Рагида Гайсина
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи»
Ц е л ь : автоматизация изолированного звука [р] в слогах, словах и фразовой речи.
З а д а ч и : развивать артикуляционную моторику, фонематический слух, фонематическое восприятие, внимательность, логическое мышление, наблюдательность, мелкую моторику рук, координацию движений; закреплять навык автоматизации изолированного звука [р] в слогах, словах и фразовой речи, знание животных и птиц; воспитывать любовь к природе.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
О б о р у д о в а н и е : сюжетная картинка по сказке «Красная шапочка», предметные картинки о животных, птицах со звуком [р], дидактические игры «В лес за грибами», «Угощение»; красная шапочка для ребёнка.
Х о д з а н я т и я
I. Организационный момент
Установление эмоционального контакта с ребёнком.
- Ты любишь сказки? А ты знаешь эту сказку? (Показ иллюстрации к сказке «Красная Шапочка»)
II. Основная часть.
- Послушай внимательно и скажи, какой звук я выделила в слове : кр-р-р-р-расная. ([р]) Какой это звук? (Твёрдый согласный, звонкий) Будем стараться произносить этот звук и помнить, что выдыхаемая воздушная струя – сильная, кончик языка – дрожит.
Раз, два, три! Сказка в гости к нам приди! (Логопед одевает на ребенка шапочку) Ой! Кто это? (Ребенок смотрит в зеркало и видит, что он – Красная Шапочка) Да, ты теперь Красная Шапочка. Давай не просто расскажем эту сказку по-новому, но и покажем ее.
Жила-была Красная Шапочка. Рано утром она проснулась и улыбнулась…
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Упражнения:
«Улыбка». Губы растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать так 15 секунд.
Приготовила чашечку, чтобы попить чай.
«Чашечка». Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать 10 секунд, выполнять 4 раза.
А чай она пила с вкусным вареньем.
«Вкусное варенье». Слизать широким кончиком языка «варенье» с верхней губы. Нижней губой не помогать.
Затем она почистила зубки.
«Почистим зубы». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние и нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, затем сверху вниз. Губы неподвижны.
После завтрака Красная Шапочка решила заняться делом и покрасила потолок в своей комнате.
«Маляр». Улыбнуться, приоткрыть рот и погладить кончиком небо, делая движения вперед-назад, как маляр красит кистью потолок. Нижняя челюсть неподвижна.
Как говорится, делу время, а потехе – час, и Красная Шапочка решила отдохнуть. Она стала играть на дудочке.
«Трубочка». Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать 10 секунд.
Красная шапочка играла так весело, что к ней прискакали лошадки.
«Лошадки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Нижняя челюсть не двигается.
Услышали про это веселье и индюки.
«Индюки». При открытом рте производить движения широким кончиком языка п верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Движения постепенно убыстрять, добавляя голос, пока не получится «бл-бл-бл».
Что тут началось! Девочка взяла барабан и начала бить в барабан!
«Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком «д-д-д» сначала медленно, потом все быстрее. Рот приоткрыт, шубы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна.
Но тут пришла мама и предложила Красной Шапочке сходить в гости к бабушке. Девочка взяла корзинку и побежала. По дороге она собирала грибы.
«Грибок». Широко открыть рот. Присосать поверхность языка к небу. Сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 6 раз.
Когда к ней подлетали комарики, она их прогоняла.
«Прогони комарика». Верхние и нижние зубы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение – язык дрожит.
Красная Шапочка хорошо помнила, что где-то в лесу живет Серый Волк. Вспомни, как рычит волк. Какой звук ты слышишь? ([р])
ХАРАКТЕРИСТИКА ПО АКУСТИЧЕСКИМ ПРИЗНАКАМ
- Когда ты произносишь его, есть преграда во рту? (Да) Какой это звук? (Согласный, твердый) Горлышко работает? (Да, звук звонкий)
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ
Чтобы Красной Шапочке не было страшно, девочка пела песенку.
Ребенок двумя пальцами «проходит» по нарисованным тропинкам с проговариванием слогов.
Ра-ра-ра ара-ара-ара дра-дра-дра
Ро-ро-ро оро-оро-оро дро-дро-дро
Ру-ру-ру уру-уру-уру дру-дру-дру
Ры-ры-ры ыры-ыры-ыры дры-дры-дры
Бра-бра-бра гра-гра-гра зра-зра-зра
Бро-бро-бро гро-гро-гро зро-зро-зро
Бру-бру-бру гру-гру-гру зру-зру-зру
Бры-бры-бры гры-гры-гры зры-зры-зры
Дидактическая игра «В лес за грибами».
- По дороге Красная Шапочка собирала грибы. Среди грибов есть ядовитые, их есть нельзя, а есть съедобные – боровики. На ядовитых грибах – мухоморах написан слог ОР, а на боровиках – другие слоги. Помоги Красной Шапочке. Прочитай слоги и скажи, мухомор это или боровик. У боровика обведи шляпку коричневым карандашом и проведи от него стрелочку в корзинке, ау мухоморов обведи шляпки красным карандашом и нарисуй на них кружочки.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СЛОВАХ
- Когда Красная Шапочка пела песенку, послушать ее вышли много разных животных и птиц. Посмотри, кого она там встретила (ребенок называет животных и птиц, представленных на картинке: рысь, рысак, бобры).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЗВУКА В СЛОВЕ
- В слове «рысь» звук находится в начале, в середине или в конце слова? И т. д.
Игра «Хлопни, если услышишь звук».
- В лесу жили еще звери и птицы, которые спрятались от нас. Если ты справишься с заданием, то они появятся. Нужно хлопнуть в ладоши, если в их названии есть звук [р].
Логопед произносит названия птиц и животных, ребенок, услышав в словах звук [р], хлопает в ладоши.
С л о в а : барсук, крот, грач, журавль и др.
- Долго шла Красная Шапочка по лесу, устала, села на пенек отдохнуть. Давай и мы с тобой отдохнем.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ПИРОЖКИ»
Испекли мы пирожки с разною начинкой
( имитация движения: лепка пирожков) :
И с капустою пирог
(загибать пальчики по одному,
И с картошкой пирог,
И с морковкой пирог,
И с луком пирог.
И, конечно, на дорожку –
Ароматную лепешку!
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА ВО ФРАЗОВОЙ РЕЧИ
- Отдохнула Красная Шапочка. Вот и бабушкина избушка. Девочка поздоровалась с бабушкой. Давай посмотрим, какие у тебя в корзинке пирожки. (Ребенок достает из корзины предметные картинки и проговаривает) Например: пирог с картошкой, черникой, морковкой, брусникой и т. д.
III. Заключительная часть.
- Тарам-парам – возвращаться надо нам! (Логопед снимает красную шапочку с ребенка) Зачем же Красная Шапочка приходила к бабушке? А какие пирожки любишь ты? Помогая Красной Шапочке, какой звук ты старался правильно произносить?
Домашнее задание.