Романовская Наталья
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в словах»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Автоматизация звука [р] в словах и предложениях.
Цель: автоматизация звука [р] в словах.
Задачи:
1. Образовательные:
- расширять словарный запас ребенка;
-учить находить позицию звука в слове;
- вырабатывать навык самоконтроля над правильным произношением.
2. Развивающие:
- развивать артикуляционную моторику;
- вырабатывать правильное речевое дыхание;
- развивать произвольное внимание, долговременную память, фонематическое восприятие.
3. Воспитательные:
- воспитывать аккуратность при работе с дидактическим материалом, усидчивость.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [р] в словах“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Оборудование: кукла – Буратино; плоскостная пирамидка с наклеенными предметными картинками; предметные картинки (тигр, сыр, помидор, рыба); раскраска по цифрам «Что растет в саду у Мальвины?»; пособие на дыхание «Бабочки и пчелка»; карточки артикуляционных упражнений, игрушка грузовик, плоскостные золотые ключики из бумаги.
План занятия
1. Организационный момент (приход Буратино).
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Упражнение на дыхание.
4. Изолированное произнесение звука[р].
5. Игра «Собери пирамидку».
6. Динамическая пауза «Буратино».
7. Игра «Отбери картинку».
8. Игра «Чего не стало?»
9. Рассказ «В зоопарке»
10. Домашнее задание.
11. Итог занятия.
Ход занятия
Логопед: Сегодня к нам на занятие пришел сказочный герой. Послушай стихотворение и угадай, кто он?
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Он имел предлинный нос,
Что за мальчик? Вот вопрос.
Ребенок: Буратино.
Логопед: Правильно. Сегодня к нам на занятие пришел Буратино. Он принес с собой много интересных игр и заданий, которые предлагает нам с тобой выполнить. За каждое правильно выполненное задание Буратино будет давать тебе золотой ключик. А в конце занятия мы посчитаем, сколько ключиков ты соберешь. А вот и первое задание. Буратино предлагает тебе правильно выполнить артикуляционную гимнастику. (Ребенок перед зеркалом выполняет артикуляционные упражнения).
1 .Упражнение «Чашечка»
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка.
Чашку в рот мы занесем,
Её края к зубам прижмем.
2. Упражнение «Ступеньки»
А сейчас давай пошагаем по ступенькам.
Язычок пошел гулять
По ступенькам шагать:
Раз - широким языком обними верхнюю губу, два - широким языком обними верхние зубы, Три - язычок прыгнул за зубы к бугорочкам
И весело попрыгал по ним четыре раза: д-д-д-д.
3. Упражнение «Вкусное варенье»
Ох, и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
4. Упражнение «Маляр»
Красить потолок пора, Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Язык к небу поднимаем,
Поведем вперед-назад
Наш маляр работе рад!
5. Упражнение «Лошадка».
Ну и лошадка!
Шерстка гладка,
Чисто умыта
С головы до копыта.
Овса поела -
И снова за дело.
Логопед: Молодец! Буратино очень понравилось то, как ты выполнял упражнения и он дает тебе за это первый ключик.
(Логопед демонстрирует ребенку пособие на дыхание «Бабочки и пчелка»).
Посмотри на цветочной полянке бабочки и пчелка, подуй на них, чтобы они вспорхнули над цветами, и немного полетали. (Логопед следит за правильным вдохом и выдохом). Хорошо у тебя получается. Вот тебе еще одни ключик. (Логопед убирает пособие на дыхание и достает игрушечный грузовик). Посмотри и скажи, что это за машина?
Ребенок: Грузовик.
Логопед: Буратино просит тебя завести грузовик.
Ребенок катит по столу грузовик и одновременно произносит изолированный звук [р].
Логопед: Как хорошо гудит мотор у грузовика. За это держи еще один ключик. Следующая игра, в которую очень любит играть Буратино, называется «Сложи пирамидку». Сложи пирамидку из колец, выбирая только те, на которых наклеена картинка, в названии которой живет звук [р]. Ты должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирай колечки от большего к меньшему.
Ребенок складывает пирамидку.
Логопед: Буратино дарит тебе еще один ключик, за то, что ты так ловко и правильно сложил пирамидку, не допустив ни одной ошибки. А теперь отдохнем вместе с Буратино, сделаем гимнастику.
Динамическая пауза «Буратино»
Буратино потянулся Поднять руки вверх.
Раз нагнулся, два нагнулся, Сделать наклоны вперёд.
Руки в стороны развёл Развести руки в стороны.
Видно ключик не нашёл, Покрутить головой влево – вправо.
Развернулся и пошёл. Шагать на месте.
Логопед: Отдохнули, и Буратино предлагает нам сыграть в следующую игру «Подбери картинку». Буратино просит тебя выбрать те картинки, где звук [р] в конце слова. Назови их.
Ребенок: Помидор, сыр, тигр.
Логопед: А теперь выбери те картинки, где звук [р] в начале слова. Назови их.
Ребенок: Рыба.
Логопед: Молодец! Буратино дает тебе еще один золотой ключик. А сейчас поиграем с этими картинками в игру «Чего не стало?». Запомни картинки. Закрой глаза. (Логопед убирает 1 картинку). Открывай глаза. Чего не стало? Отвечай полным предложением.
Ребенок: Не стало тигра … помидора, сыра, рыбы).
Логопед: Буратино очень понравилось, что ты внимательно выполнил его задание, и он дает тебе за это еще один ключик.
Логопед: Недавно Буратино прочитал рассказ и хотел бы, чтоб и ты его услышал. Называется рассказ «В зоопарке». Слушай внимательно, а после я тебя спрошу, кого дети видели в зоопарке?
В зоопарке.
Роза пригласила Рому, Иру и Валеру в зоопарк. В зоопарке они увидели обитателей родного края и заморских зверей. В аквариуме рыбы, раки, крабы, и красивые ракушки. А в террариуме - страшные кобры. В прудах живут огромные крокодилы. В клетках дети видели тигров, рысь, пантеру. Ребятам разрешили даже покормить зебру и зубра. Жираф гордо расхаживал по вольере. Рома, Ира, Роза и Валера с восторгом рассказывали своим друзьям о зоопарке.
Логопед: Итак, кого дети видели в зоопарке?
Ребенок перечисляет тех обитателей зоопарка, которых запомнил. Логопед следит за полнотой ответов.
Логопед: Молодец! Справился со всеми заданиями Буратино. Вот тебе последний золотой ключик. А теперь посчитай, сколько у тебя ключиков?
Ребенок подсчитывает количество заработанных ключиков.
Логопед: За то, что ты хорошо выполнил все задания, Буратино дарит тебе портрет своей подружки Мальвины. Дома ты раскрасишь каждую цифру своим цветом и узнаешь, что растет в саду у Мальвины. Буратино пора возвращаться в сказочную страну, где его уже ждут Мальвина и Пьеро. Что тебе понравилось сегодня на занятии?
Ребенок перечисляет то, что ему запомнилось больше всего. Логопед хвалит ребенка и награждает наклейкой в тетрадь.