Ольга Лапина
«В саду осенью». Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе по развитию связной монологической речи
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать связную монологическую речь посредством сюжетной картины.
Задачи:
Коррекционно - образовательные: совершенствовать умение грамматически правильно оформлять предложение, подбирать слова – признаки, синонимы к слову; упражнять в словообразовании и словоизменении.
Коррекционно - развивающие: развивать навык составления повествовательного рассказа по сюжетной картине связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль; мышление, память, зрительное восприятие.
Коррекционно - воспитательные: повышать самооценку детей; формировать положительную установку на участие в занятии.
Оборудование: сюжетная картина «В саду осенью», флажки.
Словарная работа: садовод, овощевод, плодоовощевод, сноп, запасиха, подбериха, перерабатывающий комбинат.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, дидактическая игра «Времена года», «Часть и целое», «Урожай».
Ход занятия
I. Вводная часть.
1) Организационный момент (дается положительная и эмоциональная установка на занятия)
Логотренинг «Осень». Самомассаж лица
Логопед: (Дети выполняют круговые движения пальцами обеих рук от носа к ушам, от подбородка к ушам)
Осень в гости к нам пришла
Сильный ветер принесла
Листья пестрые летят
Осень любит листопад!
(Дети выполняют точечные движения пальцами от переносицы к вискам, от носа к ушам, от подбородка к ушам)
Осень в гости к нам пришла,
Дождь с собою принесла.
Мелкий дождик моросит
У деревьев грустный вид.
(Дети выполняют пощипывающие движения)
Осень в гости к нам пришла,
В огород нас позвал.
Не ленись, поспевай
Собирай-ка урожая.
II. Основная часть.
Логопед, дети вспоминают народные приметы, пословицы и поговорки об осени.
Логопед и дети: Лето со снопами, осень с пирогами. Осень – запасиха, зима – подбериха. Весна красна цветами, а осень – плодами. Осенью и воробей богат.
Логопед: Когда собирают урожай в садах, огородах?
Дети: Урожай собирают летом и осенью.
Логопед: Где собирают урожай?
Дети: В садах собирают урожай фруктов.
Логопед: Что убирают с полей?
Дети: С полей убирают овощи: картофель, капусту, морковь, свёклу.
Логопед: Кто вырастил богатый урожай овощей и фруктов.
Дети: Садоводы, овощеводы вырастили урожай.
Логопед: Сейчас людей этих профессий называют также плодоовощеводы. А где продают овощи и фрукты?
Дети: В магазинах, на рынке продают много ароматных яблок и груш, сочных помидоров, хрустящих огрцов.
Логопед: Чем нас радует осень?
Дети: Осень нас радует вкусными плодами.
Игра «Кто больше?»
Логопед: Рассмотрите картинку. Назовите, кто изображен на ней.
Дети: Люди, садоводы, мужчины, женщины, дети.
Логопед: Какие еще предметы есть на картинке?
Дети: На картинке изображены деревья, лестницы, ящики.
Логопед: Какое время года изображено на картинке?
Дети: На картинке нарисована осень.
Логопед: Почему вы так думаете?
Дети: Многие сорта яблок поспевают к осени, дети и взрослые одеты тепло, вдали видно пустое поле.
Логопед: Что делают взрослые?
Дети: Собирают урожай яблок, подставляют к яблоням лестницы и срывают спелые плоды, заворачивают яблоки в бумагу, укладывают в ящики.
Логопед: Как взрослым помогают дети?
Дети: Дети собирают в корзины упавшие яблоки.
Логопед: Куда пойдет урожай, выращенный в саду?
Дети: Яблоки будут продавать в магазинах и на рынке, а также пойдут на перерабатывающие комбинаты, где из них сделают джем, варенье, сок, пюре, повидло.
Логопед: Как можно назвать эту картинку?
Дети: «Сбор яблок», «Уборка урожая», «Работа в саду осенью».
Игра «Передай флажок»
Дети выбирают два объекта на картинке, передают флажок тому, кто должен придумать предложение об этих объектах.
1-й ребенок (составляет предложения о взрослых и детях). Взрослые срывают плоды с деревьев, а дети собирают в корзины упавшие яблоки. Дети помогают взрослым собирать яблоки.
2- й ребенок (составляет предложение о мальчике и корзине) Мальчик подбирает яблоки с земли и кладет их в корзину.
3-й ребенок (составляет предложения о женщине и лестнице) Женщина подставила лестницу к яблоне и срывает плоды. Стоя на лестнице, женщина срывает яблоки.
4-й ребенок (составляет предложение о яблоках и ящиках) Самые румяные яблоки лежат в ящиках.
5-й ребенок (составляет предложения о детях и яблонях) Под яблонями дети ищут упавшие яблоки.
Зрительная гимнастика
Логопед: Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в этом яблоневом саду. Какие звуки вы могли бы услышать там?
Дети: разговоры людей, пение птиц, шелест листьев, стрекотание кузнечиков.
Логопед: Чем пахнет в яблоневом саду7
Дети: В яблоневом саду пахнет яблоками.
Логопед: Опишите, какие они?
Дети: Вкусные, ароматные, сочные, хрустящие, сладкие.
Составление рассказа «В саду осенью» по картинке и вопросному плану
Логопед: Как мы можем начать рассказ?
Дети: Наступила осень.
Логопед: Что в саду сделали садоводы?
Дети: Садоводы начали сбор яблок в саду. Они подставляют к яблоням лестницы и осторожно срывают спелые плоды. Самые лучшие яблоки работницы заворачивают в бумагу и укладывают в ящики. Потом эти яблоки отправят в магазин, на рынок и на перерабатывающие комбинаты. Из них приготовят сок, пюре, повидло.
Логопед: Что делают дети?
Дети: Дети собирают в корзины упавшие яблоки. Они самые мягкие, сочные, спелые.
Логопед: Выразите свое отношение к труду взрослых и детей.
Дети: Очень дружно трудятся взрослые и дети. Богатый урожай собрали люди.
Игра «Подбери слово»
Логопед: Пришла, наступила, настала, подоспела…
Дети: Осень.
Логопед: Дружно, прилежно, старательно…
Дети: Работали.
Логопед: Крепкие, свежие, хрупкие, ароматные…
Дети: Яблоки…
Логопед: Трудились. Помогали, собирали, работали…
Дети: Дети.
Игра «Скажи иначе» (слова – синонимы)
Логопед: наступила осень.
Дети: Настала осень. Пришла осень
Логопед: Садоводы приступили к сбору урожая.
Дети: Садоводы начали собирать урожай.
Логопед: Дети работали вместе со взрослыми.
Дети: Дети помогали взрослым собирать урожай.
Логопед: Женщина доставал яблоки с дерева.
Дети: Женщина срывала яблоки с дерева.
Логопед: Дети поднимали упавшие яблоки.
Дети: Дети собирали с земли упавшие яблоки.
Физминутка «Яблоко» (движения в соответствии с текстом)
Вот так яблоко! Оно
Соку сладкого полно.
Руку протяните, яблоко сорвите.
Стал ветер веточку качать,
Трудно яблоки достать.
Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблоко сорву.
Пересказ по картинке (сначала дети пересказывают текст полностью, затем выборочно – труд взрослых, труд детей).
III. Рефлексия.
Логопед: Дети, скажите, было ли легко выполнять сегодня задания? Сейчас я предложу вам звёздочки.
Если было интересно и легко – возьмите зелёную звёздочку. Если было интересно и немного сложно – возьмите желтую звёздочку, а если было сложно – возьмите красную звёздочку. (В зависимости от выбранного цвета задать вопросы)
- Расскажите, что было интересно? Про кого мы сегодня составляли рассказ? Что было изображено на картине? А какую помощь вы оказываете собирая урожай? (Если будут желтые или красные звёздочки спросить, что было трудно и подбодрить, что мы ещё потренируемся, и выполнение этого задание уже не будет трудным).