Мария Андреевна Ходарева
Конспект группового логопедического занятия «Звук [j], буква «Й» для детей с ТНР подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные севера и юга».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• закреплять знания детей о животных севера и юга;
• закреплять умения детей правильно называть их детенышей;
• закреплять умения согласовывать притяжательные прилагательные с существительными;
• закреплять правильное произношение звука [j];
• продолжать работу по звуковому анализу и синтезу слов;
• познакомить с графическим образом буквы «Й»;
• закрепить умение детей выделять звук [j] из ряда слов;
• упражнять в определение места звука в слове (начало, середина, конец слова);
Коррекционно-развивающие:
• развивать словообразование и словоизменение.
• развивать фонематический слух;
• развивать связную речь;
• развивать мелкую моторику, мышление, внимание;
Воспитательные:
• формировать у детей чувство коллективизма, готовность прийти на помощь;
• воспитывать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом;
• формировать навыки самостоятельности, активности.
Оборудование: индивидуальные зеркала, сюжетные картинки с изображениями животных севера и юга, предметная картинка «Загадочное животное», сюжетная картинка «Поезд»; пазлы «Животные севера и юга», звуковички - магниты (синие, зелёные, красные, предметные картинки, индивидуальные зеркала, раздаточный материал, цветные карандаши.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Но сначала отгадайте загадки.
-Он трубит, но не трубач,
Всеми признанный силач.
Стоя спит под пальмой он.
Догадались? Это - (СЛОН)
-В жаркой Африке гуляет,
Длинной шеей удивляет.
Сам высокий, будто шкаф.
А зовут его … (ЖИРАФ)
-И зимой, и летом
В черный фрак одет он.
Очень важный господин
По фамилии … (ПИНГВИН)
- Среди льдин рыбешку ищет
И пловец-каких не сыщешь!
До чего же зверь хорош-
Гладкий, сильный этот … (МОРЖ)
- Молодцы, справились с заданием. А вы догадались, куда мы сегодня поедем?
II. Основная часть занятия.
1. Введение в тему занятия.
- Сейчас мы с вами отправляемся в путешествие. Сначала поедем на юг. В жарких странах круглый год лето. В лесах живут слоны, обезьяны, жирафы, на равнинах пасутся и охотятся тигры, львы, пантеры, леопарды, носороги, косули, антилопы, кенгуру. В водоемах - крокодилы и бегемоты. Эти животные имеют разнообразную окраску - желто-коричневую, пятнистую, полосатую, зеленую. Это им помогает защищаться от врагов. Ребята, как вы думаете, на чем можно добраться до юга?
- Правильно, мы поедем на поезде.
2. Упражнение «Угадай-ка»
- А пока мы едем, давайте поиграем в игру «Угадай-ка». Угадайте, ребята, про кого я говорю:
- Лазает по деревьям…
- Висит на хвосте…
- Рычит…
- Большие уши у…
- Длинная шея у…
- Молодцы. Пока мы играли, не заметили, как приехали.
На доске сюжетная картинка «Животные жарких стран».
- Ребята, кого вы увидели?
Дети отвечают.
Логопед обращает внимание детей на отличительные черты каждого животного, спрашивает, что они едят, как называются их детеныши.
3. Пальчиковая гимнастика «В жарких странах».
Если в жаркую страну
Я случайно попаду,
(сжимать и разжимать пальцы в кулаки)
То увижу там шакала,
(Соединить все пальцы обеих рук с большими, образуя «бинокль», поднести к глазам)
Кенгуру, гиппопотама,
Обезьяну, тигра, льва,
(Поочередно загибать пальцы одновременно на обеих руках)
Крокодила и слона.
(Сжимать и разжимать пальцы правой руки в кулак)
Хорошо живется им-
(Сжимать и разжимать пальцы левой руки в кулак)
Не бывает снежных зим.
(Хлопнуть в ладоши и развести руки в стороны).
- Молодцы. Теперь, ребята, мы отправимся на север. Север - это такое место на земле, где почти целый год зима. Земля покрыта толстым слоем снега, где мало растений, а реки, озера и моря покрыты толстым льдом, поэтому там все животные бело-серого цвета, чтобы им легче было спрятаться от врагов. На севере живут белые медведи, северные олени, песцы, пингвины, моржи, тюлени, полярные совы.
4. Упражнение «Сравни-ка»
- А пока мы едем, давайте поиграем в игру «Сравни-ка».
- У бурого медведя шерсть коричневая, а у северного медведя …
- Бурый медведь питается малиной, овсом, медом, а северный …
- Лось-это дикое животное, а северный олень …
- Лось питается ветками деревьев, корешками, сеном, а северный олень …
Дети дополняют предложения.
- Время пролетело незаметно, мы уже приехали.
На доске сюжетная картинка «Животные севера». Дети отвечают на вопросы. Логопед обращает внимание детей на отличительные черты животных.
5. Физминутка.
Вот большой стеклянный чайник.
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень крупные, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес. Дети надули животик,
одну руку поставили на пояс, другую изогнули.
Присели, одну руку поставили на пояс.
Кружатся, «рисуя» руками круг.
Потянулись, сомкнули руки над головой.
Легли, вытянулись.
6. Упражнение «четвертый лишний»
- Олень, морж, кабан, тюлень;
- Грибы, желуди, ягель, малина;
- Слон, тюлень, бегемот, носорог;
- Бурый, рыжий, белый, пятнистый.
7. Упражнение «Подбери слово»
- Давайте попробуем определить, в каких словах может встречаться звук [j]. Ответьте на вопросы. Если вы правильно подберете ответ, то в ваших словах будет звук [j]:
-Что мы произносим, когда нам неожиданно становится больно? (Ой)
-Когда мы чего-то испугались? (Ай)
-Крошечная девочка, которая жила в цветке? (Дюймовочка)
-Кто похитил Царевну-лягушку у Ивана- царевича? (Кощей Бессмертный)
-Как зовут мальчика, который ничего не знает? (Незнайка)
-Мальчика, который ничего не хочет делать? (Лентяй)
8. Артикуляция звука [j]:
- Давайте поможем Кеше описать звук [j]. Когда мы произносим звук Й, воздух встречает на пути преграду?
- Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук?» (Согласный.)
- Что мешает воздуху проходить свободно (воздуху мешает язычок, который спинкой прижимается к небу).
- А этот звук звонкий или глухой?» (Чтобы ответить на ваш вопрос, дети закрывают ушки ладонями и произносят звук [й]. Если ушки «гудят», этот звук звонкий, если не гудят - глухой. Также можно для проверки приложить ладонь к горлышку).
- Послушайте и скажите, этот звук произносится мягко или твердо? (Обратить внимание детей на то, что этот звук всегда мягкий).
9. Характеристика звука [j].
- А теперь давайте дадим полную характеристику звуку Й и подружим букву Й с гномиком (Вызвать ребенка к доске): этот звук согласный, звонкий, может быть только мягким.
— губки слегка в улыбке;
— зубки сближены;
— кончик язычка за нижними зубками, спинка язычка приподнята к твердому небу, образуя щель, через которую проходит воздушная струя;
— горлышко «работает».
Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху, мягкий.
10. Работа с раздаточным материалом
- Ребята, послушайте стихотворение про букву «Й».
Букву Й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
- Выполните упражнения на листочках.
III. Итог занятия.
- Ребята, где мы сегодня с вами были? Кого видели? Понравилось ли вам занятие? Кому было трудно? В чем возникли трудности?