Наталья Кручинина
Конспект занятия по литературному чтению по произведению М. М. Зощенко «Не надо врать»
▼ Скачать + Заказать документы
Кручининой Натальей Сергеевной,
учителем начальных классов
ЧОУ ОШ «Мир знаний»
Литературное чтение, 4 класс
Тема урока: Михаил Зощенко «Не надо врать»
Тип урока: Урок изучающего чтения
Публикация «Конспект занятия по литературному чтению по произведению М, М, Зощенко „Не надо врать“» размещена в разделах
- Детская ложь. Если ребенок обманывает
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературное чтение
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Место урока в учебном плане: Произведения М. Зощенко
«Не надо врать», урок второй
Учебные задачи:
• познакомить с жизнью и творчеством автора на примере рассказа «Не надо врать»
• ознакомить с понятиями «автор-рассказчик», автор-герой произведения»;
• учить создавать образы героев (внешний вид, поступки, отношение к другим героям)
• учить определять главную мысль произведения, выявлять точку зрения автора и выражать свою точку зрения;
• отрабатывать навык чтения вслух и про себя.
Учебные умения:
• проследить идею автору, определить учащимися важность умения говорить правду в любых жизненных ситуациях;
• определять главную мысль рассказа, авторскую позицию и выражать свою точку зрения;
• выделять смысловые части рассказа;
• выразительно читать текст.
Оборудование:
• мультимедийное оборудование;
• презентация;
• читательские дневники для моделирования;
Материал к уроку:
Для учителя
• Литературное чтение : программа: 1-4 классы / Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова– М. : Просвещение, 2021г.
• Литературное чтение : 4 класс: методическое пособие / Л. А. Ефросинина, – М. : Просвещение, 2021г.
Для ученика
• Литературное чтение : 4 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч 1 / Л. А. Ефросинина - М. : Просвещение, 2021 г.
Ход урока
1. Организационный момент
- Посмотрите на доску и прочтите: «Человеческая жизнь – великое чудо. И чтобы она прошла не без пользы, нужно каждый день делать доброе, хорошее.»
- Вы согласны с этим высказыванием? Скажите, какими качествами должен обладать человек?
(Нужно быть отзывчивым, добрым честным.)
- А какими качествами должен обладать ученик на уроке?
(Нужно быть внимательными, наблюдательными, думающими и т. д.)
2. Выявление читательского опыта
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Вспомни и назови». Прочитайте отрывок из произведения и назовите автора и название. Работа по группам
1) Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой (стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Детство»)
2) Она надела кольцо на мизинец. Он был худенький, колечко на нём не удержалось, упало в глубокий снег около тропинки и сразу нырнуло на самое снежное дно. (сказка Константина Георгиевича Паустовского «Стальное колечко»)
3) В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идём, бредём домой.
(стихотворение Сергея Александровича Есенина «Бабушкины сказки»)
4) Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку… Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес: На деревню дедушке. (рассказ Антона Павловича Чехова «Ванька)
5) А на другой день учитель, как назло, вызвал меня и велел прочитать наизусть заданное стихотворение.
(рассказ Михаила Зощенко «Не надо врать»)
6) Не до ворчанья и няне седой: любит она ее смех молодой»
(Николай Алексеевич Некрасов «Саша»)
- Что объединяет эти произведения?
(произведения о детях)
- Произведения какого автора мы сейчас читаем? (М. М. Зощенко)
- Что мы о нем знаем? Заполните пропуски. Работа по группам.
- К какому жанру можно отнести эти произведения?
(Эти произведения юмористические)
- Какими качествами должен обладать писатель, создающий юмористические произведения?
- Что такое юмор?
3. Постановка учебной задачи
- Напомните, с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? Напишите аннотацию к этому произведению.
- Проверим, как внимательно вы читали это произведение. Выполните тест.
- Как вы думаете, мы закончили работу над этим произведением?
(Работа не завершена. Мы не работали над образами героев)
- Сформулируйте задачи сегодняшнего урока.
(Нужно составить портрет главного героя, определить положительных и отрицательных героев, выявить точку зрения автора и выражать свою точку зрения, определить главную мысль произведения)
4. Анализ произведения по группам
1-ая группа:
Составьте синквейн по теме: Минька и Лелька. Кто тебе симпатичен?
2-ая группа:
Разгадайте кроссворд по произведению М. М. Зощенко «Не надо врать»
3-я группа:
Расставьте пункты плана в нужном порядке и подготовьте краткий пересказ.
5. Обсуждение прочитанного.
• Из рассказа становится ясно, каким человеком был папа Миньки и Лёли. Укажи одну черту характера папы. Докажи.
• Почему, по словам папы, «люди, которые идут на враньё и обман – смешны и комичны»
6. Объяснение пословиц.
- Как вы понимаете значение пословиц?
• Вчера солгал, а сегодня лгуном обзывают.
• Ветра не удержишь, правды не скроешь.
• Как ни хитри, а правды не перехитришь.
• Правда-матушка светла живет, ложь под тыном прячется.
7. Итог урока
- Давайте попробуем сформулировать главную мысль произведения.
(Нужно найти смелость, чтобы рассказать правду. Тайное всегда становится явным.)
- Какой урок вынес Минька из этой истории?
- Как вы думаете, говорить правду всегда трудно?
- Чему учит этот рассказ?
8. Рефлексия (слайд №18)
Закончите урок одним из предложений:
• Урок привлек меня тем …
• Я задумался о …
• Хотелось бы поблагодарить …
9. Самооценка
- Оцените качество своей работы на уроке. Все ли у вас получилось?
(Дети оценивают себя на «Лесенке успеха»)
10. Домашнее задание:
Прочитать «Тридцать лет спустя» М. М. Зощенко