Лариса Денисова
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия «Автоматизация звука [р]»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБУ ЦППМСП м. р. Борский Самарской области
Учитель – логопед Денисова Л. Г.
Тема: «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях»
Цель: автоматизация звука [ р] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
1. Упражнять в правильном произнесении звука [р] в слогах, словах и предложениях.
2. Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза.
3. Совершенствовать лексико-грамматические категории.
4. Развивать целостное восприятие, мелкую моторику.
Оборудование:
Публикация «Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия „Автоматизация звука [р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Разрезная картинка «Автобус», карточки с цифрами 2 и 3, игрушки: собачка, слон, три «тумбы» (разноцветные кубики, картинки со звуком [р] в начале, в середине, в конце слова, мозаика, проектор, слайды с иллюстрациями, настенное зеркало, мяч.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
— Полина, сегодня мы с тобой отправимся в цирк. Нас ждет интересное представление. СЛАЙД 2
II. Артикуляционная гимнастика. Но прежде чем идти в цирк, нужно дома навести порядок. Сначала почистим коврик (упражнение «Качели»). Постираем и прополощем платочки (упражнение «Индюк»). Повесим платочки на балкон, пусть ветерок их высушит (упражнение «Парус»). Вытрем пыль с полочек (упражнение «Маляр»). А теперь — бегом в цирк (упражнение «Барабанщик»).
— Впереди остановка. На чём можно ехать в цирк? Собери картинку, и ты узнаешь, на чём мы поедем в цирк. (Ребенок собирает из частей картинки автобус.)
— Так на чём мы поедем?
— На автобусе. СЛАЙД 3
— Завели мотор! Поехали! «Мотор рычит Р-Р-Р.» (Ребенок громко произносит звук [р]).
III. Характеристика звука [р].
— Какой звук произносим? Какой он - звук [Р]?
— Согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом, буквой Р.
IV. Автоматизация звука.
1) в слогах
— Вот мы и в цирке. Как ты думаешь, какие артисты работают в цирке? Представление начинается. Выступают дрессированные собачки. СЛАЙД 4
— Они знают цифры: произнесут им цифру, и собачки лают столько же раз.
— Я произнесу слог, а ты его повтори, соответствующее цифре количество раз:
пра — 2 дры —3 пар —2 пар —3
пру — 3 бро — 2 pop — 3 рэр — 2
— Молодец!
2) в словах: образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
— На арене выступает клоун. СЛАЙД 5. Он пытается показать фокус:
большие предметы превратить в маленькие. Поможем ему? (Ответ ребёнка)
— Большое ведро, а маленькое. ведёрко, коробка – коробочка,
Торт – тортик, помидор - помидорчик, картина – картиночка, карандаш – карандашик, рубашка рубашечка.
3)в предложениях
— Как ты думаешь, что делает клоун в цирке? (Ответ ребёнка) Клоун смешит в цирке детей, вот и тебя он тоже хочет рассмешить.
— Послушай, правильно ли он говорит и исправь, если нужно ошибки.
Игра с мячом «Бывает, не бывает»
– Дровами рубят топор.
– Сахар грызёт Иру.
– Дорога едет по грузовику.
– Градусник несёт врача.
– Крышка накрыта ведром.
– Забор красит Рому.
V. Развитие фонематического слуха. Образование существительных, обозначающие названия профессий.
— Во время представления громко играет цирковой оркестр. СЛАЙД 6
— Давай посмотрим, какие инструменты в нём есть. Назови такие инструменты, в названиях которых есть звук [р] : барабан, труба, пианино, гитара, бубны, гармошка.
— Молодец! Правильно назвала инструменты! Как назовём человека, который играет на гармошке? Отвечай, пожалуйста, полным ответом. (Гармонист)
VI. Динамическая пауза
— Если мы будем играть на гармошке, кем мы будем? (Имитация игры на гармошке)
Мы играем на гармошке
Громко хлопаем в ладошки!
Головой слегка качаем,
Руки кверху поднимаем!
VII. Развитие звукового анализа. СЛАЙД 7
— А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный слон. Ему по команде нужно занять одну из трёх тумб. Командой для него служит картинка. Если звук [ р] в начале слова, слон встанет на первую тумбу, если в середине – на вторую, а если в конце слова – на третью тумбу. Логопед показывает картинки (ромашки, комар, рыба, баран, забор, корова)
Ребёнок называет картину, определяет место звука в слове и помещает слона на нужную тумбу.
VIII. Упражнение в правильном произнесении звука [р].
— Представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями. Ребёнок проговаривает чистоговорки за логопедом.
Ирк – ирк – ирк – все любят цирк.
Тры – тры – тры – шары в руках у детворы
Тра – тра – тра – до свидания, детвора.
Пра – пра – пра – артистам отдыхать пора.
— Прощаясь, артисты подарили нам мозаику, давай фишками мозаики выложим букву Р.
IX. Итог занятия. СЛАЙД 8.
— Пора возвращаться домой. Полина, скажи, выступление каких артистов тебе понравилось? Отвечай, пожалуйста, полным ответом.
— А какой звук мы брали с собой в цирк?