Надежда Майорова
Конспект индивидуального дефектологического занятия «Королевство геометрических фигур»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового дефектологического занятия
Тема: «Королевство геометрических фигур»
Длительность: 15 минут.
Тип: НОД (обобщения и систематизации знаний, воспитанники с ЗПР).
Форма проведения: подгрупповая.
Темочки:
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
Цель: Закреплять и систематизировать элементарные представления и геометрических фигурах.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб. Сравнивать геометрические фигуры с предметами похожей формы.
2. Учить конструированию из геометрических фигур.
3. Закрепить умение различать и называть цвета.
4. Закрепить навыки счетных операций в пределах 5-и.
Коррекционно – развивающие:
1. Развивать зрительно-тактильное, слуховое внимание и память.
2. Развивать наглядно-образное мышление и связную речь.
3. Развивать мелкую и общую моторику, координацию движений.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к играм.
2. Формировать положительную мотивацию на занятиях.
3. Развивать положительную мотивацию к ведению здорового образа жизни, интерес к оздоровительным мероприятиям.
Методы:
1. Игровые: мотивация, физкультминутка, дидактические игры;
2. Словесные: беседа, рассказ, объяснение;
3. Наглядные: рассматривание геометрических фигур, предметов ближайшего окружения, образца для аппликации;
4. Практические: выполнение творческого задания - аппликация «Ракета».
Здоровье сберегающие технологии: психогимнастика (игра «Дружба, пальчиковая гимнастика, задание с кинезиологическими упражнениями («Зеркальное рисование», гимнастика для глаз, физкультминутка.
Технология «ТРИЗ», карточки Домена
Планируемые результаты:
1. Предметные: научится различать и называть геометрические фигуры; сравнивать геометрические фигуры с предметами похожей формы.
2. Метапредметные :
- коммуникативные - объяснять содержание совершаемых действий в форме речевых значений с целью уточнения знаний о названиях геометрических фигур;
- регулятивные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- познавательные – наблюдать и анализировать языковые явления, устанавливать причинно-следственные связи, структурировать знания.
3. Личностные: формировать положительную мотивацию к повторению материала; рефлексия.
Оборудование:
Мешочек с плоскостными геометрическими фигурами большая коробка с манной крупой, дидактическая игра «Геометрические фигуры», карточки с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, овал, счетные палочки, две нитки для вязания, лист с изображением контура ракеты, геометрические фигуры из цветной бумаги, канцелярский клей.
План занятия :
1. Организационный момент:
- Игра «Дружба» (психогимнастика)
- Игра «Угадай на ощупь»
- Появление героя – «Крош»
2. Основной этап:
- Игра «Геометрические домики»
- Пальчиковая гимнастика
- Физкультминутка
- Работа с раздаточным материалом
- Игра «Зеркальное рисование»
- Гимнастика для глаз
- Выкладывание аппликации «Ракета» из геометрических фигур
3. Заключительный этап.
- Подведение итогов занятия, рефлексия.
Ход занятия:
Задачи Игры Действия дефектолога Действия ребёнка время
Организовать и расположить ребенка к учебной деятельности. Организационный момент:
Игра «Дружба» (психогимнастика)
Дефектолог приветствует ребенка. Дефектолог вместе с ребенком проговаривают стихотворение и выполняют соответствующие действия.
Мы шагаем дружно в ногу.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Сегодня мы с тобой пойдем в гости. А к кому мы пойдем, ты попробуй угадать сам. Ребенок отвечает на приветствие, вместе с дефектологом проговаривает стихотворение и выполняет гимнастику:
1 мин.
Развитие мелкой моторики, образного мышления.
Сюрпризный момент Игра «Угадай на ощупь»
Дефектолог показывает ребенку рюкзачок с геометрическими фигурами.
- Посмотри, какой рюкзачок у меня есть! Угадай что спрятано в нем?
- Как ты думаешь, к кому мы пойдем в гости?
- Правильно! Мы сегодня пойдем в гости к геометрическим фигурам.
Появляется Крош!
Давай его поприветствуем!
Здравствуй, Крош, а почему ты
грустный? Вчера у Кроша был день рождения,
друзья подарили ему игру. Сегодня он
хотел поиграть в эту игру, но не смог,
потому что он не знает геометрические
фигуры. Как мы можем ему помочь?
Поможем ему? Ребенок должен на ощупь отгадать, что за геометрические фигуры спрятаны в мешочке и назвать их.
- Мы пойдем в гости к геометрическим фигурам.
Рассказать ему о фигурах,
показать их и научить играть)
2мин.
Развитие зрительного восприятия, закрепление знаний названий геометрических фигур и цветов. Основной этап:
- Игра «Геометрические фигуры»
Но попасть в королевство геометрических не просто, нам надо выполнить задание.
Появляется треугольник!
Дефектолог показывает ребенку логические таблицы, в которых нужно подобрать подходящий предмет по форме и цвету.
- Какие геометрические фигуры нарисованы? Какие цвета здесь ты видишь?
- У каждой фигурки есть свое место в окошке. - Молодец! Справился с заданием хорошо! Ребенок отвечает на вопросы дефектолога.
Ребенок вставляет картинки в подходящие окошки.
2мин.
Развитие мелкой моторики.
Снять усталость и напряжение;
внести эмоциональный заряд;
совершенствовать общую моторику, координацию движений - Пальчиковая гимнастика
Физминутка
Появляется квадрат!
- Ты хорошо поработал. Чтобы твои пальчики не устали, давай сделаем с ними зарядку.
Будем пальчики считать 1, 2, 3, 4, 5
И фигуры называть
Вот квадрат, а вот кружок
Треугольничек и ромб,
А еще прямоугольник
И не трудно сосчитать
1, 2, 3, 4, 5
Их по счету ровно пять.
Появляется Овал!
Дефектолог. Давай разомнем свои ручки и ножки. Повторяй за мной!
Как фигурки хороши
Так и пляшут от души
Квадраты захлопали
Круги затопали
Посмотрите треугольник
Как углами завертел.
Ребенок поочередно сгибает пальчики. Начиная с мизинца, складывает пальчики обеих рук в виде геометрических фигур.
Показывает раскрытую ладошку.
Ребенок выполняет зарядку по инструкции в соответствии с текстом стихотворения.
1 мин.
1мин
Закрепление знаний об особенностях геометрических фигур, активизация связной речи, формирование способности устанавливать причинно-следственные связи, закрепление счетных операций в пределах 5и. - Работа с раздаточным материалом.
- Вот мы и пришли в гости к геометрическим фигурам. Ты им очень понравился, поэтому они хотят, чтобы ты лучше их узнал и запомнил.
Перед ребенком выкладываются карточки с изображением геометрических фигур (квадрат, треугольник, ромб, круг, овал, счетные палочки и две нитки.
- Выложи эти геометрические фигуры из счетных палочек и ответь на вопросы:
- Сколько углов у квадрата? Сколько тебе понадобится счетных палочек для выкладывания этой фигуры?
- Сколько углов у треугольника? Почему он так называется? Сколько тебе понадобится счетных палочек для выкладывания этой фигуры?
- Сколько углов у ромба? Сколько тебе понадобится счетных палочек для выкладывания этой фигуры?
- А сколько углов у круга и овала? У тебя получится их выложить с помощью счетных палочек? Правильно, не получится! Из чего можно сделать круг и овал? Ребенок называет фигуру, затем выкладывает ее из счетных палочек или ниток и отвечает на вопросы дефектолога. 3мин.
Развитие памяти, внимания, наглядно-образного мышления, мелкой моторики. Общая релаксация организма. Игра «Зеркальное рисование» Появляется Ромб!
Дефектолог дает ребенку коробку, на дне которой насыпана манная крупа.
- А теперь давай попробуем на манке нарисовать портреты геометрических фигур обеими руками! А потом посмотрим, какой рукой получились самые красивые портреты.
Ребенок указательными пальцами обеих рук одновременно рисует по очереди каждую геометрическую фигуру (круг, овал, прямоугольник, треугольник, ромб, квадрат) 1 мин.
Развитие зрительной координации, укрепление мускулатуры глаз, профилактика утомления зрительного анализатора и ухудшения зрения. - Гимнастика для глаз. - Наше путешествие в гости к геометрическим фигурам подходит к концу. Скоро нам придется возвращаться назад в детский сад. Путь будет не близкий. Для того чтобы хорошо видеть дорогу и не заблудиться, мы должны выполнить гимнастику для наших глазок.
«Глазкам нужно отдохнуть.» (закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка) Ребенок выполняет гимнастику.
1мин.
Развитие мелкой моторики, предметно-практической деятельности, сенсорных эталонов. - Выкладывание аппликации «Ракета» из геометрических фигур.
- Теперь нам пора возвращаться назад. А полетим мы на ракете! Только ее сначала нужно собрать. Состоит она из геометрических фигур. Их нужно правильно приклеить на листик, и назвать какие геометрические фигуры ты использовал.
Ребенку выдается лист с изображением контура ракеты и геометрические фигуры из цветной бумаги.
Ребенок сначала выкладывает геометрические фигуры на нужные места, затем с помощью канцелярского клея делает аппликацию «Ракета». 3мин.
Подведение итогов занятия. Заключительный этап: подведение итогов занятия, рефлексия. Появляется радостный Крош!
- Молодец! Мы сегодня с тобой побывали в гостях у геометрических фигур, узнали много нового о них.
-Давай вспомним, чем мы сегодня занимались?
- Какое задание было самое интересное?
- Какое задание самое трудное?
- Для тебя тоже есть подарок. Вот ракета, которую ты сделал, фигуры дарят ее тебе, чтобы смог еще раз прилететь к ним в гости! Ребенок беседует с педагогом, отвечает на вопросы. Прощается. 1 мин.