МААМ-картинки

Психолого-педагогическое сопровождение детей в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения

Яна Козлова
Психолого-педагогическое сопровождение детей в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы

Психолого-педагогическое сопровождение детей в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения

Автор: Козлова Яна Борисовна, педагог-психолог

С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенно меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких родственников, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, другой стиль общения. Все это создает стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (страхам, капризам, истерикам, отказу от еды, частым болезням, психической регрессии).

Чем старше ребенок, тем быстрее он может адаптироваться к новым условиям. Поэтому особо остро проблема адаптации стоит с детьми раннего возраста. Дети этого возраста наиболее ранимы, они менее приспособлены к отрыву от семьи.

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, новое, незнакомое для него пространство. Несмотря на сложности в адаптации, я всё-таки считаю, что именно в раннем возрасте родители должны отдавать ребенка в детский сад.

Практика показывает, психологические и физиологические проблемы отделяют ребенка от родителей нередко показывают формирование негативных эмоций и впечатлений родителей по отношению к дошкольному образовательному учреждению. Сети телерадиовещания, интернет, отзывы о дошкольных образовательных учреждениях по большей части несут негативную информационную составляющую, которая действительно «пугает» родителей, чьи дети поступают в детский сад, а также мешает стать полноценными участниками всех образовательных процессов. Данные факты подтверждают о необходимости работы в период адаптации не только с дошкольником, но и с их родителями.

Психолого-педагогическую компетентность родителей стоит повышать с помощью психолого-педагогического сопровождения, этот способ позволяет сформировать положительное, позитивное отношение к образовательному учреждению, наладить взаимоотношения с сотрудниками детского сада и коллектива родительской группы. Впрочем, в большей степени, часть психолого-педагогических исследований анализирует и описывает психолого-педагогическое сопровождение детей в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению, тем временем как психолого-педагогическое сопровождение родителей освещено не слишком значительно.

Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к дошкольному образовательному

учреждению

1. Характеристика социальной адаптации детей раннего возраста к

дошкольной образовательной организации

Начало учебного года предполагает трансформацию в жизни несовершеннолетнего, которому отныне придется разлучиться со своей семьей, покинуть свой дом, переехать в совершенно неизвестное пространство. В период адаптации дети изучают новые аспекты и процедуры. Столкнувшись с этими изменениями, ребенок может выработать каналы отторжения, которые совершенно нормальны в этот период. Взрослые обязательно должны понимать детей и давать им время, необходимое для нормализации ситуации. Это изменение не только затрагивает самых маленьких, но и семью, которая впервые отделяется от нее. Чувство неуверенности, вины, страха также распространено среди родителей. Проявление определенных негативных эмоций может иметь последствия для дошкольника, что еще больше затрудняет процесс. Период адаптации может быть прекращен, когда детям удастся обрести некоторую эмоциональную стабильность.

Социальная адаптация – процесс овладения системой знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, культивируемых конкретным обществом, социальной общностью, группой.

Во время адаптации дети будут главными героями, так как им придется разработать свои собственные своеобразные стратегии преодоления трудностей: разработать процесс отделения от своих фигур привязанности, установить новые аффективные связи со взрослыми и другими детьми, взять на себя отношения с новой средой и ее динамикой, начать выражать свои эмоции и потребности. Этот процесс варьируется от момента поступления детей в детский сад до достижения баланса, спокойствия, уверенности и формирования эмоциональных связей. Он не имеет конкретной временной обработки, но зависит от каждого ребенка, так как это уникальный и индивидуальный процесс. Выражение этих чувств является совершенно здоровой реакцией, но не следует пытаться этого избегать.

Каждый ребенок реагирует таким образом: может происходить застенчивое поведение, одни придерживаются взрослого, другие изолируют или подавляют себя, не хотят относиться к другим детям; они могут выражать печаль, слезы, истерику. Столкнувшись с этим внутренним конфликтом, который дети испытывают, спокойствие взрослых, которые заботятся о них, поможет им, предоставляя им безопасность и поддержку, которые помогут успокоить их страхи. Все это поведение постепенно исчезнет, так как ребенок развивается в своем процессе и, следовательно, решает свою адаптацию. Через короткое время они будут чувствовать себя в безопасности, уверенно, а также смогут завести новых друзей. Им нужно время и соответствующие условия в детском саду, поддержание рутины, чтобы помочь им предвидеть, что произойдет в течение дня и когда состоится воссоединение со своими семьями. Этот процесс, столь сложный для детей, также является тяжелым для родителей. Решение отправить детей в дошкольное образовательное учреждение может вызвать амбивалентные чувства.

С другой стороны, учреждения дошкольного образования должны стараться адаптироваться к индивидуальности каждого ребенка, уважая свой собственный ритм и стараясь приветствовать их с пониманием и любовью; создавая климат хорошего общения, в котором они чувствуют себя понятыми в выражении своих чувств и близкими к ним. На процесс адаптации детей к пребыванию в дошкольном учреждении оказывают воздействие следующие составляющие:

Социально – психологический уровень адаптации, в который входит:

– коммуникативное взаимодействие с ровесниками и взрослыми;

– степень тревожности;

– влияние семьи;

– уровень закаленности;

– уже присутствующие навыки самообслуживания;

– и непосредственно личностные особенности ребенка.

Психофизиологический уровень адаптации. Он имеет:

– особенности психомоторного развития ребенка в раннем возрасте;

– высокий риск совершенствования адаптационных нарушений и педагогический уровень.

Для ребенка нормально проявлять определенную реакцию на период адаптации, не следует забывать, что это очень большое изменение в его социальной, семейной и личной жизни. По этой причине важно понимать, уважать, помогать и сопровождать его на этом этапе. Некоторые из наиболее распространенных проявлений, от которых дети обычно страдают:

– изменения в питании, будь то потеря аппетита и повышение аппетита, регресс в некоторых аспектах, рвота и т. д. ;

– изменения в циклах сна, которые влияют как на количество, так и на качество сна, например: бессонница (трудность засыпания, парасомния, гиперсомния (постоянное чувство сна и неспособность отдохнуть);

– отсутствие доверия к педагогам, остальным детям в детском саду;

– отказ от выполнения задач, предложенных педагогами;

– тревога при разлуке с родителями;

– страх перед незнакомцами, в данном случае педагогами, детьми детского сада и т. д. ;

– агрессивные отношения и поведение, с педагогами и ровесниками;

– непрерывный плач, печаль, страх и т. д. ;

– регрессия в процессах, которые ребенок преодолел, таких как: питание, не желание спать в одиночестве;

– отношение изоляции, то есть не желание взаимодействовать с детьми в дошкольном образовательном учреждении.

Дошкольное учреждение предлагает много преимуществ. Это отличное место для детей, чтобы взаимодействовать со своими сверстниками и извлечь ценные жизненные уроки. Но посещение дошкольного образовательного учреждения вызывает некоторые чувства, как у родителей, так и у детей. У ребенка вход в новую дошкольную среду, полную педагогов и неизвестных детей, может вызвать как беспокойство, так и другие эмоции. Родители могут испытывать смешанные чувства по поводу того, готов ли их ребенок к детскому саду. Чувство комфорта с решением и атмосферой дошкольного учреждения может помочь как родителям, так и их ребенку чувствовать себя готовыми. Перед посещением детского сада родители должны провести время, разговаривая со своим ребенком о дошкольном образовании, прежде чем оно начнется. За несколько месяцев и недель до детского сада постепенно нужно показать своему ребенку занятия, которые обычно проводятся в детском саду.

При посещении детского сада в первый день, родители должны познакомить своего ребенка с педагогом, затем отойти в сторону и позволить педагогу начать налаживать отношения с ребенком. Независимо от того, хочет ли ребенок пойти в детский сад или нет, родители должно убедиться, что воспитатели готовы помочь ему в переходный период. Многие дошкольники начинают с ежедневного ритуала. Дошкольники обычно положительно реагируют на этот тип предсказуемой рутины и следование ей поможет облегчить переход от дома к детскому саду.

Педагоги несут ответственность за создание аффективной среды, чтобы дети открывали для себя этот новый мир, который отныне станет частью их жизни в полной безопасности и в ритме каждого из них. Период адаптации состоит из личного процесса, который ребенок должен провести, но который могут и должны обеспечить взрослые. Для этого выбираются различные способы, наиболее частые из которых состоят из: чередования дней посещения детского сада постепенного и еженедельного увеличения часов посещения.

Цели периода социальной адаптации:

– адаптации заключается в том, чтобы способствовать образованию и содействию адаптации к дошкольному образовательному учреждению и новой ситуации;

– создавать положительный и благоприятный первый опыт, который позволит интегрироваться в дошкольное образовательное учреждение;

– позволить разработке стратегий и ресурсов адаптироваться к новой ситуации;

– избегать травматических триггеров и развивать уверенность и безопасность ребенка.

Таким образом, успешность социальной адаптации к дошкольному образовательному учреждению зависит от характеристик, свойств, приспособления к условиям новой среды, а также является одним из главных психолого-социальных механизмов становление личности. У детей стабильность к стрессу еще не выработана и ответом на эмоциональный стресс не редко считаются психосоматические нарушения. Кроме того, для дошкольников особенно значимо отсутствие трудностей, и удовлетворение физиологических потребностей, повышенная организованность действий и комфортность при осуществлении какой-либо деятельности.

Организация работы педагогов по психолого-педагогическому сопровождению детей в период адаптации к дошкольному

образовательному учреждению

На основании с новыми требованиями в системе дошкольного образования как никогда становится востребованным психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. В этом процессе для благоприятной адаптации детей должны участвовать не только педагоги, но и родители и педагоги-психологи. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника – это организованная деятельность, в процессе которой формируются социально-психологические условия для успешного обучения и развития каждого воспитанника в дошкольной образовательной среде.

Адаптация определяется как ключевой процесс перехода детей в раннем возрасте, основанный на следующих образовательных принципах:

– индивидуальность: у каждого ребенка есть свой ритм при творчестве, чувстве, понимании, видении другого, выполнении деятельности;

– постепенно отделение от семьи: по мере увеличения продолжительности пребывания ребенка в детском саду сокращается время, которое родитель проводит с участием со своим ребенком в процессе адаптации. Помимо вовлечения ребенка в эти изменения, эти мероприятия объединяют семью, так что адаптация характеризуется большей безопасностью и уверенностью;

– постепенное включение процессов и мероприятий: различные моменты и мероприятия, которые ребенок осуществляет в учреждении, постепенно включаются. Удовлетворение основных потребностей ребенка, таких как питание, игры и все мероприятия, проводимые педагогами, подразумевает новые сложные действия для ребенка;

– игра способствует формированию взаимосвязей, которые позволяют хорошо адаптироваться к новым условиям жизни и контактировать с другими детьми и взрослыми;

– принцип гибкости во внедрении новых привычек и уважении существующих: все обычные условия ребенка должны оставаться идентичными максимуму, постепенно вводить новые переменные и избегать повышения уровня тревоги.

Важно также заметить, что в процессе обучения в дошкольном образовательном учреждении мотивация является еще одним определяющим фактором. Взрослые должны быть заинтересованы в том, что ребенок делает в детском саду, для этого они должны поддерживать хорошее общение с педагогами, чтобы быть в курсе развития ребенка.

В пользу успешной реализации психолого-педагогического сопровождения детей и их родителей в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению применяются разные формы работы, по нашему мнению, могут быть следующие:

– психолого-педагогическая профилактика – позволяет предотвратить появление тех или других проблем. Особенность психолого-педагогической профилактики в раннем возрасте заключается в опосредованности влияния на воспитанника через родителей и педагогов;

– диагностика – мониторятся нормы развития воспитанника, его эмоциональное состояние, его затруднения в адаптационный период, применяются такие методы как тестирование с последующей интеграцией и анализом результатов;

– психолого-педагогическое консультирование – осуществляется коммуникативным взаимодействием как с педагогами, так и с родителями воспитанников, которые нуждаются в психологической помощи по разным вопросам;

– педагогическое просветительство – формирование психологической культуры, обновление и развитие психолого-педагогической компетентности педагогов, воспитанников и их родителей.

Для осуществления психолого-педагогического сопровождения воспитанников в адаптационный период, применяются облегчающие меры: реализуются мероприятия по подготовке детей к поступлению в дошкольное образовательное учреждение, далее организовывается работа с вновь прибывшими воспитанниками.

Организовывая мероприятия по поводу подготовке воспитанников к поступлению в дошкольное образовательное учреждение, необходимо провести родительское собрание. Во время собрания обязательно нужно рассказать родителям об особенностях адаптационного периода к условиям дошкольного образовательного учреждения и ознакомить их с информацией на тему: "Как подготовить ребенка к детскому саду".

Так же следует оформлять в помещении дошкольного образовательного учреждения стенды с актуальной информацией от педагога-психолога, в которой будет содержаться материал: «Как обеспечить успешную адаптацию», «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад» и тому подобное. В группах в родительских уголках для родителей размещают памятки с важной и полезной информацией: «О профилактике трудностей адаптации», «Первый раз в детский сад», все это служит для обеспечения положительного эмоционального настроя.

Взаимодействие с родителями включает в себя: родительские собрания с последующей тематикой: «Адаптационный период ребенка», «Особенности адаптационного периода к условиям детского сада», материалы от педагога-психолога «Капризы при адаптации к детскому саду», «Ошибки родителей в период адаптации ребенка к детскому саду».

Работа с педагогами и специалистами узкой направленности предполагает проведение консультаций, семинаров, педсоветов по организации психологического комфорта воспитанников в детском саду, даются рекомендации на каких детей следует обратить внимание тревожных, пугливых, возбудимых, гиперактивных и с альтернативными индивидуальными особенностями в поведении. Взаимодействие с педагогами, предусматривает методическое обеспечение по психолого-педагогическому сопровождению на методических консультациях, а также обговаривается организация общеразвивающей среды в группах, все это содействует личностному самоопределению, формированию жизненных компетентностей воспитанника в дошкольном образовательном учреждении.

Работа с воспитанниками: во время режимных моментов, ведется наблюдение за эмоциональным состоянием ребенка, за его поведенческими проявлениями, также реализуются индивидуальные и групповые занятия, на которых целью является установка эмоционального контакта, снятие психоэмоционального напряжения ребенка, а также следует дать воспитаннику представления об условиях детского сада, и помочь ребенку установить контакт с другими воспитанниками. Наряду с этим можно применять всевозможные приемы, игровые упражнения, пальчиковые игры, песочная терапия, музыкальная терапия, упражнения по релаксации, все это будет помогать для установки эмоционального контакта и положительных отношений как со взрослыми, так между воспитанниками. Осуществлять работу с воспитанниками, в адаптационный период к условиям дошкольного образовательного учреждения необходимо принимать во внимание следующие требования:

– на первых неделях количество воспитанников не более 6-8 человек, чтобы обеспечить каждому ребенку индивидуальный подход;

– повторяющие упражнения воспринимаются легче, поэтому занятия и игры нужно повторять многократно, так как дети любят знакомые им игры;

– длительность занятий обязана отвечать возрастной норме воспитанников;

– надлежит осуществлять эмоциональное общение с каждым воспитанником, через средства тактильности ими могут быть: прикосновение, улыбка, контакт глаз.

Таким образом, адаптационный период для детей и их родителей к дошкольному образовательному учреждению всегда была и остается психологически трудным периодом. Поэтому всем участникам образовательного процесса следует взаимодействовать сообща, так они получат больше положительных результатов, чем если специалисты, будут работать отдельно друг от друга. Найти правильный подход к воспитанникам, и заложить правильные предпосылки для его социализации в адаптационный период, поможет знание учета специфики. Главным содержанием работы педагога-психолога является осуществление психолого-педагогического сопровождения воспитанника и его родителей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Период адаптации считается фундаментальным в дошкольном образовании, поскольку он позволяет детям постепенно адаптироваться к новому пространству, новым педагогам, новому коллективу. Необходимо подчеркнуть важность плавной коммуникации между родителями и педагогами, чтобы как можно скорее помочь ребенку в его адаптации.

Воспитанник, который удовлетворительно выполняет период адаптации, будет в безопасности и счастлив в дошкольном образовательном учреждении, адаптируется к новым правилам и процедурам, а его учебный процесс будет оптимальным. Напротив, ребенок, который не адаптируется или который кажется адаптированным, потому что не выражает своих чувств, может представлять серьезные проблемы позже.

Для благоприятного процесса адаптации, со стороны дошкольного образовательного учреждения важна систематическая деятельность специалистов, нацеленная на психолого-педагогическое сопровождения всех участников образовательного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение — это процесс совместного взаимодействия сопровождающих специалистов и личности, направленное на оказание помощи, на создание социально-психологических условий, для развития личности, способствующие успешному обучению.

Таким образом для реализации психолого-педагогического сопровождения в период адаптации воспитанников к дошкольному образовательному учреждению, осуществляется с помощью применения разных форм работы, к ним относятся: психолого-педагогическая профилактика, диагностика, психолого-педагогическое консультирование, педагогическое просветительство, и включает в свою работу всех участников образовательного процесса.

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения» Адаптация – это приспособление к новым условиям, причем она необходима не только при поступлении в детский сад, но и после болезни, летних.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение детей в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения
Опубликовано: 13 февраля 2025 в 12:55
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения» (включая файлы) размещена пользователем Яна Козлова (УИ 530082) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 февраля 2025 пятница
Праздник книгодарения!
Праздник дружбы и любви!
С днем компьютерщика!
15 февраля 2025 суббота
Православный праздник Сретение!
День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества
Праздник гиппопотама!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД