Блины» :
Еж тебе напек блины,
Очень вкусные они!
И варенья не жалей,
Заверни и съешь скорей!
(Ребенок в улыбке открывает рот, широкий язык кладет на нижнюю губу. Удерживает под счет до 8.)
Картинка – «Баночка варенья» :
Покажи, пожалуйста,
Как любит варенье ежик?
Оближи скорее ротик!
(Ребенок широко открывает рот. Облизывает широким языком верхнюю губу, затем нижнюю.)
Картинка – «Чашка» :
Мы вот чашечку возьмем
И в него чайку нальем.
Угостим мы всех ребят
Ведь наш Ежик очень рад!
(Ребенок открывает рот, высовывает язык, загибая боковые края и кончик языка вверх. Ритмично хлопает в ладоши.)
2. Самомассаж лица.
Логопед :
- А теперь покажем Филе, как правильно нужно выполнять массаж лица, который помогает быть умным, внимательным и произносить четко все звуки.
(Логопед читает стихотворение.)
Оттяну вперед я ушки,
А потом назад.
Ежик мой колючий
Будет очень рад.
Раз, два, три, четыре,
Ушки отпустили
(Ребенок,взявшись за середину ушной раковины, оттягивает ее вперед, а затем назад, считая медленно до 10.)
Быстро щечки растираем
И считать не забываем.
Ну-ка, ежик, повтори,
Щечки и себе потри
(Ребенок указательным и средним пальцами рук одновременно интенсивно «рисует» круги на щеках в течение 1 минуты)
На подбородке круг черчу:
Ежику помочь хочу
Четко, быстро говорить,
Звуки все произносить.
Чтобы думал лучше
Ежик озорной,
Я поглажу лобик,
Друг мой дорогой.
(Ребенок теми же двумя пальцами «рисует» круги на подбородке, круги на лбу – 1 минуту (Делает по 1 разу.)
Чтобы ежик лучше видел,
Стал внимательней, шустрей,
Я волшебные очки
Нарисую поскорей.
(Ребенок массирует двумя пальцами верхние и нижние веки, не закрывая глаз. (Делает 1 мин.)
Ох, устал наш ежик Филя,
Выполнял он неуныло.
Он старался, молодец,
Настоящий удалец!
3. Физкультминутка.
Логопед :
- А сейчас мы вместе с ежиком поиграем на полянке, ведь он немного устал.
(Логопед читает стихотворение.)
По сухой лесной дорожке
Топ – топ – топ – топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.
(Ребенок на ногах, согнутых в коленях, делает маленькие шажочки, при этом руки согнуты в локтях – перед грудью, кисти рук опущены вниз.)
Если подкрадется волк –
Превратится еж в клубок.
Ох, ох, ох!
(Ребенок приседает, обхватив руками колени.)
Ощетинит еж иголки –
Не достанется он волку.
Еж не тронет никого,
Но и ты не тронь его!
(Ребенок встает, раскрыв пальцы рук перед грудью, продолжает делать маленькие шажочки.)
4. Упражнения для развития речевого дыхания, направленной воздушной струи.
Логопед :
- Как приятно находиться в лесу и наслаждаться его красотой, дышать свежим воздухом.
Упражнение «Подышим свежим воздухом».
(Ребенок делает вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы - 3 раза.)
Логопед :
- Кажется, подул сильный ветер.
Упражнение «Ветерок».
(Ребенок делает вдох ртом, почувствовав, как при этом надувается живот; выдох с силой, слегка прикусив верхними зубами нижнюю губу).
5. Уточнение артикуляции звука [Ф].
Логопед :
- Ежику Филе очень понравилось с тобой играть. Он от радости зафыркал ф – ф – ф.
Посмотри, что делают губы, зубы и язык, когда произносим звук [Ф]?
(Логопед показывает профиль звука [Ф].)
Ребенок рассказывает. При произнесении звука [Ф] :
- нижняя губа слегка прижата к верхним зубам, посередине остается узкая щель для прохода воздуха, верхняя губа слегка приподнята;
- верхние зубы видны, нижние закрыты нижней губой;
- язык принимает положение следующего гласного звука;
- голосовые связки не работают, голос не звучит.
(Если ребенок затрудняется, логопед уточняет правильность артикуляции звука [Ф].)
6. Постановка звука [Ф] по подражанию.
Логопед :
- А сейчас ты попробуй произнести звук [Ф]. Как фыркает еж?
(Ребенок произносит звук [Ф]).
7. Упражнение для развития фонематического восприятия.
Логопед :
- Наш веселый ежик еще не наигрался. Он приготовил для тебя еще одну забавную игру.
«Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Ф]».
(Логопед произносит звуки, слоги, слова, а ребенок хлопает в ладоши.)
- Изолированно: Ф, М, Н, Ф, П, Ф, Д, Ф Т, Б.
- В слогах: ФА, АП, ФУ, БЫ, ОФ, УТ, ФЫ, ДА, АФ.
- В словах: ФОНАРЬ, ДОМ, ТЕЛЕФОН, КОТ, КОФТА, ШАРФ, БАНКА, ШКАФ, ЛУК.
8. Игра с прищепками.
Логопед : Тебе понравилось гостить у ежика? Но пришло время попрощаться с Филей возвращаться. Нарисуй дорожку, по которой пойдешь домой.
( Ребенок по словесной инструкции рисует дорожку: от точки клетка вправо, клетка вверх, 3 клетки вправо, клетка вниз, клетка вправо, 3 клетки вверх, клетка вправо, 2 клетки вниз, клетка вправо, 2 клетки вверх, клетка вправо,3 клетки вниз, 2 клетки вправо, клетка вверх, клетка вправо, клетка вверх, клетка вправо, клетка вниз, клетка вправо, клетка вниз, клетка вправо – там и дом).
III. Итог занятия
Логопед :
- Какой звук ты сегодня учился произносить?
Ребенок:
- Звук [Ф].
Логопед :
- Молодец! Ты очень старался, поэтому у тебя все получилось. Веселый ежик Филя дарит свою фотографию, которую ты раскрасишь дома. И не забудь потренироваться правильно произносить звук [Ф].