Елена Лапина
Конспект групповой консультации-практикума «Речевые игры в логопедической работе с детьми ОНР»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Аленка»
Конспект групповой консультации – практикума на тему «Речевые игры в логопедической работе с детьми с ОНР»
Лапина Елена Сергеевна,
учитель-логопед
1 квалификационная категория
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Цель: Создать условия для ознакомления родителей с речевыми играми.
Публикация «Конспект групповой консультации-практикума „Речевые игры в логопедической работе с детьми ОНР“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семинар, практикум
- Темочки
Участники: учитель- логопед, родители.
План консультации-практикума
1. Вступительная часть.
2. Теоретическая часть (презентация).
3. Практическая часть.
4. Рефлексия.
Предварительная работа : подбор материала по данной теме; составление презентации, подготовка помещения для семинара-практикума, изготовление памяток для родителей.
Оборудование: презентация, 20 жетонов четырех цветов, мячик, дудка, вертушка, воздушный шарик, мыльные пузыри, свисток; карточки для артикуляционной гимнастики: «Маляр», «Чашка», «Парус», «Лошадка», «Индюк», «Дятел»; шишка, грецкий орех, мячик с шипами, карандаш, мячик, набитый рисом; «звуковая линейка», 30 смайликов из бумаги, ручки; памятки для родителей «Правила красивой речи», видеопроектор.
I. Вводная часть
На экране демонстрируется слайд с темой семинара.
Родители входят в зал. Логопед раздает им разноцветные жетоны.
Логопед. Здравствуйте, дорогие родители. Мне бы хотелось, чтобы сегодня вы были не только слушателями, но и полноценными участниками встречи. Прежде чем начать наш разговор о речи, давайте познакомимся и узнаем, что вы ждете от встречи.
Логопед по очереди бросает мяч родителям. Каждый называет свое имя и говорит, что ожидает от мероприятия.
II. Основная часть
Логопед. Для каждой мамы свой ребенок самый лучший, самый умный. И наверняка родители хотят, чтобы их дети были успешными.
Я – мама. Это много или мало?
Я – мама. Это счастье или крест?
И невозможно все начать сначала,
И я молюсь теперь за то, что есть:
За плач ночной, за молоко, пеленки,
За первый шаг, за первые слова.
За всех детей. За каждого ребенка.
Я – мама! И поэтому права.
Я – целый мир. Я – жизни возрожденье.
И я весь свет хотела бы обнять.
Я – мама. Мама! Это наслажденье
Никто не в силах у меня отнять!
У большинства родителей возникают вопросы: «Почему у моего ребенка нарушена речь? Что делать?» Назову самые распространенные причины: наследственность (нарушения речи, интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития, тугоухость, осложнения во время беременности (болезни, резус-конфликт, сахарный диабет и др., проблемы во время родов (асфиксии, обвитие пуповиной, травмы и др., проблемы в послеродовом периоде ( болезни до 3 лет: менингит, энцефалит; психомоторное развитие и т. д.).
Все это может повлиять на развитие речи ребенка. Для полноценного восприятия речи ребенок должен хорошо слышать и видеть артикуляционный аппарат говорящего, у него должны хорошо функционировать язык, губы, щеки, голосовые связки. Когда мы говорим, нервные импульсы от коры головного мозга идут к периферии нервной системы и поступают к речевому центру, возникает речь. Таким образом, за речь отвечает не только язык, но и целая система: кора головного мозга, проводящие пути в виде нервных импульсов и органы артикуляции. Звуки, слова, предложения появятся у ребенка, которому мама поет колыбельные, читает стихи. Так создается речевая среда.
Часто у родителей возникает вопрос: «Когда надо заниматься с логопедом?» Рассмотрим нормы развития речи по годам жизни ребенка. К концу первого года он должен уметь произносить около 10 простых слов: «мама», «баба», «папа», «дай» и т. п. К концу второго года словарь достигает 200 слов. К трем годам появляются фраза и предложение, текст.
К четырем годам дети должны произносить все звуки, кроме шипящих и сонорных. Ребенок может рассказать короткие стихи, сказки, вести беседу. К пяти годам ребенок в норме произносит все звуки.
А сейчас перейдем к практической части. С учетом возраста наших детей все упражнения для развития речи должны выполняться в доступной для них деятельности. В какой? Совершенно верно, в игре, поскольку она служит основным видом деятельности дошкольников.
Сегодня я покажу вам несколько игр и игровых упражнений, которые мы используем в работе по коррекции звукопроизношения. Они направлены на выработку речевого дыхания, развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики и фонематического слуха.
Упражнения на дыхание
Логопед. Приглашаю родителей с синим жетоном. Для правильной речи необходимо речевое дыхание. В его формировании нам помогут следующие упражнения.
• «Кошка»
Вдох через нос, выдох через рот с поворотом корпуса.
• «Насос»
Вдох через нос, выдох через рот с наклоном корпуса вниз.
• «Шарик»
Вдох через нос, «надуваем шарик» в области живота, выдыхаем через рот.
Не каждый родитель может профессионально выполнить эти упражнения дома, и не всегда есть на это время. Однако у каждого дома есть игрушки для развития дыхания. Я принесла их с собой. Как вы думаете, что это? Дудка, вертушка, свисток, воздушный шар, приспособление для мыльных пузырей.
Родители дуют в дудку, свистят в свисток, надувают воздушные шары, дуют на вертушку, пускают мыльные пузыри.
Особенно важно выполнять дыхательную гимнастику детям с заиканием, с носовым оттенком речи, слабым речевым выдохом. Спасибо за участие. Присаживайтесь.
Артикуляционная гимнастика
Логопед. Большую роль в развитии звукопроизношения играет артикуляционная гимнастика. Для постановки каждого звука существуют специальные комплексы упражнений. Мы сегодня выполним комплекс упражнений для постановки звука [р]. Приглашаю родителей с розовыми жетонами. Упражнения выполняются под счет до пяти.
• Упражнение «Маляр»
Облизать «широким» языком верхнюю и нижнюю губу.
• Упражнение «Лошадка»
Пощелкать языком.
• Упражнение «Индюк»
Высунуть язык и произнести «Бл-бл-бл».
• Упражнение «Дятел»
Громко произнести звук [д], язык напряженный.
Родители повторяют упражнения.
Дети с удовольствием выполняют эти упражнения. Можно придумывать с ними сказки.
Некоторые дети не могут выполнить данные упражнения. В этом случае применяется логопедический массаж или медикаментозное лечение.
Упражнения на развитие мелкой моторики
Логопед. Учеными доказано, что речь находится на кончиках пальцев. Как вы это понимаете?
Родители отвечают.
Пальчиковая гимнастика «Замок»
На двери висит замок.
Родители быстро соединяют пальцы «в замок» и разъединяют их.
Кто его открыть бы смог?
Потянули!
Тянут пальцы «в замке», но не разъединяют.
Покрутили!
Двигают сцепленными пальцами из стороны в сторону.
Постучали!
Пальцы «в замке», стучат основаниями ладоней друг о друга.
И открыли!
Расцепляют пальцы.
Самомассаж «Ладошка»
Твоя ладошка - это пруд,
По ней кораблики плывут.
Родители медленно водят согнутым указательным пальцем по ладони.
Твоя ладошка, как лужок,
А сверху падает снежок.
Дотрагиваются кончиками пальцев до ладони.
Твоя ладошка, как тетрадь,
В тетради можно рисовать.
Указательным пальцем «рисуют» солнышко и др.
Твоя ладошка, как окно,
Его помыть пора давно.
Трут ладонь пальцами, сжатыми в кулак.
Твоя ладошка, как дорожка,
А по дорожке ходят кошки.
Осторожно «ходят» пальцами обеих рук.
Логопед. А теперь пусть выйдут родители, у которых зеленые жетоны.
Родители выходят.
Массаж можно делать не только руками, но и предметами.
Логопед раздает шишки, грецкие орехи, мячики с шипами, карандаши, мячики, набитые рисом.
Сожмите предметы в правой руке, теперь в левой. Покатайте их медленно между ладонями, а теперь покатайте быстро.
Родители выполняют задания.
Чтобы речь развивалась, такой массаж желательно сопровождать проговариванием текста.
Самомассаж «Ежики»
Родители катают предметы между ладонями.
Ежики, ежики,
Наточили, наточили,
Ножики, ножики,
Ну-ка вместе,
Ну-ка дружно!
Девочки!
Мальчики!
А можно отрабатывать звуки.
Например.
Ра-ра-ра-
Родители сжимают предметы в ладони 3 раза, перекладывают их в другую руку.
На улице жара.
Сжимают их также 3 раза.
Спасибо. Присаживайтесь.
Игры на развитие фонематического слуха
Последнее направление – упражнения на развитие фонематического слуха. Детям младшего возраста нужно слушать и распознавать разные звуки (шум транспорта, улицы, голоса). С детьми постарше можно играть в игру «Услышь слово».
• «Услышь слово»
Логопед произносит слова, а родители хлопают в ладоши, когда слышат слово «речь».
В индивидуальной работе это упражнение можно использовать с водой или песком. Например, когда ребенок услышит нужное слово, он должен спрятать руки в воду или песок.
Логопед. А теперь я приглашаю родителей с оранжевыми жетонами.
• «Цепочка»
Нужно придумать слово на заданный слог. Дотронуться рукой до соседа – таким образом передать сигнал.
Вариант. Нужно придумать слово (шар – роза – апельсин – нос – слон).
• «Звуковая линейка»
Эта довольно сложная игра проводится со старшими дошкольниками. Нужно определить место звука в слове (в начале слова, середине, конце). Если звук стоит в начале слова, бусинку надо поставить в начале линейки, если в середине – бусинку ставим в середину линейки, если в конце – бусинку ставим в конце линейки.
Логопед. Итак, чтобы ребенок правильно говорил звуки, он должен их слышать.
На этом наша встреча подошла к концу. Мне было очень приятно с вами общаться. Я надеюсь, что вы получили полезную для вас информацию.
III. Заключительная часть
Рефлексия «Смайлики»
Логопед. Мне бы очень хотелось узнать ваши впечатления о сегодняшней встрече. Прошу взять смайлики, на обратной стороне написать пожелание, просьбу, а может, замечание.
Родители выполняют задание.
Большое спасибо. А напоследок я хочу раздать вам памятки по развитию речи детей.
Логопед раздает памятки родителям.
Памятка «Правильной красивой речи»
Уважаемые мамы и папы!
Развитие речи – главное в этом возрасте. Необходимо ежедневно и многократно:
- делать пальчиковую гимнастику;
- выполнять зарядку для языка и губ;
- повторять звуки и слова, четко проговаривая их и глядя ребенку в лицо;
- читать стихи и сказки.
Следите за своей речью, не сюсюкайте с ребенком, не допускайте нецензурных выражений! Отвечайте на все вопросы детей, но конкретно и коротко. Помните, что дети, как губка, впитывают все, что слышат от взрослых.
Спасибо за внимание. До свидания.
Список используемой и рекомендованной литературы
Косинова Е. М. Грибы и цветы. Демонстрационные интерактивные карточки по познавательно-речевому развитию. М. ,2013
Косинова Е. М. Овощи. Демонстрационные интерактивные карточки по познавательно-речевому развитию. М. ,2013
Косинова Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М., 2011
Косинова Е. М. Фрукты. Демонстрационные интерактивные карточки по познавательно-речевому развитию. М. ,2013