Татьяна Крылова
Конспект «Художники в мастерской»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад» №6 «Солнышко».
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области
«Художественное – эстетическое развитие» (рисование)
в старшей группе на тему
«Художники в мастерской»
Выполнила:
Воспитатель: Крылова Т. Л.
1 квалификационной категории
г. Семенов
2016 г.
Программное содержание:
1. Формировать умение детей рисовать основной завиток плавным неотрывным движением руки.
Публикация «Конспект „Художники в мастерской“» размещена в разделах
2. Побуждать детей к самостоятельному выбору элементов хохломского узора: цветов, ягод, листьев, травки.
3. Предоставить детям материал с учё том уровня развития:
детям с 1 уровнем развития предоставить возможность рисовать на деревянных изделиях на на двух завитках;
детям со 2 уровнем развития - рисовать на деревянных изделиях на одном завитке;
детям 3уровня развития - на бумажных трафаретах на одном завитке (по наметке)
4. Совершенствовать технику рисования концом кисти, всем ворсом, умение варьировать кистью в разных направлениях; закреплять умение пользоваться тычком.
5. Воспитать у детей желание задумывать и рисовать композицию из растительно - травочного орнамента на деревянных изделиях и бумажных трафаретах.
6. Воспитать у детей интерес к народно-прикладному искусству родного края, через легенду; уважение к работе народных мастеров.
7. Развивать творческие способности детей, чувство композиции, цвета.
Предварительная работа:
1. Экскурсия на фабрику «Хохломская роспись»
2. Рассматривание хохломских изделий, стилизованных образцов, книг, альбомов.
3. Рисование элементов хохломского узора, составление композиций.
4. Проведены занятия:
Беседа «Наша хохлома»
Узор на платке (узор на квадрате из ягод и листьев рябины).
«Хохломская роспись – алых ягод россыпь».
«Волшебные узоры хохломы».
«В гостях у Василисы» (рисование основного завитка).
«Роспись посуды».
Индивидуальная работа с детьми.
Материал:
Тонированные деревянные изделия и бумажные трафареты 3х цветов (жёлтые, красные, чёрные,
Гуашь 4х цветов: красная, жёлтая, зелёная, чёрная;
Хохломские изделия;
кисти, тычки, музыкальное сопровождение.
Методы и приё мы:
показ способа изображения,
вопросы к детям, напоминания,
художественное слово, использование музыки.
Словарная работа:
Болванка, «бельё», грунтовка, серебрянка, основной завиток,
Ягоды – наливные, золотые, спелые и т. д.
Трилистник – резной;
Травка – пушистая, гладкая, кудрится и т. д.
Ход занятия:
- Я приглашаю вас в свою художественную мастерскую, в дивный мир Хохломы. Посмотрите, сколько здесь хохломской посуды, Вспомните, почему эта роспись называется хохломской?
Дети: - Давным – давно было село Хохлома, где точили деревянные чаши, ложки и расписывали узором. От сюда и название хохломская роспись.
- А как начинался этот удивительно красивый промысел, об этом даже легенду придумали.
-Говорят, будто давным – давно поселился в лесу за Волгой мужичок – умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил Посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал посыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и её угостил. Задела Жар-птица золотым крылом чашу с кашей, потеряла перо, и стал мужичок тем золотым пером посуду расписывать.
Это легенда. А мастера много сил да умений тратят, чтобы изготовлять чудесную хохломскую посуду. А когда посуду распишут узорами, её покрывают лаком и ставят в горячую печь. От жара лак желтеет и посуда становится как золотая.
Как волшебница Жар-птица
не выходит из ума
Чародейка, мастерица – Золотая Хохлома!
И богата, и красива
Гостю рада от души-
Кубки, чаши и ковши!
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета,
И ромашки луговин.
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древне-суздальской парчи!
-Дети, а помните мы с вами ходили на экскурсию на фабрику «Хохломская роспись».
- Так вот мастера узнали, что мы с вами тоже учимся расписывать изделия хохломским узором, и предложили участвовать в выставке.
- Хотите как настоящие художники создавать красоту своими руками?
Дети: Да.
- Предлагаю вам выбрать форму, какая вам нравится. Подумайте каким узором вы её украсите. Сейчас вы начнёте рисовать и у каждого из вас получится свой неповторимый узор.
- Напомните, какие элементы узора используются в хохломской росписи.
Дети: - Перышки, завитки, трилистники, цветы, ягоды, разживка.
- Художница рисует в определённой последовательности, а что она рисует сначала?
Дети: - Сначала нужно нарисовать основной завиток
- Не забывайте, что основной завиток нужно рисовать неотрывно, плавным движением.
Посмотрите, я напомню.
В хохломе важней всего
Завиток, веди его
Снизу вверх и закрути,
Тонкой линией веди.
- Попробуйте вместе со мной нарисовать завиток в воздухе пальчиком.
(Обрисовывающий жест).
- А что рисуем потом?
Дети: - Цветы или ягоды.
- Где нарисуете цветы, ягоды?
Дети: - На конце завитка.
- А что рисуем потом?
Дети: - Трилистники, травку, потом сделаем разживку.
- А теперь подумайте, чем вы украсите своё изделие? Какой цвет подберёте, в соответствии с фоном? (Спросить 2-3 детей).
- Таня, что ты нарисуешь на своей красной тарелочке и каким цветом?
Дети: - На красной тарелочке я нарисую жёлтые цветы или ягоды, зелёные листья и чёрную травку, жёлтую разживку.
- Ну что ж ребята, постараемся, удивим нашим мастерством, нарисуем на посуде узоры кручёные, золочёные.
Дети начинают рисовать.
Индивидуальная работа:
В процессе рисования слежу за осанкой детей, за правильным положением кисти. Помогаю детям, которые затрудняются в составлении плана работы, подборе элементов, сочетании цветов, в оформлении замысла.
- С чего начнёшь рисовать?
- Какую краску выберешь?
- Где расположишь цветы и листья?
Использую совет, вопрос:
– Что можно ещё нарисовать? (Вот посмотри здесь у тебя есть свободное место – что можно ещё нарисовать)
Поощряю детей:
- Как ты красиво нарисовал травку, вьётся, как настоящая.
Отмечаю на отдельные элементы хохломского узора, на их выразительность:
- «смородина как настоящая, спелая; ярко выделяется на чёрном фоне».
В процессе рисования звучит мелодия, читаются воспитателем строки из стихотворения:
Ликуя, искрясь, играя
Все краски горят сполна
И кажется мастерская
Чудесником создана
Вглядишься в узор старинный
Посмотришь на чистый цвет
И видишь: то гроздь рябины,
То звонкий лесной рассвет.
За 5 минут до окончания занятия предлагаю заканчивать, выставляю работы на доске в 3 ряда: отдельно красные, жёлтые, чёрные.
Рефлексия:
- Посмотрите дети, сколько много изделий вы расписали красивыми узорами. Дети, представьте, что вы на выставке. Посмотрите, какое бы изделие вам понравилось больше всего.
(Ответы 2-3 детей).
Роспись хохломская, словно колдовская
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий
Всех чудесней наша хохлома.